Разведка – дело аморальное, или Еще раз о семейной жизни шпионов
Джордж и Кэтрин казались идеальной парой. Искреннее уважение и любовь друг к другу. Готовность сделать для партнера, что угодно. Никаких измен.
А еще они оба трудились в британской разведке – мастерами обмана и манипуляций, львиная доля жизни которых происходила под прикрытием кодовой фразы о черном чемодане, означающем закрытую от всех, включая коллег, информацию.
Так продолжалось до того момента, пока Джорджу не поручают отыскать предателя — виновного в исчезновении загадочной программы «Север», при попадании которой не в те руки могут погибнуть тысячи людей. В списке подозреваемых пять имен, среди которых Кэтрин.
Джордж начинает копать, приходя к выводу, что ситуация вокруг «Севера» еще сложнее, чем ему казалось.
Приятный шпионский триллер с хорошей интригой, «вот это поворотом» и детективным расследованием. Смешавший натурные картины Лондона с напряженными беседами в замкнутом пространстве. А вот активного действия не ждите, за этим к Бонду.
Довольно скоро и нам и героям становится понятно, что все не так, как кажется на первый взгляд. У Джорджа откровенно маловато информации. И вокруг него начинается некая нездоровая операция с далеко идущими целями.
ГГ приходится много думать, изрядно рисковать, порой идя по стопам классических британских сыщиков. Финальная беседа-игра и вовсе проводится в стиле незабвенного Пуаро.
Также обращает на себя внимание отношение постановщиков к доблестным британским разведчикам. Выглядят они в картине не лучшим образом. Махровая профессиональная деформация, вынуждающая обманывать и изворачиваться даже при общении с близкими людьми. Ложь, как часть работы. Аморальность – как стиль жизни. Нелегко тамошним Штирлицам в быту, будем честными.
Если верить тырнетику: «Чёрный чемодан (black bag) — прослушка, слежка, наблюдение или получение информации без официального разрешения. Название основано на чемоданчике с инструментами, который использую взломщики».
Продолжают эту линию настольные игры, организованные Джорджем. Их нам покажут две штуки, разыгранные на пятерых (исключая ведущего) участников-подозреваемых. Проходят в формате диалогов. Вопрос. Реакция на вопрос. Ответ. И наблюдение Джорджа за реакциями собеседников. Как именно дан ответ. В какой форме. Какими жестами сопровождался.
Даже жаль, что этим забавам шпионов уделили маловато времени. На них одних можно было выстроить большую часть картины.
Но играми постановщики не ограничились. Мы окажемся в святая святых разведки. Понаблюдаем за их совещаниями. Работой психолога. Шантажом и обманом коллег. Разведчиками, практически каждый из которых гнет свою линию, пытаясь оказать судьбоносное влияние на реальность. Почему? Потому что могут.
Вишенкой на торте взаимодействие Джорджа и Кэтрин. Внешний слой благополучной семьи, наполненной любовью и готовностью за партнера порвать пасть любому. Противоречия между внешней готовностью пожертвовать супругой в случае ее предательства, и наполненными страстью словами, обращенными к Кэтрин. Физически ощущаемое напряжение во время бесед, особенно со стороны Джорджа, пытающегося понять виновность или невиновность любимой. Их пикировки с подтекстом в подтексте.
Кстати, в процессе нам подарят еще одну яркую историю любви, отдаленно напоминающую историю Джона и Лары из Побега. А заодно еще раз поговорят о нюансах, проблемах брака («Ложь», «Смит»), и способах их решений, которых не так уж и много (но и не так уж и мало): любовь, доверие, поддержка.
Главные герои хороши. Джордж (Фассбендер («Бесславные ублюдки», «Центурион», «12 лет рабства», «Советник», «Люди Икс: Апокалипсис», «Прометей», «Чужой: Завет», «Кредо убийцы» , «Снеговик», «Убийца»). Сухарь, застегнутый на все пуговицы. Практически никогда (за одним исключением) не позволяющий эмоциям выбраться наружу. Кстати, уже во время этого всплеска нервозности ему должно было стать понятно, кто в деле, слишком уж нарочито на это всплеск не обращали внимания. Не терпящий лжи и лжецов (как он при этом общается с коллегами – оставим на совести сценаристов). Местный инквизитор, «раскручивающий» сотрудников разведки на полиграфе (в действенность этого прибора у создателей ленты нет веры от слова «совсем»). Отличный повар, любитель кулинарии и размышления за удочкой. Отдельное спасибо за визит в прошлое Джорджа. Нынче мало кто из постановщиков озабачивается шлейфом роли для персонажа.
Кэтрин (Бланшетт («Талантливый мистер Рипли», «Корабельные новости», «Охотники за сокровищами», «Хоббит: Нежданное путешествие», «Хоббит: Пустошь Смауга», «Хоббит: Битва пяти воинств», «Тор: Рагнарёк», «8 подруг Оушена», «Тайна дома с часами», «Не смотрите наверх», «Аллея кошмаров», «Тар»). Изысканная, холеная, стильная, таинственная женщина – натуральная феми фаталь. В паре у нее, безусловно, подчиненная роль, но даже в этих сложных условиях и при статусе «объекта», Кейт смотрится «на ура».
Четыре молодых подозреваемых откровенно блекнут на фоне главной парочки. Снабжены они от силы одной индивидуальной чертой на каждого (а у некоторых и без этого обошлись). И, невзирая на пару попыток активной внешней игры, запоминаются слабо.
В наличии также начальник разведки в исполнении Броснана («Искусственный интеллект. Доступ неограничен», «Иностранец», «Черный Адам» «Гангстерленд») Дедушка тут больше в режиме «камео уважаемому лицедею» и особой игрой не заморачивается. Кто хочет убедиться, что Пирс еще могет, добро пожаловать в Mobland.
Эрго. Недурной шпионский триллер с парой качественных актерских работ, раздумьями о семейной жизни и сути спецслужбистов.
Режиссер: Стивен Содерберг
В ролях: Майкл Фассбендер, Густаф Скарсгард, Кейт Бланшетт, Том Бёрк, Мариса Абела, Реге-Жан Пейдж, Наоми Харрис, Каэ Александр, Мартин Бассиндэйл, Пирс Броснан
P. S. А все же жаль, что Джордж обломал игру оппонентов: при всей моральной неоднозначности их замысла, потенциальное окончание войны того стоило.