Скрытые фигуры (Hidden Figures), 2016 — рецензия (обзор)

kinopoisk.ru

Таланты, одолевшие сегрегацию, или Женская одиссея по волнам расизма

1961. Америка. Разгар космической гонки между США и СССР. Три подруги негритянки Кэтрин Джонсон (Хенсон), Дороти Вон (Спенсер) и Мэри Джексон (Монэ) напрямую причастны к этому состязанию. Они работают в НАСА.

Черные-женщины в НАСА? В 1961? Именно, хотя не скажешь, что приходится им там очень сладко. Сегрегация знаете ли. Да и гендерную неприязнь со стороны белых мужчин среднего возраста никто не отменял.

Вот только дело в том, что Кэтрин Джонсон оказалась одной из самых способных математиков своего поколения. Да и остальные две дамы ненамного уступали подруге в интеллекте.

Посему, когда космическая гонка выходит на финишную прямую, и США начинают отставать, оказывается, что сегрегация сегрегацией, но и работать кому-то надо.

А значит, наших дам ждут серьезные перемены.

 

Сожаление о сегрегации (позднелат. segregatio — отделение) негритянского населения США, а также его жуткой эксплуатации стало одной из фишек современной Америки. Фильмов, уделяющих внимание этой теме хватает. С ходу вспоминаются трагичные «12 лет рабства» (http://perekat.kiev.ua/12-лет-рабства-12-years-a-slave-2013-рецензия-обзор/), или боевиково-вестерновый «Джанго освобожденный» (http://perekat.kiev.ua/джанго-освобожденный-django-unchained-2012/). Хватало негритянской тематики и среди лент, отмеченных в этом году киноакадемиками (говорят, что в качестве извинения за прошлый). Но если в «Оградах» с Вашингтоном (обзор тут          ) сегрегация упоминается вскользь, то Hidden Figures посвятили ей изрядную часть хронометража.

Что сказать, дело действительно нехорошее, так же как рабство искажающее душу не только того, кого гнобят, но и того, кто гнобит. Сами подумайте, насколько удобно и приятно знать, что всегда есть кто-то стоящий ниже тебя по факту рождения. Тебе не нужно думать, использовать мозги, не нужно развиваться, учиться. Ты все равно лучше вон того черного парня. Или желтого. Или голубого. Не говоря уже о девице. Что вырастет из среднего обычного человека, воспитанного в условиях своего априорного превосходства? Огромный шанс – что ничего хорошего.

И на людей уровнем выше среднего (сотрудники НАСА, не ассенизаторы  какие), по мнению постановщиков, это тоже влияет по полной программе. Ты не можешь понять, что делает с тобой в одной комнате цветная женщина. Абсолютно нормальным кажется то, что для них приготовлен отдельный туалет, или кофейник, или часть автобуса позади.

Черный — это конечно человек, наверное, но изрядно ущербный – навроде братьев наших меньших. Абсолютно узаконенный и впитанный с молоком матери расизм, которым жила вся страна. А если речь идет еще и о бабе! Так сомнения насчет ее человечности увеличиваются на порядок.

Все это абсолютно верно, и отвратительно влияет на всех людей. Правда, нужно отметить, что откат, наступивший в нынешних США, когда черные, потрясая знаменем многолетнего ущемления своих прав, гнобят белых, тоже, мягко говоря не есть хорошо. Не хватает гомо сапиенсам мозгов, чтобы понять – главное не цвет кожи и принадлежность к определенной стае, а то насколько ты – человек — развиваешь свои умственные и душевные качества.

Что приятно, «Скрытые фигуры» не ограничиваются темой сегрегации. Они не в меньшей мере говорят о талантливых людях, их достижении цели и преодолении трудностей. О том, что нельзя останавливаться и отчаиваться. Что нужно развивать свои мозги, постоянно учиться, познавать новое, не пригибаясь под ударами судьбы. И тогда все у вас получится. Невзирая на пол, паркет и цвет кожи.

Казалось бы абсолютно банальные истины. Но поданы они настолько позитивно, с юмором, неплохо воссозданным антуражем эпохи, что смотрятся «на ура» и заново откладываются в сердце.

