Тенеграф, Пискорский К.

Кшиштоф Пискорский “Тенеграф». — М.: АСТ, 2017 г. (Серия: Легендарные фантастические сериалы)

Двойственные приключения благородных идальго, или Солнечные будни фехтовального города

Отправляясь на встречу с заказчиком, бретер и учитель фехтования Арахон И’Барратора, предполагал, что дело может закончится кровью. Однако он не рассчитывал сегодняшним утром столкнуться с неизвестной фехтовальщицей из далеких земель и узнать, что его с потрохами  продал нынешний патрон. А уж тем более стать мишенью охоты таинственных патрийцев.

Печатник Эльхандро Камина, готовя в набор Мемуары о двадцатилетней войне, в глубине души понимал, что рискует. Многовато было в книге острых углов и грязных слов о власть имущих. Но предположить, что дело даже не дойдет до печати. Это уже слишком!

Ученый муж Эль Хорбранвер, собираясь объявить о своем новом изобретении – тенеграфе, тоже изрядно сомневался. Ступать на зыбкую почву теологии и исследований природы солнечной тени было опасно. Слишком уж большую роль играли тени в жизни горожан. Слишком уж под пристальным вниманием Светлого Капитула находились все, кто работал с ними. Но подумать о том, что тенеграф станет причиной опасности не только для него самого, но и для дочки Хорбранвер не мог.

А уж тем более никто из троицы и не мыслил о том, что их судьбы вскоре переплетутся в клубок, оказывающий влияние не только на них самих и знакомых им людей, но и на всех жителей Серивы.   

 

Польская фантастика продолжает радовать нас с вами все новыми и новыми достойными именами. Яцек Пекара (http://perekat.kiev.ua/слуга-божий-пекара-я/ ). Яцек Дукай (http://perekat.kiev.ua/иные-песни-дукай-я/ ). Роберт Вегнер (http://perekat.kiev.ua/сказания-меекханского-пограничья-се/ ). Ярослав Гжендович (http://perekat.kiev.ua/гжендович-ночной-странник-владыка/ ). Теперь вот Кшиштоф Пискорский. Журналист, сценарист компьютерных и ролевых игр, переводчик, первый роман которого — Wygnaniec увидел свет в 2005 году. С тех пор на его счету почти 10 романов, пять фантастических премий и десяток номинаций. А также теплые слова другого известного польского автора Яцека Дукая, как раз в адрес нашего сегодняшнего героя – «Тенеграфа».

Романа действительно интересного.

Первым привлекает внимание место действия. Дело происходит в неплохо продуманном фентезийном мире, а конкретно Серива явно навеяна средневековыми испанскими мотивами. Все эти благородные идальго, реконкисты, залитые солнцем улицы, сиесты (тут, правда, они появились по другой причине), инквизиторы, бретеры, школы фехтования, поединки, наемные убийцы с рапирами в руках. Этот довольно редкий в фентези антураж, с ходу добавляет роману пару десятков вистов. Тем более что у автора получилось создать живой, наполненный мир с огромным количеством нюансов и особенностей. Мир со своей историей, культурой, обычаями и одним глобальным отличием от нашего. О котором чуть позднее.

Мы будто оказываемся вместе с героями на узких улочках Серивы, вдыхаем морской воздух и наблюдаем за разгрузкой кораблей в порту, следим за игрой в кости на ступеньках таверны, шествуем вдоль рядов местного рынка, гуляем по центру города, с восхищением заглядываем в королевский дворец и с опаской в окраинные районы, или, не дай создатель, на Монастырское взгорье.

Погружение в мир романа на высоте.

Вдобавок автор постепенно раскрывает перед нами историю своего детища. Историю такую похожую и одновременно непохожую на нашу. Двадцатилетние войны, возникающие из-за тупости, гордыни и ограниченности стоящих у власти. Героические солдатские подвиги во время сражений, и позабытые ветераны без гроша в кармане. Интриги местных грандов и зловещая тень инквизиции. Создание и падение империй и халифатов. Завоевание и реконкиста.

Шикарно дополняют картину рассуждения и рассказы Хорбранвера о местной науке (его исследования природы воздуха просто шик). И о восточных профессорах, переплетающих науку с заклинанием тени.

А теперь об обещанном отличии. У Пискорского тени это не просто «пространственное оптическое явление», в котором можно спрятаться от палящих лучей дневного светила. В мире «Тенеграфа» от соприкосновения теней при солнечном свете происходит соединение: люди получают и отдают часть себя другому человеку. Мысли, воспоминания, чувства, умения, кусочки души. При кратком контакте – фрагменты и ощущения, при длительном – соответственно. Причем это касается только теней живых существ и только при свете солнца.    

Помимо этого существует целое тенепространство, отдельный мир, разделенный на множество слоев, в большинстве из которых человек может существовать ограниченное количество времени. Через него можно путешествовать, сокращая часы до минут, переходя в светлый мир в абсолютно неожиданных местах, либо используя его как портал. Тенепространство, имеющее своих обитателей — существ тени, с которыми даже возникало две полноценных войны.

-Тенемастера, люди с загадочными знаниями, без которых не может обойтись ни один властелин. Люди, при этом считающиеся в обществе париями, изгоями, вплоть до периодических погромов чернью их жилищ.

-Антигелионы – существа тени, паразитирующие на человеке.

-Ребра Юга и Севера – маяки среди тенепространства, причины Войн Теней.

-Тенестрелы – стрелковое оружие, использующее тенепространство для ведения огня. Кстати почти повсеместно вытеснившее пороховые аналоги.

В общем, польский писатель создал натуральную «тенемагию» — интересную, завораживающую и весьма оригинальную.

Достает в романе и действия, ведь Кшиштоф с огромным удовольствием вводит в повествование элементы литературы «плаща и кинжала» (точнее рапиры). Интригующая знать, борьба за власть, королевские шпионы. Главный герой так и вовсе настоящий фехтмейстер, наемный рубака и убийца с немалым личным кладбищем за плечами. Кстати, несмотря на душегубство, Арахон получает от читателя изрядную долю сопереживания. Может благодаря тому, что на тот свет отправляет почти всегда таких же прожженных головорезов (хотя бывают исключения). Может благодаря мрачному обаянию ветерана войны, прошедшему огонь, воду и медные трубы. Может благодаря истории о вражде с Винсензом, и отношениям с его семьей. Может благодаря некоторым жестким моральным устоям. Может благодаря недюжинному искусству фехтовальщика.

Схватки описаны у Пискорского красочно и нескучно. Вдобавок автор подарил своему протагонисту некий Магический круг — технику боя, соединяющую геометрию и фехтование. Любопытный ход. Имеется у И’Барраторы богатое прошлое, с которым мы знакомимся по ходу повествования. Есть свои скелеты в шкафу, обязательства, привязанности, тайны и устремления. Создан персонаж с душой, и к середине книги воспринимается буквально родным человеком.

Чуть скромнее, но все равно подробно описан и Хорбранвер. Разве что Камине досталось чуть меньше авторского внимания.

Добавляет в блюдо остроты таинственная личность рассказчика – человека общающегося с читателем с первых страниц и долгое время скрывающего свою личность. Со временем доводя наше любопытство до высшего накала. А потом тайна раскрывается, история приобретает любопытный новый оттенок, еще больше расширяя границы созданного Кшиштофом мира и на порядки поднимая уровень решаемых героями проблем.

Эрго. Стильное атмосферное фентези в испанском духе с хорошо проработанным миром, привлекательными героями и оригинальной «тенемагией».

Запись опубликована в рубрике КНИГИ-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.