Гаттака (Gattaka), 1997 — рецензия (обзор)

Терпенье и  труд все перетрут, или Дискриминационная евгеника

У Винсента Фримэна (Хоук) была мечта. Полететь в космос. Казалось бы, ничего сверхъестественного, непросто, но вполне реально. Вот только не в случае с Винсентом. Ведь он был не нормальным человеком, рожденным в строгом соответствии с законами великой науки евгеники, с почищенным геномом, устраненными наследственными заболеваниями и дурными предрасположенностями.

А исключением  — «божьим ребенком», естественно рожденным, негодным – презираемым существом, и помыслить не способным о престижной работе, а уж тем более о космосе, куда летают лучшие из лучших. Плюс – слабое зрение, проблемы с сердцем, и максимум 30 лет жизни.

Но у Винсента была мечта.

Ради нее он был готов пойти на все. На болезненную операцию, подлог, нарушение всех законов в попытке выдать себя за другого. Генетически безупречного Джерома Морроу (Лоу), идеально пригодного для полета на Юпитер.

Дело жутко сложное и смертельно опасное. Тем более, когда в аэрокосмической корпорации Гаттака, куда устраивается на работу лже-Джером, происходит убийство, привлекшее к себе внимание кучи роющих землю полицейских.

 

Самый достоверный и точный с научной точки зрения фильм за всю историю кинематографа, по мнению специалистов НАСА. Молодые Джуд Лоу, Ума Турман и Итэн Хоук. Чем не повод посмотреть, наконец, Гаттаку, уже ставшую классикой умного фантастического кино.

Оказалось, фильм действительно достойный, хотя и не без пары логических дыр и спорных сентенций.

Сперва о приятном.

Лента вышла весьма стильной. Классические признаки антиутопии, такие как одинаковые костюмы, слабая эмоциональность населения, полицейский произвол по отношению к «негодным». Все это на фоне строгих линий помещений Гаттаки, звучащего тут же языка эсперанто, игр оператора со светофильтрами, чуть закамуфлированных машин 50-60-х. Вы будто на самом деле погружаетесь в футуристически-ностальгическое будущее, в мир победившей евгеники.

Лента вышла очень профессионально и качественно поставленной с точки зрения драматургии.

Плавное, спокойное вступление с размеренным закадровым голосом протагониста. Знакомство с обстановкой, главными героями, их проблемами. Постепенно растущее напряжение, когда Винсент-Джером постоянно ходит по краю, и любая ошибка может стоить ему головы. Повышение градуса происходящего и ставок после убийства и пристального интереса копов. Постоянные проверки и облавы. Стоит лишь герою, а с ним и зрителю немного расслабиться в романтической обстановке, как почти тут же на него обрушивается очередная перипетия, и ему приходится прилагать массу усилий для выживания. И так практически до самых финальных титров.

Лента вышла по хорошему позитивной и утверждающей, что человек может преодолеть любые преграды на пути к своей мечте.

Лента может похвалиться хорошей актерской командой, и хотя никто из главных героев не показывает особых лицедейских чудес, вся троица смотрится гармонично, и между ними чувствуется та самая пресловутая химия. Особенно между Хоук и Турман, которые через год после съемок уже жили счастливой семейной парой.

Теперь о спорных моментах.

Посыл фильма прост, незамысловат и абсолютно понятен. Беспрестанное генетическое совершенствование, вмешательство в ДНК, попытки примерить на себя костюм и шляпу  бога, по мнению постановщиков – приведут к очередной жесточайшей дискриминации человека человеком и новому возрождению аналога фашизма. Не поспоришь, особенно если учитывать, что гомо сапиенс способен из любой мелочи устроить повод записать хоть кого-то в низшие существа. Еврей? Негр? Голубой? Здоровый белый гетеросексуальный мужчина в современной Америке? В резервации!

К этим поводам ничтоже сумняшеся создатели картины отнесли и работу с геномом. Но как быть с тем, что человечество медленно, но уверенно вырождается? С раком, ставшим одной из главных угроз населению Земли? С вирусами, приспособившимися ко многим лекарствам? К общему ослаблению организма и иммунитета, развивающимся под воздействием жуткой экологии и паршивой пищи?

Возможно выход как раз в евгенике? Нет, утверждают постановщики, это зло похлеще продажных политиков, паршивых дорог и людской тупости. Посему не нужно ничего делать, с достоинством принимая все то, что соблаговолили передать тебе предки. Дискуссионное утверждение.

Дальше, что касается логических дыр в самой ленте. Оставим за кадром метания родителей Винсента, хотя если уж вы решили заводить ребенка естественным путем (а это было осознанное и обдуманный выбор), странновато резко передумывать, и через пару лет бежать к генетикам.

Интереснее другое. Все, чем занимались ученные в Gattaka, это убирали наследственные болезни и паршивые генетические предрасположенности. Они не создавали суперлюдей, не добавляли им непонятно откуда взявшихся умений, не рисовали их судьбу, лишь оставляя в ребенке «лучшую половину» из того, что он мог получить от цепочки предков. Откуда появились эти безэмоциональные «белокурые бестии», совершенные существа, которых нам показывают в ленте? И почему они все такие отмороженные?

И когда вообще начался проект? С одной стороны не так давно, ведь 30 лет назад, когда рождался Винсент, генные изменения еще не были суперпопулярными. С другой — директору Джозефу (Видаль) уже далеко не тридцать, а он похоже уже был рожден в рамках программы улучшения.

Кстати, большинство тех самых «дурных предрасположенностей» вполне устранимы, или по меньшей мере купируемы уже в наше время. Спорт, правильное питание, витамины, отсутствие наркоты и алколголя  – и даже слабое сердечко будет работать как швейцарские часы. Родительская любовь, правильное воспитание, хороший психолог – и склонность к насилию или маниакально-депрессивный психоз останутся для вас лишь ничего не значащими словами.

По поводу одного из троицы главных героев тоже не все понятно. Джером, в исполнении Джуда Лоу (обзор творчества тут http://perekat.kiev.ua/снайпер-с-божественным-поцелуем-одно/), позиционируется как не просто спортсмен с головой «а еще я туда ем», а как человек, обладающий выдающимся интеллектом. И вот этот гений мысли не может, потеряв возможность заниматься одним любимым делом, найти себе другое? Да у него талантов должно быть как у барбоски блох! А ведь умный человек в частности тем и отличается от дурака, что не зацикливается на одной профессии. Скучно ему все время заниматься одним и тем же.

Да и финальное поведение Джерома выглядит абсолютно необоснованным. «Ты подарил мне цель», и тут такое нелогичное действие. Отлично распорядился подарком, ничего не скажешь.

Но вот с чем в «Гаттаке» спорить не хочется совершенно, так это с тем, что к любому серьезному делу по изменению человека нужно подходить обдуманно, пытаясь свести к минимуму негативные последствия. И не делать из него панацею.

Эрго. Стильная и позитивная научная антиутопия, следующая всем законам драматургии, о дороге, устланной благими намерениями. Тем не менее, даже здесь у сюжета хватает нелогичностей и недоработок.

Режиссер: Эндрю Никкол

В ролях: Джуд Лоу, Итэн Хоук, Ума Турман, Гор Видал, Ксандер Беркли, Джейн Брук, Элиас Котеас, Майя Рудольф, Элизабет Деннехи, Блэр Андервуд, Мэйсон Гэмбл, Уильям Ли Скотт, Кларенс Грэхэм, Эрнест Боргнайн, Тони Шэлоуб

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.