Не забывают постановщики ленты и о специфике женских судеб в патриархальном мире. Причем обходятся без банальных пьющих мужей и отцов-тиранов. Все очень тонко, аккуратно и адекватно. Работа, работа и еще раз работа. А также усталость, жмущие туфли, сопливые детишки, новые знакомства и даже спутники жизни. И когда молчаливое, а когда нет преодоление сопротивления мужского общества. Киндер, кичен, кюхен – вот женский удел. Математика, программирование, инженерное дело? Ах, оставьте! Какие глупости.

Получаем мы это ощущение «дам в тылу патриархального врага» в первую очередь благодаря удачным актерским работам.

Тараджи П. Хенсон и ее гениальная Кэтрин Джонсон. Ее я видал до сих пор лишь в увлекательном детективно-фантастическом сериале «В поле зрения /Подозреваемый» (http://perekat.kiev.ua/в-поле-зрения-подозреваемый-person-of-interest/ ), и типаж Кэтрин кардинально отличается от «Джосс» Картер. Джонсон – тихая, скромная женщина, которая полностью «на ты» с математикой. С людьми получается не всегда – разве что с теми, кто видит, как она работает с цифрами (да и то не со всеми). Забавные одежды 60-х подчеркивают ее небольшой рост и средней полноты фигуру, а в сочетании с очками и вовсе вызывают улыбку. Но при этом она не лишена кокетства, и нутряного очарования, порой полностью заставляющего забывать о внешнем виде. И погружение в расчеты получилось у Тараджи вполне приемлемым. И отсутствующий взгляд. И даже агрессия, связанная с любимым делом и попытками лишить ее работы над расчетами.

Жаль, что тему с выплывающими фигурами, один раз показанную в начале, создатели ленты решили не развивать. Могла получиться весьма интересная фишка.

Октавия Спенсер и ее Дороти Вон – первый чернокожий руководитель в истории НАСА, пионер компьютеризации, один из самых выдающихся умов в НАСА (номинация на Оскар как «Лучшая актриса второго плана»). Эдакая мама всего девичьего черного выводка. Сыграно очень ровно, без надрывов и истерик, но с хорошим внутренним нервом и силой. Но за счет отсутствия внешних эффектов шансов в борьбе с Виолой Дэвис из тех же «Оград» (тем более у Виолы в фильме скорее главная, чем второстепенная роль) у нее было мало.

Жанель Монэ и Мэри Джексон (первая черная женщина авиаинженер в Америке). Для певицы Монэ роль Мэри стала актерским дебютом, и Жанель с работой справилась. Когда высокомерная, когда сексуальная, когда властная, когда умело льстящая, когда вычисляющая проблемные места конструкций ракеты, когда пьяная и веселая – образ Мэри Джексон вышел вполне живым. Чуть наиграно и нарочито местами, но как для первого раза весьма неплохо.

Персонажи не сваливаются в трагизм и уныние (хотя им порой бывало отчего). Даже самые тяжелые моменты не выглядят безысходными, хватает юмора и оптимизма.

И о космосе постановщики не забудут. Да и как о нем можно забыть в те годы, когда покорением Вселенной бредил каждый второй на земле, не считая каждого первого.

Не говоря уже о классических драматических моментах. Как-то длинных напряженных сценах с внутренним саспенсом, приковывающих внимание не хуже задорного убойного экшена. Перипетиях, постоянно поджидающих героинь. И даже ложном финале.

Что особенно приятно, ведь хороших фильмов практически лишенных внешнего действия, сейчас выходит не очень много.

Эрго. Милая и позитивная история о реальных талантливых людях и их достижении цели. Ну и конечно о расизме, куда ж без него в американских 60-х. Почти лишенная экшена, но качественно поставленная с точки зрения внутреннего напряжения.

Режиссер: Тед Мелфи

В ролях: Тараджи П. Хенсон, Октавия Спенсер, Жанель Монэ, Кевин Костнер, Кирстен Данст, Джим Парсонс, Махершала Али, Элдис Ходж, Глен Пауэлл, Кимберли Куинн

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.