Аркадий Саульский «Красный Лотос». — М.: Эксмо: Fanzon, 2022 г. Серия: Fanzon. Польская фантастика. (Первый роман цикла «Стальные Хроники»).
Без защиты Божественного ветра, или Кто настоящий злодей?
Жуткая угроза сгустилась над благословенным богами Ниппоном. Коварные мангуты – варвары, коих не счесть.
Ценой неимоверных жертв и огромного мужества натиск захватчиков приостановили. Ненадолго. Тем временем в клане Секай достигла расцвета дочь главы клана — Красный Лотос, последняя из Бессмертных – знак милости богов и символ надежды.
Вот только у лидера клана Нобунага – молодого и амбициозного Хироши, на нее свои планы.
Давненько, аж после шикарной «Войны самураев» и Олдевского «Карпа» не попадалось свежего фантастического худлита по Стране Восходящего солнца.
А тут мало того что Япония, так еще и рукой поляка. Польской фантастики в последнее время нам подогнали с избытком (Дукай , Вегнер , Гжендович , Пискорский, Збешховский, Майка, Гузек, Пшехшта, Комуда), и за редким исключением, книги хороши.
Czerwony Lotos любопытен и антуражен, но не без слабых мест. Автор погружает нас в атмосферу древней Японии, сохраняя практически все особенности Страны Восходящего солнца. Имена, термины, наименования предметов, оружия, сословий. Самураи и катаны, гейшы и шинобу, дайме и асигару. Для человека мало-мальски знакомого с историей Японии хотя бы на уровне «Сегуна», вхождение в мир романа произойдет легко и быстро. Вместе с этим Саульский подключает к делу два (точнее можно сказать и три, но о третьем позднее) фантастических допущения (не считая всяких мелочей типа огров). Бессмертных – людей, родившихся с божественным благословением и не способных умереть. Они могут погибнуть лишь от легендарных демонических Алых клинков. И монголы, пардон мангуты, мало того что по слухам завоевавшие весь Западный континент. Вдобавок не остановленные в плавании к островам Ниппона «Божественным ветром». А спокойно переправившие сюда огромное войско. И продолжающие подпитывать его подкреплениями.
Божественная кровь Бессмертных дает Аркадию возможность построить основную сюжетообразующую линию, заодно озадачив читателя непростыми моральными вопросами.
Мангуты, которых мы почти не видим, становятся мощнейшим мобилизующим фактором.
Третьим условным фантадопущением в романе Саульского становятся Духи. Супербойцы, которых боится сам Флинт, пардон синоби. Идеальный сплав самурая и ниндзя. Шикарные мечники, отменные убийцы, взявшие от Ведьмаков обостренные чувства и реакцию, причем безо всяких эликсиров. Способные заменять сон недолгой медитацией, скрываться в тенях и выходить на честный бой одному против многих. Есть для ребят и ограничители. Их воспитывают с детства как инструмент служения конкретному человеку. Прям Стражи Айз Седай. И даже отказывают в собственных чувствах.
Однако, как мы увидим – это не так. Кентаро – Страж Красного Лотоса. Человек размышляющий над вкусом идеального чая. Невозмутимый, неглупый, столкнувшийся с возможностью перемен, но не ожидавший их в столь глобальном виде. Пытающийся разобраться в себе. Поставленный перед серьезным выбором. Сделавший его и неостановимо идущий к цели.
Ему противостоит Хироши Нобунага. До чертиков амбициозный, уверенный в своей избранности, не жалеющий людей. Непреклонный, жесткий, настоящий самурай (ос! Хай! По понятиям!). Чуть ли ни единственный серьезный противник Кентаро в фехтовальном искусстве. Наследник выдающегося отца, мужчина, раскрывающийся лишь в «детской» главе.
На первый взгляд у нас в наличии положительный и отрицательный герои. Однако стоит присмотреться – все не так просто. Протагонист, если судить по результату, действительно несет несчастье на головы практически всем, кто оказывается рядом (исключений ровно две штуки). В результате его действий не поздоровилось не просто сотням окружающих людей, которых пролегло просто немеряно (да и с городом нехорошо получилось). Ради мести он на несколько порядков уменьшил шансы противостоять захватчикам всего Ниппона. Вот такой у нас клевый положительный герой. Или все же злодей?
Антагонист по полной программе использует предательство, обман, манипулирует, убивает невинных (Дух этим тоже не чурается). Но идет к цели, способной спасти страну и сотни тысяч жизней.
Впрочем, можно посмотреть на вопрос и с третьей точки зрения. Зачастую смена власти и вторжение чужаков не было таким уж однозначно негативным фактором для всех слоев общества. Да, во время войны выгребают все и вдосталь. Но после победы и воцарения захватчиков жизнь обычных людей: крестьян, ремесленников и торговцев не сильно изменится. А вот высшему классу потерпевшему поражение приходится несладко (и то есть варианты). Так что действия антагониста можно объяснить банальным эгоизмом и нежеланием терять власть.
В общем, выбирайте сами, какое объяснение кому по нутру.
Автор скуп на описания, изрядную часть времени «Лотос» — краток, строг, лаконичен, мимикрируя под исторические хроники. Развитие сюжета идет предельно быстро, скорее в духе повести, чем романа. Все по делу, порой Аркадий оставляет читателя даже без того, что пригодилось бы. Маловато работы с характерами, кроме разве что Духа. Социалка пунктиром («Самурай может убить крестьянина за неправильное выражение лица» — спасибо, мы в курсе), природа за кадром, второстепенных героев в обрез. Львиная доля внимания посвящена кроваво-боевым приключениям ГГ. Благо хоть жизнь большого города зацепил.
Зато самые известные черты ниппонцев Саульский передает адекватно – честь, бесстрастность, верность долгу и господину, Путь самурая, самосовершенствование, готовность к смерти. Те, кому по душе японская культура — оценят.
Покажет нам чуток криминального общества Японии (вариации на тему «Нефритового города») вышедшего в его описании на диво мирным и этичным.
Подивит нежданчиком почти в самом начале, перевернувшим уже сложившиеся ожидания от книги. Да и эксперименты Сатобени не слишком часто использующийся ход, хотя Курумо явно имеет на этот счет свое мнение.
Пропишет немало боевки, не ставшей, к сожалению, особым козырем романа. Большая битва ровно одно в прологе, а локальные сражения описаны пресновато. Несмотря (или благодаря) на поразительно часто и надоедливо «фонтанирующую» или «забившую гейзером кровь» из ран. Разве что ниндзевские эскапады Духа смотрятся приятно.
То, что Аркадий смешивает времена, объединив монгольское нашествие 13 века с активным использованием огнестрела, появившегося в Японии лишь в 16-м, дело десятое. Он автор — он так видит.
Эрго. Японское фентези с минимумом фентези. Антуражно, кроваво, не без морали. Но вопросов хватает.