Колесо времени (The Wheel of Time), сериал, 2021

В объятьях матриархата, или Кто у нас теперь Дракон?

Тьма пробуждается. А значит, пришло время возродиться тому, кто сможет ее остановить. Дракону. Далеко не все жаждут появления Возрожденного Дракона. Ведь именно его называют виновным в Разломе мира. Но ищут все. С разными намерениями.

Ищут все, а отыскать удается Морейн Седай – одной из могущественных женщин, способных направлять Единую Силу. Но есть проблема. Непонятно кто именно из четверки юных обитателей Двуречья ее цель. А времени выяснить это в тишине и покое нет.

Ведь Приспешники Темного уже рядом.

 

Сериал поставленный по одноименному циклу Роберта Джордана. Одному из самых объемных циклов в истории фентези, после смерти Джордана завершенному Сандерсеном (автором отличного «Обреченного королевства»). Цикл, несколько томов которого я читал пару десятилетий назад. В памяти осталось четыре момента. Шикарная, подробнейшая проработка мира. Крайняя любовь Джордана к невозможно детальным описаниям всего на свете, начиная от пресловутого процесса восседания Айз Седай на коня, занимающего три страницы (реального времени действия пара минут). Непременное убиение Темного в конце чуть ли не каждого тома (но все не так как кажется!). И подростковое поведение могущественных колдуний, зачастую напоминающих пубертатных недорослей не самого большого ума. 

Вроде все. Соответственно сериал можно было воспринимать практически с чистого листа.

Перед нами красивое приключенческое фентези с кучей классических толкиеновских мотивов (по слухам в первом томе саги это было сознательным ходом Джордана). Темный, заточенный «где-то там» и его приспешники, избранный, маг, точнее магиня, путешествие-квест, отряд невольных соратников, преследователи, темный город, разделение отряда, подземные тропы. Все это мы видели уже не раз (оригинальные моменты в цикле наступают позднее). Но даже здесь имеется несколько не совсем стандартных мест. Во-первых, кто именно избранный, не знаем ни мы, ни герои, и каждому из четверки времени уделяется почти поровну (а не по типовому набору: ГГ, его друг, его девушка). Ну и «штирлицы темной стороны», они же Друзья Темного, живущие бок о бок, притворяющиеся обычными людьми — прием у Профессора не использующийся (кроме Гримы разве что).

Колесо привлекает взгляд в первую очередь великолепной природой. Могучие горные кряжи, головокружительные ущелья, фигурные скалы, уютные долины, великие леса, уходящие в бесконечность реки, осенние краски, бескрайние степи, клубящиеся туманы и умиротворяющие закаты. С высоты птичьего полета, когда видно все до горизонта, и детали этого великолепия вблизи.

Пейзажи восхитительны, и сами постановщики это отлично понимают, демонстрируя их много и со вкусом (мол, смотрите, у нас еще и не такое будет!). Еще интереснее, что моделью послужила не искренне любимая кинематографом Новая Зеландия, а вовсе даже Восточная Европа, в основном Словения.

Эта услада для глаз разбавляется недурно продуманным дизайном человечьих поселений. Оригинальные, позитивные дома Двуречья. Мрачноватые строения шахтерской деревни. Пылающий замок. Неведомые руины, встречающиеся в лесах. Вымерший, но живой Город Тени. Белоснежный Тар Валон с его многолюдством, восточными мотивами, ажурными дверьми и открытым ветрам окнами. Монументальная Белая Башня полная статуй и орнамента, с помпезным залом и полными солнца покоями. Подземные Пути – древние проходы вне пространства и времени.

Дополняет блюдо колоритный деревенский быт с его пасторальной жизнью, курочками, яркими праздниками, танцами, пестрыми одежками.

И, конечно же, различные чудища на службе Тьмы. Рогатые троллоки (у них в предках, случайно, Хеллбоя не было?) – крупные копытные твари, по слухам происходящие от хищников, не чуждые бегу на четвереньках и закусыванию человечинкой. Безглазые, они же Мурдраалы, они же Исчезающие  – пастухи троллочьего воинства с острозубой пастью на всю голову и свойским отношением с тенями. Ждем еще.

По-поводу волшебства айз-седай — некоторые товарищи активно фыркали, но мне этот вариант пришелся по душе. Приятно визуализированная магия жеста, запускаемая изящными движениями, способная призвать на головы врагов любую стихию, от огня до земли, нашинковать их светом, задержать и перенаправить стрелы, устроить камнемет из ближайшего дома.

Картинка, в общем радует. На непременное для современного кино дикое смешение рас можно привычно не обращать внимания. Как и на парочку забавных косяков, как-то использование спичек (надо спросить у знатоков первоисточника – может там, в натуре спички были?), или исчезнувших, а потом вновь воплотившихся коней Лана и Морейн в Шадар-Лаготе).

Не менее любопытно наблюдать за особенностями мира Колеса. Во-первых, перед нами мир кондового матриархата (ненавистникам феминизма смотреть будет нелегко). Здесь поселениями управляют Мудрые женщины, правильно относящиеся к смертоубийству («на войне одни идиоты убивают других по идиотским причинам»). Здесь с совершеннолетием происходит женская церемония инициации, о сути которой нельзя рассказывать мужикам. Здесь дамы самых разных возрастов не гнушаются хорошенько и шумно побухать на постоялом дворе без малейшего зазрения совести (нетипично для наших широт). Используя правда, самый что ни на есть женский тост: «Выпьем ребята!». Здесь имеются женщины-кузнецы (опять срыв шаблона).  

