Томаш Низиньский «Танец марионеток». — М.: АСТ, 2020. Серия: Шедевры фэнтези (Первый роман цикла «Выцветшие знамёна»).
Хулиганское фентези, или Издевательский наемник
Служба поручику седьмого наемного полка Исевдриру Норгаарду медом не казалась. Столица пограничной провинции захваченного его нанимателями Каэлларха была недружелюбным местом. Всеобщая ненависть местных, конфликты с Городской стражей, набираемой из аборигенов, презрение к наемникам со стороны солдат эрейской армии, тупость подчиненных и давление начальства.
Однако, принимаясь за поиск членов таинственной касты воинов «Круг», регулярно устраивавших мятежи в столице, поручик не знал, что все неприятности, пережитые им ранее, были еще цветочками.
Польская фантастика, настоящим девятым валом обрушившаяся на нас в последние годы, в подавляющем большинстве оказывалась годной литературой.
Дукай, Вегнер , Гжендович , Пискорский, Збешховский, Майка, Пшехшта, Комуда, Саульский, Гурский , Косик и снова Гжендович либо радовали, либо по крайней мере не расстраивали. Был лишь один автор, книга которого показалась откровенно слабой — Гузек. Низиньский стал вторым польским автором, как на меня, абсолютно не обязательным к прочтению.
Перед нами немудреная солдатско-наемничья история, радующая лишь черным юморком, балансирующим на грани ядовитого сарказма и злой иронии. Автор ведет свой рассказ от первого лица Иса, а наш поручик оказывается весьма язвительным типом. Низиньский поиздевается над святым для современного человека – демократией (хотя остальным формам правления также мало не покажется). Над очередным западным фетишем – расизмом. Вредными аспектами власти. Религией, которая становится всего лишь еще одним полем, на котором каэлларахцы соперничают с захватчиками из королевства Эреи. Жадностью власть имущих и гонором родовитых аристократов. Тупостью и быдлячьим поведением простого люда. Скользкими и могущественными банкирами, вертящими, как марионетками, кем угодно. Социальными потрясениями и попытками революционных перемен. Армейскими порядками. Даже сыру с плесенью достанется. Часть тем смотрятся откровенным анахронизмом для условного позднего средневековья – но это дело такое, некритично.
Настоящим украшением романа становятся местные демоны. С одной стороны – ничего особенного. Есть Ад, чьи бессмертные обитатели старательно, не покладая конечностей, собирают людские души. В Аду есть иерархия (типа ассистента вице-архидемона), квартальный план, количество ежемесячных контрактов по сбору душ, продвижение по дьявольской лестнице, чтобы оказаться в круге ада повыше.
Но есть нюанс – согласно научным исследованиям, никаких душ не существует. Соответственно недалекие демоны — формалисты, чей мир консервативен и дремуч, предлагают людям сверхчеловеческие умения за пустышку. Самое забавное, что многие демоны, к примеру, Вельзевул, принявший человеческий облик, чтобы стать букинистом, об этом прекрасно знают.
С третьей стороны – вся эти исследования местных «британских ученых» могут быть лишь уловкой обитателей Преисподней. Кто у нас там Отец лжи?
Вдобавок главный герой любит обращаться к читателю – ломая несчастную Четвертую Стену. Причем чаще всего с очередными издевательскими комментариями происходящего.
Магия у Низиньского осталась в далеких языческих временах, когда боги с удовольствием наделяли силой своих последователей. Хотя те же жители Каэлларха не против вернуть старые-недобрые анималистические культы, когда каждый, к примеру, мог попытаться достичь полубожественной мощи, с помощью ритуала соединив свое тело со звериным.
Сейчас колдовство стало привилегией ордена некромантов, состоящих на королевской службе. С одним из повелителей мертвых мы познакомимся вплотную.
Место волшебства в повседневной жизни повсеместно заняла алхимия. Ее продуктами локация буквально забита. От сильнодействующих усыпляющих средств и транквилизаторов до взрывчатых веществ и «святой воды» — средства для супербыстрого набора мышечной массы. Правда, с летальным исходом через пару месяцев. Что любопытно – порох тут лишь экспериментальное вещество, над которым работает один двинутый алхимик. Чем же они тогда взрывают?
Происходящее на диво локально, лишь к финалу чуток выступая за пределы одной роты наемничьего полка. Явные попытки создать Черный отряд-лайт. Вот только с персонажами не сложилось.
Герои колоритны, но картонны и абсолютно не запоминаются. Может потому, что автор озаботился максимум об одной отличительной черте для каждого. Чи- умная. Олух –большой и тупой. Ферре — суперкрутой фехтовальщик. Зеленый в очках. Оуанга черный. Разве что безумный как Шляпник алхимик Йорлан хорош.
Главного героя лучше всех охарактеризует Филатов: «ни красавец, ни урод, ни румян, ни бледен, ни богат, ни беден, ни в парше, ни в парче, а так, вообче». Поручик (блин, почему тогда не корнет? Звание из другого времени воспринимается не лучшим образом) Исевдрир Норгаард – не большого ума, не великого роста, без особых умений и талантов. Не идиот — ротой управлять способен. Циничен, ироничен, трезво смотрит на вещи, не жаждет потрясений, хотя готов на изменения. И то хлеб. Хотя для главного протагониста маловато. Опять же никакого шлейфа роли нет и близко. Максимум что мы о нем знаем – родом он с Северного края другого континента. Фсе.
Экшена в обрез. Пара вялых потасовок, скромный бунт, ночной поход. Не фонтан.
Есть слабенькая детективная линия по поиску неуловимого Круга. Влиятельные аристократы – частенько выныривающие в центре внимания героев. Третья сила, оказывающаяся самой сильной из всех сил. Не редкость солдатский матерок, хватает убийств, чернухи — обычный быт наемников.
Эрго. Простенькое наемничье-солдатское фентези, с хулиганским черноюморным стилем, локальными проблемами, героями-раздолбаями, сломом четвертой стены. Откровенно на любителя.