Общество мертвых поэтов (Dead Poets Society), 1989 — рецензия (обзор)

Крапивинский класс, или О вреде безответственности

Школа Уеллтон считалась одним из престижнейших учебных заведений, готовящих подростков к поступлению в вузы Лиги Плюща. Свою задачу она исполняла исправно, правда методы преподавания сложно было назвать интересными.

Потому-то, когда в школе появился новый учитель литературы Джон Китинг, стремящийся научит ребят думать, часть учеников с огромным энтузиазмом пошли за ним.

Вот только администрация школы была от этого не в восторге. Да ситуация с одним из подростков, собравшемся заняться тем, что ему нравится, а не тем, что прочил родитель, накалялась не по дням а по часам.

И ни к чему хорошему привести не могла. 

 

Классическая лента о важнейших для каждого человека вещах – обучении, воспитании, выборе пути, настоящем Учителе. А заодно о безответственности, последствиях ошибок, вреде слишком быстрого слома шаблонов.

Начинается фильм в крапивинском стиле: идеальный класс, где никто никого не гнобит, всегда готовы поддержать слабого, все дружны, и даже подкалывают на удивление мягко. А тут еще и Настоящий Учитель – человек, способный раскрыть ваш потенциал, расширить горизонты, помочь взглянуть на мир по-другому.

Полное благопие во языцах.

Читая Владислава Петровича можно пережить идеалистическое детство, которого ни у кого не было, начиная смотреть Dead Poets – школьные отношения, какие рисуют лишь в мечтах.

Китинг шикарен. Ярок, харизматичен, эпатажен, романтичен, увлекает неокрепшие подростковые умы за собой, открывает неизведанные дали, помогает освободиться от рутины, определиться со своим местом в мире, познать красоту мира и слова. Особенно хорошо его стиль смотрится на фоне шаблонной, навевающей зевоту работы коллег.

Этот образ перекликается с работой Уильямса в «Умнице Уилл Хантинг», создавая своеобразную дилогию о старших товарищах, учителях, мудрых наставниках.

Ребята тоже стараются не уступать

Нил (Леонард («Чёрный список»). Лидер, не лезущий за словом в карман. Верный друг, заводила в школьных безумствах, лишенный излишней гордыни, готовый не только оказывать помощь, но и принимать ее. Талантливый, артистичный, стремящийся к прекрасному. Ребенок, неспособный противостоять властному папане с военным прошлым и побороться за свое будущее.

Тодд (Хоук («Гаттака», «Тренировочный день», «Вспомнить всё», «Патруль времени», «Валериан и город тысячи планет», «Виновный», «Лунный рыцарь», «Варяг«). Застенчивый, заикающийся юноша с даром поэта. Подросток, которого Китинг буквально вытаскивает наружу из его раковины (стоит заметить, что Нил сделал для Тодда не меньше). Самый верный и преданный его последователь.

Нас погружают в подростковые будни, с их дурачествами, шалопайством, романтическими открытиями, тайными обществами и секретными ночными походами, приключениями и творческими свершениями. Когда бытие принимается во всех гранях, дышится легко и свободно, каждое действие, физическое или духовное, несет наслаждение, весь мир у твоих ног, а будущее богато, насыщено и прекрасно.

Дополняют картину шикарные виды природы многих сезонов, от лета до зимы. Английский дух, которым переполнена лента, в его самом что ни на есть идеалистическом воплощении: с обращением «джентльмены», вежливым обхождением, старинными особняками, утренним туманом, элитными школами и прочими «старорежимными штучками».

Все прекрасно: Китинг сверкает, ребята развиваются, открывая в себе неведомые доселе грани.

Однако это самое благолепие заканчивается совсем не благостно.

И когда мы присмотримся к происходящему, окажется, что виновны не закостенелая классическая система и стремление к успешности. Точнее не только они.

