Пепел и пыль, Гжендович Я.

Ярослав Гжендович «Пепел и пыль». —  М.: АСТ, СПб.: Астрель-СПб, 2022 г. Серия: Шедевры фэнтези. Самостоятельный роман из цикла «Рассказы из мира Между».

Сквозь тернии к звездам, или Харон под ударом/Из жизни мертвецов

Человек, способный попадать туда, где не был почти никто из живых. В край Полусна – Междумирье. Опасное место под красным небом, полное демонов, мыслеформ и душ, застрявших между жизнью и смертью.

Человек, ставший Хароном для мертвецов, потерявший единственного друга  и женщину, способную стать его настоящей Любовью. Ввязавшийся в игру с непонятными и могущественными сущностями. В игру, где у него нет, казалось, не единого шанса на победу.

Вот только чего не собирается делать тот, кто годами отправлял потерянные души туда, где им место – это сдаваться.

 

Гжендович, автор приятной приключенческой тетралогии про Вуко Драккайнена   стал для меня третьим автором, открытым в длинной плеяде качественных польских фантастов (ДукайВегнер Гжендович ПискорскийЗбешховскийМайкаГузекПшехшта, Комуда, Саульский ).

Его новый/cтарый роман (написан через год после первого тома Ночного странника) оказался натуральным хоррором, напоминающим одновременно Пикник, работы Эко, Брауна и Олди. Антуражным, хотя не без некоторых нюансов.

Основная прелесть книги основана на Междумирье. Атмосферка в краю Полусна еще та. Красные небеса, тени домов и предметов, темнота, пепел и пыль. Лимб – не лимб, чистилище – не чистилище, зазеркалье – не зазеркалье. Некая локация, куда в плотном теле из гомо сапиенсов попадал, кажется, только наш герой. По крайней мере, долгое время никого из живых, за одним спорным исключением, он там не встречал.

Место, где проявляются «ка» (эфирные отпечатки, полуживые души) окружающих нас предметов. Способных стать как подмогой, так и препятствием. К примеру, обрез или мотоцикл – неоднократно выручавшие своих хозяев, но давно проржавевшие в нашем мире, тут находятся в отличном состоянии и готовы к делу.

Место, полное демонов, неведомых сущностей, дурных мыслей. И призраков — душ людей, чаще всего погибших не своей смертью.  Жизни мертвецов после смерти в краю Полусна посвящен изрядный кусок ближе к финалу книги. Так себе житие, будем честными.  «Ну его, такую житуху», как говорил один хороший персонаж. Идея такого существования души в промежуточном мире не особо оригинальна, но цепляет. О посмертье автор говорит много и со вкусом. Смерть – не конец – это позитивная часть того посыла, который читатель вынесет из «Пепла». Но вот ждать вас после кончины могут не самые приятные встречи.  Благо, хоть кошки остаются кошками.

Меж тем,  для героя неприкаянные души неопасны, а вот остальные обитатели Междумирья – отнюдь. Есть те, с которыми поможет совладать верный обрез (стреляющий наоборот) или тесак. А есть такие, от которых приходится лишь бежать.

В краю Полусна происходит львиная доля событий, именно здесь, несмотря на угрозы этого мира, протагонист чувствует себя как рыба в воде. Эдакий нелюдимый герой вестерна, одинокий странник с ружьем и мотоциклом. Сталкер, пробирающийся неведомыми тропами. Психопомп, за непременный «обол» отправляющий души туда, куда им должно перейти. Куда? А это уже вне его компетенции. Но всяко лучше, чем скитаться возле места безвременной кончины, или быть пожранным здешними обитателями.

ГГ неплох. Одиночка, с детства общающийся с мертвецами (детективом, правда, не стал), в 3 года увидавший первого демона. Погружающийся в кошмары. Пичкаемый таблетками, побывавший в психушке, лечащийся от шизофрении. В отрочестве частенько посещавший Междумирье в виде астральной проекции. Позднее отыскавший способ переходить туда в плотном теле (шаманы наше все!). Называющий себя Хароном. Обладающий даром (или проклятием?) видеть маску скорой смерти на лицах живущих.

Этнограф, преподающий в университете. Среди семьи прослывший чокнутым, среди коллег странным. Не любящий родню, держащийся подальше от долгоиграющих знакомств.

Немолод, ироничен, порой до сарказма. Позволяет себе поерничать на тему молодежи, современного ТВ и ночных клубов. Многое повидал, знает, как обходится с паникующими людьми, считает мелочной обычную жизнь (имеет право). Подсел на край Полусна как на наркотик.

Есть правда, одна особенность психологической реакции, которая к середине книги начинает откровенно напрягать. Не один десяток раз за первую половину небольшого романа протагонист: остолбенел, оцепенел, окаменел, проснулся в холодном поту, отличился волосами, вставшими дыбом  (два раза). Экий вы, батенька чувствительный – странновато для человека с такой работой.

Саспенс в романе хорош. Автор пишет натуральный мрачный хоррор, с неаппетитными моментами, фантасмагорической обстановкой, потусторонними опасностями, с которым неясно как справляться. Причем Гжендович старается максимально нагнетать обстановку в обоих мирах. И если у нас опасность неясная, неоформленная, давит на мозг в лучших традициях приличных хорроров типа Призраков. То за гранью все гораздо грубее и проще — герою приходится прилагать  немало усилий, чтобы уцелеть. И чем дальше в лес – тем толще партизаны, в смысле оппоненты, противостоящие нашему славному парню.

Иронии Ярослав не пожалеет. Хотя обстоятельства не особо располагают. Протагонист, от первого лица которого идут изложение, как я уже сказал, человек, не чуждый сарказму. Особенно пока дела идут более-менее. Позднее, когда ситуация осложняется, ГГ становится не до юмора. Но мы его винить не будем.

Весьма интересно подошел автор к романтической линии. Герой в определенный момент познакомится с женщиной, с которой был бы не прочь встретить старость. Потомственная ведьма, из настоящих, с табуном старших родственниц и собственным гримуаром.  Казалось бы – вот оно счастье! Ан нет, все оказывается не так просто.

Пройдется Гжендович по теориям заговоров и концепции тайных обществ, в частности, связанных с религией. И если сперва персонажи относятся к таким организациям с изрядной долей скепсиса, то вскоре им придется пересмотреть свой подход.

Попеняет на особенности родного государства, где, оказывается, немало недостатков.  Устроит читателю экскурсию в польскую глубинку.  Мелочь, а приятно.

Эрго. Триллер-хоррор с атмосферным, хотя и не особо оригинальным краем Полусна, одиноким, ироничным протагонистом, перебравшимся из вестернов. Роман неплохо было бы чуток расширить, объема книге не хватает. И с надоедливым «остолбенением» надо что-то порешать. Но в целом недурно.

Запись опубликована в рубрике КНИГИ-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.