Здесь самые могущественные существа принадлежат к прекрасному полу (у мужчин сложные отношения с Единой силой – Темный постарался). Речь о Айз-седай — Слугах всего сущего. Тех, кто не участвует в войнах, а управляет миром из Белой Башни. Милых дамах, способных уничтожать армии. Они разделены на содружества-айя по цвету, каждая из которых акцентирует свое внимание на чем-то одном – боевая магия, исцеление, разведка, защита мира от тех, кто злоупотребляет силой. Они дают три клятвы (почти законы робототехники), и без проблем обходят первую из них («мы всегда говорим правду, ее не всегда слышат — слушай внимательно»). Они способны исцелить любую рану, но не могут лечить сами себя. Они связываются узами с мужчинами – Стражами, и эта связь становится крепче, чем у матери с ребенком. Они жестоки (порой их называют «чудовищами») и не гнушаются никаких средств для достижения цели. Они плетут интриги против своих сестер и сражаются за влияние внутри Белой башни.

Здесь сны не менее важны, чем реальность и обладают силой большей, чем кажется.

Здесь по дорогам бродят позитивные Лудильщики, Люди Листа, эдакие хиппи-цыгане, отказавшиеся от насилия и его орудий (танцы, там-тамы, яркие кибитки и одежки).

И отнюдь не позитивные Белоплащники – члены ордена Детей Света, преследующие слуг Темного и Айз-седай до купы (их они также считают прислужниками Тьмы). А один из улыбчивых палачей ордена может похвастать темным цветом кожи (плохой негр – смело).

А в пустыне обитают лучшие воины среди живущих – айильцы.

Этот мир полон ритуалов, песен, легенд о героях и злодеях, преданий о  тысячелетней истории, которые регулярно и чуть нарочито сообщают юным героям со зрителями то Морейн, то ее страж Лан.

Этот мир жесток – но в меру, по крайней мере, неаппетитных подробностей в сериале немного (когда это не касается троллоков).

Он дает возможность поразмыслить о путешествиях, пользе смены мест, ведь на новом месте можешь стать кем захочешь. О глупости войны. О вреде эгоизма и необходимости приходить на помощь.

Далеко не все из этого великолепия мы увидим сразу, кое-что услышим вскользь, намеками, кое о чем придется догадываться. Но потенциал у мира богатейший.

Экшена в сериале в плепорцию: примерно раз в две серии нам дарят более менее серьезное сражение.

Опытные актеры на своем месте.

Морейн (Пайк («Перелом», «Гнев титанов», «Джек Ричер», «Исчезнувшая», «Недруги»). Всецело увлеченная поиском Возрожденного Дракона. Женщина не привыкшая, когда ей отказывают. Своеобразный идеал Айз Седай, совместивший лучшие черты представительниц этого ордена, и не выпячивающий худшие. Опасная, красивая, способная выслушать и помочь. Знающая себе цену, чуждая фанатизму и излишней гордыне.

Ее Страж Лан (Хенни («Возвращение героя»). Фактурный, смертоносный, невозмутимый, немногословный (за некоторыми исключениями). Тем интереснее смотрятся редкие эмоции, порой прорывающиеся наружу.

Боевой и полный загадок менестрель Том Меррилин (Виллауме («Лара Крофт», «Последнее королевство»).

Отдельное спасибо за Альваро Морте («Бумажный дом», «Во время грозы») в образе Логайна.  Его тут немного, но посмотреть на хорошего испанского лицедея всегда приятно.

На главных персонажей взяли малоизвестных молодых актеров, и это сказывается. Ребята подвигов не совершают, хотя кашу портят не сильно.

Ранд  — «рыжий, честный, влюбленный» — спокоен, ответственен, лопоух. Перрин – активно мается  своей трагедией (кажись, в книге такого не было) и принюхивается к волкам. Мэтт – подловат, скользок, ехиден, азартен, не дурак выпить и спереть то, что плохо лежит. На чем и палится. Эгвейн – типаж, весьма спорный с точки зрения эстетики (индийский вариант), порой эмоционирующая за всех четверых. А ведь есть еще ответственная, упрямая, таящая немало сюрпризов травница и Мудрая Найнив.

Ребята и девчата периодически сорятся, мирятся, расстаются и встречаются, глупят и проявляют характер. Достаточно приятно взаимодействуют.

Эрго. Приключенческое фентези в духе Профессора с восхитительной природой, потенциально богатым миром, различными чудищами, неплохо визуализированной магией и боевкой. С молодыми актерами все не так хорошо, многие моменты мира поданы не акцентировано. Но в целом приятно глазу. Фанаты книг, как обычно, имеют по этому поводу отличное мнение.

Режиссер: Ута Бризвитц, Уэйн Йип, Салли Ричардсон-Уитфилд

В ролях: Розамунд Пайк, Джоша Страдовски, Маркус Рутерфорд, Зои Робинс, Софи Оконедо, Барни Харрис, Мадлен Мэдден, Каэ Александр, Мигель Альварес, Дэниэл Хенни, Альваро Морте

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.