Сонная лощина (Sleepy Hollow), 1999 — рецензия (обзор)

Страшная сказка, окутанная туманом, или Безголовое зло

1799. Нью-йоркский констебль Икабот Крейн был настоящим поборником прогресса и современных научных методов в расследовании преступлений. Вот только консервативное начальство не ценило продвинутого сотрудника.

Отправив его расследовать странные преступления в отдаленном поселении Сонная лощина. Где нашли уже три обезглавленных трупа, а местные жители во весь голос поминали всадника без головы, вернувшегося из врат Ада.

 

Вольная интерпретация новеллы Ирвинга «Легенда о Сонной Лощине» вовсю эксплуатирует густой туман, осенний лес, готичную атмосферу и молодого Деппа, который тут, как для своих ранних работ, на диво много гримасничает.   

Вышло антуражно, с некоторой долей иронии, и разнообразием поджанров, толкающихся локтями за зрительское внимание.

Перед нами не совсем детектив. Расследование, безусловно, присутствует, но откровенно теряется за готичным обрамлением. На лавры никого из великих сыщиков Крейн не претендует, несмотря на все стремление к передовым инструментам полицейской науки. Так, плывет по течению, подмечая очевидное и заторможено соображая. Тем паче, что серьезных кандидатов на роль главгада у нас не сады.

Не совсем ужастик-хоррор. При всех попытках «нагнать жути», смотрится происходящее комиксно-карикатурно. Всерьез переживать за героев не получается.

Не совсем фентези. Есть фантэлемент, серьезно влияющий на сюжет, есть элементы колдовства (или нет?), но без «высокого штиля» создатели ленты обошлись, склоняясь скорее к сказочной подаче материала (все помнят, что сказки тех времен, аж никак не истории для малышей на ночь).

Не совсем триллер. Напряжение и «трепет» присутствует, но по саспенсу Лощина серьезно не дотягивает ни до Призраков ни до Места.

И аж никак не серьезная драма. А некий винегрет из всех вышеописанных элементов. Еще и с комедийными вкраплениями, за которые отвечает Уокен с шевелюрой, зубками и глазками, а также манеры и приблуды Деппа.

Больше всего внимания Бёртон уделяет атмосфере. Она, как почти всегда, вышла у него неплохо.

Давящие тучи, сумрачная погода, без единого проблеска солнца. Осенний, голый лес с сумрачными стволами. Гнетущая музыка. Вечный надоедливый туман (с этим компонентом Тим несколько переборщил). Инфернальное дерево мертвых. Вуалистая ведьма.

Обстановка Сонной лощины. Кладбище, первым встречающее приезжих. Неприветливые горожане, закрывающие ставни при приближении незнакомцев. Вышка, окружена частоколом, на которой караулят хмурые мужики с ружьями.

Добавляют перчику в блюдо костюмы, декорации, строения (дизайн и работа художника-постановщика собрала немало призов и номинаций) и прочий антураж конца 18 века.

Хочется отметить темпоритм ленты, чередующий плавные элементы, подчеркивающие обстановку темной сказки, с динамичными, взрывающимися бешеной скачкой, погонями и рукопашной. Причем, нередко эти два подхода монтируются в одной сцене. Мастерство не пропьешь.

Некоторое время мы, глядя на мир глазами прогрессивного констебля, можем себе позволить свысока относиться к предубеждениям забитых аборигенов Лощины. Однако в этом блаженном состоянии мы остаемся недолго. Достаточно скоро мистика властно вторгается в жизнь героев, не оставляя сомнений в своем существовании. «У зла много масок».

Заставляя нашего передового копа о многом задуматься.

Работа Джонни Деппа (обзор творчества тут ) («Из ада», «Тайное окно», «Турист«, «Одинокий рейнджер», «Превосходство», «Черная месса», «Алиса в Зазеркалье», «Фантастические твари и где они обитают», «Убийство в Восточном экспрессе», «Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда», «Ричард прощается») в этой ленте оставила противоречивое впечатление. Манерный, лощеный, неуклюжий, брезгливый юноша, боящийся пауков, слабо воспринимающий обезглавленных жертв (хотя к утопленникам отношение нормальное, да и вскрытие проводит без проблем). Парень с тяжелым прошлым и серьезной детской психотравмой, не желающий вспоминать былое. Самоуверенный позер («все в порядке я уже здесь!»). Искренне верящий в научный прогресс. Защищающий здравый смысл и правосудие, изобретающий различные устройства для криминалистики. Столкнувшийся с неведомым, достаточно быстро сумевший перестроить собственное мировосприятие.

Вроде и образ неплохой, но Депп злоупотребляет манерностью и гримасами, создавая изрядно фриковый персонаж, более привычный по его поздним работам. Видать это была проба пера.

Вторым главным образом картины стала юная Катрина (Риччи («Матрица: Воскрешение»). Нежный ангелок, то ли всерьез, то ли в шутку заигрывающий с волшебством. Милое дитя, способное как на решительные действия, так и на обморок.

Ее мачеха Мэри (Ричардсон («Благие знамения»). Дама средних лет, сохранившая изрядную долю привлекательности и шарма.

Отец Балтус ван Тассель (Гэмбон («Король говорит!»). Самый важный горожанин. Гостеприимный хозяин (до определенного момента), лидер лучших людей Сонной Лощины, возглавляющий местный истеблишмент в лице доктора, священника, нотариуса и судьи.

Ухажер Бром (Ван Дин («Алита: Боевой ангел»). Пылкий юноша, не чуждый дурным шуткам и безрассудным поступкам.

Гессенец (Уокен (обзор творчества тут («Гнев», «Поймай меня, если сможешь», «Книга джунглей», «Разделение«).  Как я уже сказал с фарсовой злодейскостью постановщики перебрали, превратив потенциально жутковатый образ в изрядно комедийный.

Эрго. Страшная сказка для взрослых с качественной атмосферой и жуткой мешаниной поджанров.

Режиссер: Тим Бёртон обзор творчества тутДом странных детей мисс Перегрин»)

В ролях: Джонни Депп, Кристина Риччи, Кристофер Уокен, Миранда Ричардсон, Майкл Гэмбон, Каспер Ван Дин, Джеффри Джонс, Кристофер Ли, Ричард Гриффитс, Иэн МакДайармид, Майкл Гоф, Лиза Мари

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.