Хрустальный, сериал, 2021

Берегите детей, или Насилие под терриконами

В провинциальном шахтерском городке находят тело зверски убитого мальчика, Для расследования направляют одного из лучших московских следователей Сергея Смирнова, благо он родом из этого самого городка.

Сергей аж никак не горит желанием возвращаться на малую родину, с которой у него связано множество неприятных воспоминаний. Однако приходится. Ведь с первого взгляда ясно – это преступление дело рук маньяка, и останавливаться тот не собирается.

 

Криминальный проект, перекликающийся одновременно с «Методом», «Декстером» и «Настоящим детективом». Проект, сделавший серьезную заявку на место в ряду лучших «маньячных» сериалов.

Сперва обращает на себя внимание атмосфера. Никаких столиц, никакого гламура. Глухая, депрессивная провинция. Нависшие над городом терриконы. Окраины, заполненные полуразрушенными домами. Заброшенные шахты, остановившиеся после выработки угольных пластов. «Копанки», где уродуются лишенные куска хлеба жители. Пьянство, проституция, уныние и желание сбежать отсюда «свит за очи». Как попугай: хоть тушкой, хоть чучелом.

Частые городские панорамы с высоты птичьего полета быстро делают Хрустальный одним из главных героев истории. Раздраженным, грубым, отчаявшимся, неуравновешенным, полным тайных желаний, едва удерживаемых под спудом.

Вторым мощным аспектом выступают болезненные остросоциально-сюжетообразующие темы, поднимаемые в сериале. Стержнем проекта стала проблема насилия. Причем не в ее классической версии —  популярного нынче межполового абьюза, или принуждения прекрасных дам к близости (хотя и без этого не обходится). А сексуального насилия над детьми. Причем опять же — не над девочками, а над мальчиками. Ужасное действо, накладывающее неизгладимый отпечаток на последующую жизнь жертвы. Жуткая психологическая травма, не позволяющая нормально строить отношения, любить и растить своих детей.

Калечит такое действо не только несчастного мальчишку, получающего вечное клеймо. Вызывая агрессию со стороны сверстников и юнцов постарше, извращая их личности, постепенно создавая следующих монстров.

Показывая беззащитность детворы и подростков перед сбрендившими взрослыми и стаями брызжущих тестостероном сверстников.

На фоне этих извращений людской психики остальные поднятые темы смотрятся бледнее. Как-то забавы местечковых политиков, готовых ради победы на выборах на все что угодно. Проблемы провинциальных поселений, чье население спивается да вымирает. Крепкий нерушимый союз городских властей, ментов и криминального бизнеса. Шо делать — вот такой вот порядок. А то «черные придут».

Результаты действий маньяка показываются буквально миллисекундами, но свое дело в нагнетании атмосферы делают исправно.

Детектив по мере сил старается не уступить морально-этическому багажу «Хрустального». Иногда получается. Регулярно, как и положено в этом жанре, появляются ложные следы, новые подозреваемые, сперва слабые, потом посерьезнее. Всплывают различные мелкие и не очень грешки персонажей, открываются неожиданные обстоятельства дела.

Еще одной центральной линией сериала становится все круче взводящаяся пружина противостояния меж пришлым москвичом и местными воротилами. Конфликт интересов накаляется не по дням, а по часам, сгущаются тучи «подстав», давления и предательства.

Постоянно не оставляет предчувствие неожиданного поворота – ну не могут постановщики при заданных условиях задачи разрешить ситуацию так просто. Без парочки нежданчиков дело действительно не обойдется. Хотя личность главгада за пару серий до развязки начинает всплывать, как левиафан из глубин океана – бурно, неотвратимо, не оставляя практически других вариантов. Все помнят основной закон теледетектива?

Отдельное спасибо за то, что главные актерские работы водрузили на свои плечи не примелькавшиеся звезды, а малоизвестные лицедеи, в багаже которых в основном сериальные роли. И справились с задачей недурно.

