Маньяк-шизофреник или Рефлексирующий убийца
Эрл Брукс — бизнесмен и филантроп, «человек года». У него прибыльное дело, уйма денег, огромный дом, красавица жена и дочурка, отправившаяся в колледж.
А еще он маньяк, уже два года сдерживающий свою страсть к убийству. До недавнего времени, когда на месте очередного преступления его фотографирует мужчина из дома напротив.
Маньяков на наших экранах гостило немало. «Маньяк», «Мерзлая земля», «Крах», «Метод», «Богомол», «Хрустальный», «Дьявол в деталях»). И это капля в море.
В 2007 заглянул на эти галеры и Кевин Костнер («Нет выхода», «Месть/Отмщение», «Человек из стали», «Джек Райан: Теория хаоса», «Бэтмен против Супермена», «3 дня на убийство» , «Преступник», «Скрытые фигуры», «В погоне за Бонни и Клайдом») в молодости редко бравшийся за отрицательные образы.
Кевин вполне сохранил к тому моменту прославившее его обаяние. А также непременную невозмутимость, лишь несколько раз за ленту прерываемую всплесками эмоций. Будем честными, Костнер всегда брал свое скорее фактурой, чем лицедейским мастерством, так что ничего не изменилось.
Его Брукс страдает раздвоением личности (или шизофренией, нехай психиатры разбираются). Вторую часть – Маршалла — отыгрывает Уильям Хёрт («Точка обстрела», «Гостья», «Первый мститель: Противостояние», «Мстители: Финал», «Чёрная вдова»). Эта грань Брукса (как бы Черный человек) кровожадна, более язвительна, не чужда подколок и обладает отличной памятью. Эдакий вариант подсознания. А главное, именно Маршалл настаивает на продолжении нелегкой маньячной карьеры. Когда сам Брукс активно пытается преодолеть природу и завершить эту часть жизни.
На взаимодействии Эрла и Маршалла построена едва ли не лучшая часть фильма. Они пикируются, обсуждают детали прошлых дел и планы на будущее, периодически демонстрируют редкую слаженность жестов и поворотов (тема хорошо обыгранная в «Основании»). Их общение происходит в разуме Брукса, словно внутренний диалог, поскольку никто из посторонних не только не видит альтер-его, но и не слышит их разговоров.
В этом ключе стоит отметить работу оператора, активно играющегося с отражениями: очень часто Маршалл возникает именно в зеркалах. Также хорошо выглядят внезапные его появления на том месте, где миг назад никого не было.
Сам Эрл внешне выдержан, спокоен, редко вынимает руки из карманов. Тщательно относится к своей ночной части жизни, отыскивая жертву, меняя районы действия, без спешки готовясь к злодеянию. А внутри персонаж полон рефлексий, сильно страдает о своей нелегкой доле, твердо намереваясь покончить со своей проблемой, но каждый раз срывается. Походы на собрания анонимных алкоголиков («я – накоман»), частые молитвы и обращение к Господу за поддержкой. Все очень мило, если не вспоминать, чем именно занимается по ночам этот лощеный бизнесмен и хороший отец.
Кстати, о шлейфе роли постановщики и вовсе позабыли. Герой Костнера будто родился одновременно с начальными титрами. И все его краткие упоминания наличия прошлых «подвигов» (без единой подробности) не помогают.
Добавляет в это блюдо остроты сюжетная линия дочери в исполнении Даниэль Панабэйкер («Ошибка времени», «Стрела»). На ее примере постановщики порассуждают о дурной наследственности и отцовской ответственности. Как минимум за свои гены.
Создатели ленты всячески пытаются отвлечь зрительское негодование от главного героя, предъявляя нам более худшие образцы для ненависти и презрения. Как-то сбежавший маньяк. Или мистер Смит. Тот самый сосед-фотограф (Кук). Парень с серьезными психическими отклонениями, при виде забав Брукса, ощутивший в себе жуткую тягу к убийству. Все так, субъект неприятный, двинутый и прочее. Однако, если бы не деятельность Эрла — все эти темные страстишки так бы и гнили в душонке Смита до смерти, скорее всего не проявившись наружу. Опять-таки Эрл не молодец.
А сбежавший убивца и вовсе введен в ленту для экшена в третьей сюжетной арке. Открывая охоту на главного позитивного персонажа — детектива Трейси Эдвуд (Мур). Карьера Деми, сверкнув в «Привидении», в дальнейшем получилась весьма неоднозначной. Слишком много откровенно проходных работ, да и сама Мур показала себя средней актрисой. Однако в Brooks ее работа понравилась. Перед нами крутой, резкий коп, причем обладающий немерянными бабками («плохо, когда коп не нуждается в деньгах»). Деми фактурна, не умеет просить помощи, надоедлива, хваткой напоминает бульдога – не сильно крупный, но вцепится – не отвяжешься. А в сцене второй беседы с подозреваемым показывает пример отличной полицейской работы, давит барышня, куда там тому асфальтоуладчику.
С напряжением, главным составляющим триллера, не все сложилось гладко. Слишком много автомобильных поездок и внутренних диалогов с альтер-его при «зависших» на соседних сидениях пассажирах. Перебор с рефлексиями ГГ. Маловато пиковых ситуаций. И очень жаль, что сон Эрла не оказался реальным завершением ленты. Это бы с ходу прибавило бы фильму не один десяток вистов.
Эрго. Очередной визит маньяка, в этот раз отличающегося от коллег раздвоением личности и невозмутимым обаянием (перемежаемым рефлексиями) Костнера.
Режиссер: Брюс А. Эванс
В ролях: Кевин Костнер, Деми Мур, Дэйн Кук, Уильям Хёрт, Марг Хельгенбергер, Рубен Сантьяго-Хадсон, Даниэль Панабэйкер, Аиша Хайндс, Линдси Краус, Джейсон Льюис, Рейко Эйлсворт, Мэтт Шульце, Трэйси Динвидди, Ясмин Делавари, Майкл Коул, Джим Фарнум, Меган Браун, Росс Френсис, Кит Гвин, Маркус Хестер, Джейми МакШейн, Лаура Бэйли, Джон Пол Буркхарт, Мэттью Пози, Брэндон Олив