Не забываем, что ситуация у Нила сложилась не бей лежачего. Пацан попал меж трех рычагов давления: деспотичный отец-самодур; классическая система образования, рассчитанная исключительно на поступление в престижные заведения; понимание, привитое Китингом, что есть путь, отличный от общепринятого, с его стремлением к карьере и высокому месту в обществе. И преодолеть такое давление самостоятельно было крайне сложно.

Взглянем пристальнее на действия нашего неподражаемого Капитана. Как подметила Катерина: Китинг, заявляя о том, что его задача научить ребят думать, на самом деле не учит их думать, он учит их думать как он. Джон романтичен до ежиков, и переносит свое отношение к жизни на учеников. При этом допуская огромную ошибку в преподавании, игнорируя реалистичную часть литературы («реалистов мы пропустили»). А этого делать ни в коем случае нельзя. Ведь только реалистичный подход, соединение его с романтизмом, может дать инструменты, которые помогут романтикам остаться романтиками в дальнейшем. Только четкое понимание последствий собственных действий позволит уцелеть тонко чувствующим натурам в социуме. Социуме, направленном на успешность, добычу благ, хождение по головам, предательство и манипуляции.

Китинг делает ребятам медвежью услугу, внушая собственные идеи, показывая, что стоит стремиться за мечтой, а успешности можно достичь в разных областях: адвокатуре, финансах, или актерстве. Давая им идею «высокого неба», но пропуская реалистичный подход, Джон не дает пацанам инструментов выживания в изменившихся условиях. Китинг создал десяток романтиков, которым в дальнейшем будет весьма тяжело, и одного шикарного карьериста, который однозначно достигнет немалых высот. Причем самыми подлыми методами («рыжее падло», как метко обозвала товарища Катерина).

Джон слишком форсирует события, показывая ученикам отличный от общепринятого путь. Когда действовать было нужно мягче и неторопливее. А главное — ни в коем случае не устраняться от активной помощи Нилу. Он поступает на диво безответственно. Что стоило мудрому учителю немного разузнать о папане хлопца? Что стоило чуть внимательнее отнестись к его рассказу о разговоре с родителем, а не делать вид, что поверил его словам? Вранье Нила читалось на щелчок пальцев. Последствия этого вранья читались с такой же легкостью. Именно тогда Китингу необходимо было разложить варианты действия для Пэрри. А вариантов на самом деле хватало. От мнимого согласия и ожидания совершеннолетия. До банального шантажа родителя, на тему ухода из дома единственного отпрыска. Или натурального разрыва с тупым папаней и ухода на вольные хлеба в погоне за чаянием. Таскай мешки, а параллельно учись в актерской школе – и будет тебе благо. Или нет — тут уж как повезет. А если ты, мой Капитан, хотел оставить человека его судьбе – не стоило вообще вмешиваться в развитие ребят.

А если уж влез – будь любезен. Разложи перед пацаном дерево вариантов. Покажи, что выход есть, и не один. Покажи последствия, подготовь его к неизбежному.

А если уж этого сделать не удосужился, павлин ты наш, дай папане в морду, позволь друзьям поддержать Нила, высказав в лицо родителю все что они о нем думают. Сделай то, что даст хлопцу силы преодолеть кризис.

И кто же на самом деле виноват в случившемся? Бездушная система? Или чрезмерно увлекшийся учитель?

Эрго. Мощная вещь о юношеской поре, выборе пути, настоящем Учителе, его ответственности, нюансах преподавания («нам не дано предугадать…»), силе литературы. Демонстрирующая, что романтизм без реализма слабо приспособлен к жизни, а в любых самых благих действиях все не так просто, как кажется на первый взгляд.

Режиссер: Питер Уир

В ролях: Робин Уильямс, Роберт Шон Леонард, Итэн Хоук, Джош Чарльз, Гейл Хэнсен, Дилан Кассман, Аллелон Руджеро, Джеймс Уотерстон, Норман Ллойд, Кертвуд Смит

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.