Игры разумов (The Professor and the Madman), 2019

Повесть о языке дружбы, или Союз лингвистов – страшная сила

Джеймс Мюррей (Гибсон) очень любил языки. И знал их превеликое множество. Посему когда оксфордское издательство решило еще раз попытаться создать новый, глобальный словарь английского языка и пригласило Мюррея его редактировать, Джеймс с удовольствием согласился. Он знал, какой огромный пласт работы ему требуется проделать, но не представлял насколько.

И если бы не помощь волонтеров со всех концов англоязычного мира, проект бы скончался не родившись.

Самым полезным таким волонтером стал Уильям Честер Майнор (Пенн), буквально вытянувший словарь из ямы своим тонким пониманием языка, и эрудицией.

Уильям – убийца и сумасшедший, находящийся на излечении в лечебнице для душевнобольных преступников. Уильям – ставший Мюррею хорошим другом и братом по духу. Уильям – жизнь которого находится в опасности, и лишь у Джеймса, и еще одной особы есть шанс спасти Честера. Вот только хватит ли у них сил, удачи и настойчивости?

 

За последние десятилетия байопиков мы насмотрелись вдоволь. Нам рассказывали о президентах («Линкольн» (http://perekat.kiev.ua/линкольн-lincoln-2012-рецензия-обзор/ ) и о тех, кто снимал президентов «Уотергейт» (http://perekat.kiev.ua/уотергейт-крушение-белого-дома-mark-felt-the-man-ни/). О вице-президентах («Власть» (http://perekat.kiev.ua/власть-vice-2018-чейни-сheney-бэйл-bale/), культовых певцах («Богемская рапсодия» (http://perekat.kiev.ua/богемская-рапсодия-bohemian-rhapsody-2018-меркьюри/), премьер-министрах («Железная леди» (http://perekat.kiev.ua/железная-леди-рецензия-обзор/) и основателях ФБР («Дж Эдгар» (http://perekat.kiev.ua/дж-эдгар-рецензия-обзор/). Да о ком нам только не ведали!

Как оказалось, например, об отце родном Оксфордского словаря английского языка – одном из известнейших словарей самого, пожалуй, популярного языка на Земле.

Прямой перевод названия ленты – «Профессор и безумец».

Точнее не столько о Дж. Мюррее, сколько о его соратнике и друге У. Честере. Личности весьма любопытной и, мягко говоря, неоднозначной. Личности, блестяще изображенной  Шоном Пенном («Игра», «Охотники на гангстеров», «Ганмен»). Я мало видел работ этого лицедея, и посему «Игры разумов» стали для меня своеобразным знакомством с Пенном. Знакомством приятным. Его Честер очень хорош. Бравый военный хирург, познавший ужасы фронта. Потерявшийся пожилой мужчина, чья голова переполнена агрессивными призраками прошлого, от которых он обороняется по мере разумения. Невольный преступник, перечеркнувший не только свою жизнь. Пытающийся искупить вину и хоть немного исправить содеянное. Человек, получивший возможность приложения своих талантов, упорства и знаний. Увидевший луч света в своем темном царстве. Обрушившийся в самые глубокие пучины безумия.  

Сыграно шикарно. Эмоциональные перепады. Мимика, выражение глаз. Периоды сумасшествия, перемежаемые днями просветления, посвящаемыми работе. Мощный, недюжинный, пытливый, острый разум, подмечающий все вокруг, проявляющий себя в те моменты, когда не находится под влиянием психологической травмы, изменившей его судьбу. В другое время и при других обстоятельствах Уильям мог бы своим гением двинуть вперед какую-нибудь сферу людской деятельности, от литературы до медицины. Но как обычно, вмешалась война.

Мэл Гибсон («Смертельное оружие», «Весёлые каникулы», «По соображениям совести» — режиссер ) и его Мюррей откровенно на вторых ролях, но тоже весьма хорош.

Выдающийся лингвист, филолог, самоучка, сформировавший себя сам, фанатик слова и языка, упорный исследователь, родитель идеи привлечь к составлению словаря непрофессионалов. Могутный шотландец с седой окладистой бородой и верой в свое предназначение.

Из женских образов надо отметить Натали Дормер («Голодные игры: Сойка-пересмешница», Маргери Тирелл из «Игры престолов», «В темноте/ Невидимка»). Несчастная женщина из простонародья, пережившая жуткую потерю, вынужденная всеми средствами удерживать на плаву многочисленное семейство. Идущая на компромиссы с совестью. Осознавшая, что жизнь продолжается, и в ней случаются новые открытия, свежие возможности и неведомые чувства. Дающая нам шикарное развитие образа и хороший повод «на подумать». Предательство памяти, или нормальное движение вперед? Недопустимая слабость, или естественное стремление к силе духа, уму и знаниям? Решать вам.

Фильм снят по книге Саймона Винчестера «Учитель и безумец: История убийства, сумасшествия и создания Оксфордского словаря английского языка», права на которую Гибсон купил еще в 1998 году.

Перед нами очень эмоциональная, пронзительная, трогательная история. Тяжелая, но все же оптимистичная. Такая история не могла закончиться хорошо. Хорошо в привычном смысле (все довольны, все вместе, все смеются) она и не закончилась. Но все же.

Лента атмосферная, хорошо передающая дух неторопливого джентльменского 19 века. С дамами, наблюдающими за игрой подростков из удобных кресел, установленных прямо на лугу. Огромными книжными стеллажами, неторопливыми заседаниями, плавными научными интригами.

Лента актерская, разговорно-антуражная, экшен тут отсутствует как класс. Зато психологии хватает.

Зрителю расскажут о настоящей мужской дружбе. Двух умудренных годами умных джентльменов, знатоков языка, наслаждающихся общением, литературными играми и аллюзиями, знанием и эрудицией друг друга. Дружбе, дающей силы творить чудеса и крушить любые препоны.

О ненависти и любви, между которыми крайне небольшое расстояние.

О психотравмах, разрушающих жизни.

О любимом деле, развитии, надежде, прощении, искуплении.

О разуме и безумии. О доверии (и недоверии) к своему мозгу.

И, конечно же, о слове и языке. Одном из непременных свойств людского разума. Богатейшем явлении, способном очаровывать, завораживать, сводить людей, позволяющем погружаться в себя, как в безбрежный океан, дающем смысл жизни, увлекающем и возносящим на вершины.

Эрго. Эмоциональное путешествие в мир языка, дружбы и безумия с отличной ролью Пенна и качественной работой Гибсона. Настройтесь на неторопливую историю об отношениях людей, не ждите внешнего действия и сможете получить немало удовольствия.

P. S. На аннотацию/синопсис к картине не обращайте внимания, она обещает вам интригу о коварном криминальном таланте Честере, которой на самом деле в фильме и не ночевало. Лента абсолютно о другом.

Режиссер: Фарад Сафиниа

В ролях: Мэл Гибсон, Шон Пенн, Натали Дормер, Джереми Ирвин, Дженнифер Или, Стив Кугэн, Стивен Диллэйн, Эдди Марсан, Йоан Гриффит, Лоуренс Фокс

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.