Сергей Смирнов/Пронченко (Васильев («Спутник»). Крутой «следак» из Москвы, раскрывший не одно дело о серийных убийствах. Стильно курящий самокрутки. Шикарный психолог, способный проникнуть в мозги убийцы, отыскать злодея в многомиллионном городе, «раскрутить» преступника на признание. Порой чуть ли не видеть будущее, просчитывая последствия действий (Майор как вы изменились!)

Ходящий по грани, работающий по своеобразному «методу» — надевая на себя шкуру маньяка, позволяя себе по-настоящему сильно захотеть то же, что и убийца, понять, как тот думает, как смотрит на жертв. Буквально стать злодеем. Что не так уж трудно – ведь ему самому порой хочется сорваться с катушек. Позволить победить не тому внутри, который правильный, а тому, который настоящий. Да, прием, мягко говоря, не новый, использовался от Моргана до Меглина, но все равно пробирает.

Сумевший сбежать из родного города в столицу (хотя там тоже самое). Крепко-накрепко подсевший на стакан, не мыслящий дня без бутылки (особенно после визита на родину), глушащий алкоголь без закуси, занюхивая огурцом, не умеющий жить, склонный к суициду. Не верящий в Бога, не собирающийся заводить детей, продолжая свой порченый род.

Ребенок из неблагополучной семьи, с ушедшим отцом и матерью, сорвавшейся с катушек (сильная сцена диалога с призраком). Та самая жертва, познавшая на себе все «прелести» изгоя. Не простивший ни себя, ни родных, не сумевших защитить младшего.

Сломленный, искореженный человек, по мере сил старающийся отловить как можно больше извращенцев, спасти от своей судьбы как можно больше детей. Сильный образ, невзирая на небольшие помарки, типа некоторой заторможенности при общении (как вариант: «это не баг, а фича»).

Семейство Пронченко особо счастливым и гармоничным не назовешь при всем желании.

Возьмем хотя бы старшего брата Геннадия (Шрайбер («Легенда о Коловрате», «Охота на дьявола», «Территория»). Бравый полицейский двухметрового роста. Начальник местной ментовки с красавицей женой, двумя детишками и огромным домом. Искренний христианин, уважаемый человек, готовый заботиться о близких до последней черты (по крайней мере, во взрослом возрасте, в детстве хватало нюансов).

Не хватающий звезд с неба, регулярно идущий на сделки с совестью, пригибающийся под криминальный бизнес, не лишенный подлых черт (с Катей нехорошо получилось), лицемерия. У него имеется своя сермяжная провинциальная правда («мне здесь жить») и понять ее можно – не всем быть Дон Кихотами, тем более что свою работу Гена худо бедно выполняет.

Отношения между родственничками до амберской братской любви не дотягивают, но обитают где-то близко. Один идет на контакт, ощущая чувство вины, второй то старается держаться сугубо в рамках профессиональных отношений, то срывается, «переходя на личности».

Глубины образам добавляют частые переключения времен, показывающие героев в разном возрасте от 9 до 14-ти. Мелькают года, щелкают деления хронометра, взрослеют, меняясь лица братьев Пронченко (играют их разные юные актеры, в частности Натаров из «Пищеблока»). Смены временных пластов, погружения в былое поставлены гармонично. Фишку «Призраков» и «Женщин» постановщики освоили успешно.

Косяки встречаются, но их на диво немного. С ходу вспоминается лишь забывчивость Смирнова по поводу своих собственных слов (то «гордится маньяк», то «стыдится»).

Эрго. Крепкий психологический детективо-триллер, поднимающий болезненную тему насилия и его последствий.

Режиссер: Душан Глигоров

В ролях: Антон Васильев, Николай Шрайбер, Екатерина Олькина, Дарья Екамасова, Карина Разумовская, Владимир Виноградов (I), Дмитрий Куличков, Сергей Гилёв, Андрей Курносов, Игорь Огурцов, Константин Тополага, Анна Роскошная, Мадлен Джабраилова, Артём Божутин, Пётр Натаров, Роман Ленков, Максим Карушев, Александра Киселёва (II), Даниэль Эш

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.