Тренировочный день (Training Day), 2001 — рецензия (обзор)

Волчьи уроки, или Изгоняющий бесов силой бесовскою

У юного полицейского Джейка Хойда (Хоук) сегодня жутко важный день. Стажировка у матерого копа из особого подразделения по борьбе с наркотиками Алонзо Харриса (Вашингтон). Именно сегодня, поглядев на парня в деле, тот должен решить, брать ли новобранца в свою легендарную команду.

Алонзо с Хойдом начинают поездку по улицам Лос-Анджелеса. Очень скоро молодой коп понимает, что от методов работы Харриса ему откровенно не по себе.

Но на тот момент Джейк еще не догадывается, что это еще цветочки. А ягодки будут настолько ядреными, что полностью перевернут не только его жизнь.

 

Один из самых реалистичных фильмов о нюансах работы копов из наркоотдела. Картина, породившая целую волну последователей, вещающих о неоднозначности работы полиции. Лента, принесшая Дензелу Вашингтону  («Рикошет», «Багровый прилив», «Маньчжурский кандидат», «Дежа вю«, «Код доступа «Кейптаун»», «Два ствола», «Экипаж», «Великий уравнитель», «Ограды», «Дьявол в деталях«) Оскар за главную мужскую роль – единственный в его выдающейся карьере.

Training Day оказался вполне достойным фильмом, подпорченным рядом нелогичностей.

Над реалистичностью Антуан Фукуа («Падение Олимпа», «Великий уравнитель», «Левша», «Бесконечность«), потрудился от души. Улицы Города Ангелов, полные сволочи всех мастей. Уличные банды на каждом углу, районы, куда копам меньше чем взводом появляться нельзя, наркоманы и наркоторговцы, изнасилования, этические группировки, куча оружия на руках у бандитов.

Но главная реалистичность не в мрачных картинах городских трущоб и обилии криминала. А в изображении работы матерых полицейских из наркоконтроля.

На примере Алонзо Харриса. Легенды, на чьем счету сотни раскрытых дел и посаженных преступников. Правоохранителя, попасть в команду которого мечтает любой новичок. Наглого, брутального, ироничного, развязного, «пальцатого», циничного, непосредственного, считающего себя пупом мира, чертовски уверенного в себе. Некогда молодого копа, жаждущего спасти мир. Позднее человека, четко осознавшего, что законными методами борьбу с наркотой не выиграть. Сражающегося со злом его же методами, так сказать изгоняющий бесов силой Вельзевула. Ощутившего улицы Л-А, выработавшего целую философию работы на этих улицах («Мы полиция нам все можно; Слегка испачкаться необходимо; Менять мир надо изнутри; Хороший агент должен вдоль и поперек знать и любить наркотики»), ставшего частью этих улиц. Считающего себя волком, отгоняющим от овец других хищников. В паре сцен напоминающего дьявола-искусителя (на эту же мельницу льют воду операторские игры с тенями и ракурсами). Понятное дело, что в процессе такой карьеры границы законности и моральности оказались для Алонзо напрочь размыты. Фактически он сам стал себе законом и моралью, в какой-то момент почуяв себя кумом королю и сватом министру. Сыграно отлично, разве что в финале в глаза бросается переигрыш, Харрис совершает действия, не укладывающиеся в его канву развития (может от безысходности?). Но об этом позднее.

Ценности образу добавляет то, что Алонзо аж никак не является отрицательным персонажем. По большому счету его действия по отношению к криминалу, включая Роджера, постановщики оправдывают. Они, как американцы, каждый день сталкивающиеся с наркоторговлей, великолепно понимают, что одними законными, моральными методами эту гидру не придавить. Ситуация однозначного, этически безупречного решения не имеет. Хотите убрать наркоту с улиц? Забудьте о чистых руках и белых одеждах.

Правда, этот вариант имеет свой недостаток, отлично показанный Вашингтоном  — запятнавший руки,  привыкший считать себя пастырем стада, действовать любыми методами против криминала, неизбежно «попутает берега» и перенесет те же методы на нормальных людей.

Однозначно Харрис виновен в другом. В отношении к своему товарищу по службе, которое ни простить, ни принять, не может ни один нормальный человек.

К товарищу, очень похожему на него в молодости.

Итэн Хоук («Гаттака», «Вспомнить всё», «Патруль времени», «Валериан и город тысячи планет») тоже создал интересный образ. Юнца с горящими глазами, полного надежд, жаждущего изменить мир к лучшему. Мужчины не готового поступиться основополагающими принципами. Не желающего становиться убийцей. Возражающего против «Справедливости улиц, когда звери рвут друг друга». За один день меняющего отношение к кумиру от восторженного поклонения до брезгливой ненависти. В глубине души ощущающего, что кроме овец и волков, есть еще одна порода. Служебных псов, защищающих травоядных, доверенных их попечению. Псов, играющих по правилам,  сохраняющих моральный костяк, то, что позволяет даже силовикам, проливающим кровь, оставаться более-менее нормальными существами.

Отличная эволюция образа. Перед нами человек за один день из наивного щенка-сопляка ставший битым сторожевым псом.

Заодно Хойд наглядно демонстрирует нам важнейшую роль случайностей и добрых дел.

Теперь о грустном. О сценарных несуразностях, чуток портящих впечатление.

Осторожно, дальше малехо спойлеров, возвращайтесь к этому разделу после просмотра.

Объясните мне глупому, на кой черт вообще нашему матерому волку понадобился Хойд? Официально он собирался использовать его в операции с Роджером. Допустим. Но зачем? Исполнить роль Хойда мог любой из команды Алонзо. Законная операция, шикарная добыча, громкое дело. Зачем ему сопливый новичок, тем более за день совместных покатушек пару раз явивший гонор и несогласие с методами шефа?

Дальше. Зачем Алонзо «отмазывает» парня перед своими ребятами? Это должно было показать, что Акела теряет хватку и поддался ностальгическим чувствам? Хойд такой же, как я в молодости? Нет, дальше, как мы видим, Харрису никакие чувства не мешают.

Зачем он отвозит Хойда к Смайли, еще и, похоже, платит бандюкам за их будущую работу? Беседа со строптивым юнцом проведена, тот поставлен в безвыходное положение, все, что ему остается — следовать генеральной линии партии. Говоришь мальцу «адью» и отправляешь домой к жене. А там глядишь, осознает и смирится. Если нет: пять голосов против одного, никаких улик. Без шансов.

Ну и финальное поведение Алонзо разочаровало. В то время, когда ему нужно давить на свою полезность для черной стаи, он переходит на бессильные угрозы. Это можно, как я уже говорил, попытаться объяснить – мол, сорвался парень, но подобный срыв слабо вяжется с предыдущим образом железного Харриса.

Эрго. Достаточно жизненный криминальный триллер, размышляющий о методах полицейской работы. Отличная роль Вашингтона, хорошая работа Хоука, сложные моральные этюды. Разве что сценаристы в паре мест подкачали.

Режиссер: Антуан Фукуа

В ролях: Дензел Вашингтон, Итэн Хоук, Скотт Гленн, Том Беренджер, Харрис Юлин, Рэймонд Дж. Бэрри, Клифф Кёртис, Др. Дре, Снуп Догг, Мейси Грей, Шарлотта Айянна, Ева Мендес, Ник Чинланд, Джейм Гомес, Рэймонд Крус, Ноэль Гульеми, Саманта Бекер, Ричард Броуни, Рональд Эллис, Уильям Инглиш, Киджил Н. Джолли, Фрэн Кренц

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.