Самсоны с телепатией, или Подростковая конспирология
Люк Эллис не зря считался гениальным ребенком. Высочайший уровень IQ, успешно сданные тесты для поступления в ВУЗ (и это в 14 годочков!). Будущее казалось безоблачным, на горизонте светило знакомство с MIT.
Но однажды ночью все пошло наперекосяк. Люка похитили. Не педофилы или охотники за выкупом. А представители таинственной организации, которые под мягким крылышком власть имущих, организовали лабораторию по развитию у одаренных детей паранормальных способностей.
Меры у здешних докторов жесткие, цели неясные, неудивительно, что Люк и еще несколько ребят стали искать возможность сбежать из гостеприимного здания «Института». Сделать это крайне непросто, однако возможно. Ведь своей цели организаторы лаборатории достигли. Способности у похищенной детворы действительно развились.
Работы Короля ужасов экранизациями не обделены. Вспомним хотя бы «Мглу», «Под куполом», «11/22/63», «Оно», «Тёмную башню», «Касл-Рок», «Кладбище домашних животных», «Доктора Сон», «Чужака», «Историю Лизи», «Чепелуэйт».
Количества хватает, а вот с качеством порой не «але». The Institute, поставленный по роману Стивена Кинга, увидевшему свет в 2019-м, прорывом не стал. Сериал откровенно вторичный, подростковый, юнг адультовский, атмосферой напоминает одновременно Падших, Полуночников, Дела, и ничем особо свежим не запоминается.
Проект пронизан конспирологическими идеями от пят до макушки. Теории заговора теснятся одна за другой, требуя максимум зрительского внимания. Коварные ученые, использующие науку и потенциальный скачок в развитии человечества, для удовлетворения меркантильных целей денежных мешков и зажравшихся политиков. Стоящие при власти люди, примазывающиеся к госструктурам, дергающие за рычаги влияния, устраняющие с пути конкурентов. Трясущие жупелом патриотических идей, манипулирующие юными созданиями, берущие их «на слабо» служения идее спасения мира. Управляющие разумом, внушающие мысли, способные влезть в голову любому гомо сапиенсу и заставить его сделать нечто противное людской природе. На подпевке среднее звено сволочей, лелеющее свои амбиции и жажду денег, наслаждающееся ошметками власти, готовое на любое нарушение морально-этических норм.
Право же, никогда такого не видели, и вот опять.
Проект в сотый раз проект мусолит тему неординарных детишек (скорее подростков), их использования системой. Жутких опытов, психологического и физического насилия над детьми, под эгидой избранности и служения миру. Жирных боровов – богачей и политиков: тварей, чувствующих себя богами. Их подручных, списанных с типичных нацистов и надзирателей концлагерей. Темы важные, не поспоришь, но обыграны не идеально.
Показывает нам необходимость воли к жизни и борьбы за свободу, стремления не сдаваться + даст бог, хорошие люди подмогнут.
А вот библейские аллюзии («просите и дано вам») смотрятся относительно свежо. Ведь при всей крепости характера и интеллекта героев, без улыбки высших сил, шансов у них было бы немного (приезд Тима в город, появление Эйвори, встреча в лесу).
Проект откровенно бюджетный, практически не использует спецэффекты, большинство событий происходят в стенах лаборатории (временами на улицах городка).
Поражает наглостью действий организаторов Института и одновременно тупостью некоторых их решений (ну никому не пришло в голову повесить микрофоны на площадке и в слепой зоне).
Проект разделен на две линии, которые явно рано или поздно сойдутся. Основная происходит в стенах Института, дополнительная переносит сюжет в стены городка, стоящего рядышком с лабораторией.
Из приятных моментов можно отметить интригу с целями создателей Института, хотя некоторые моменты деятельности это малопочтенной организации, типа дыма из трубы, читаются сразу. Намеки на то, что все не сводится к банальным попыткам неких олигархов-политиков поставить себе на службу управлением разумом. Попытку глобального воплощения этих намеков. Возрастание напряжения ближе к финалу. Недурной моральный выбор для Тима.
И то хлеб.
Актеры подвигов не совершают, исполняя работу на среднем сериальном уровне.
Люк (Фриман, да-да сын того самого Фримана («Фарго», «Шерлок», «Хоббит»). Гениальный подросток с зашкаливающим IQ. Любящий шахматы и баскетбол (простим ему эту слабость). Сыплющий цитатами, обладающий отличными навыками наблюдения, подмечающий то, что остальные не видят. Человек, которому нравится анализировать и логически мыслить.
Неплохой образ человека, пользующегося мозгами (Фаулу на заметку). Сыграно далеко не идеально, большую часть времени парень откровенно безэмоционален, о его гениальности нам скорее рассказывают, чем показывают. Но есть сцены, в которых Джо веришь, потенциал у пацана вроде имеется, глядишь вырастет что-нибудь путнее.
В целом детишки не поражают, неограненные алмазы актерского цеха не просматриваются.
Их старшие коллеги тоже не слишком напрягаются, но смотрятся поубедительнее, за счет опыта.
Тим (Барнс («Звездная пыль», «Седьмой сын», «Мир Дикого запада», «Каратель», «Тень и кость»). Экс-полицейский, вышедший в отставку после весьма спорной ситуации. Пытающийся найти новое место в жизни. Насквозь позитивный мужчина, не готовый закрыть глаза на странности, даже если это не его дело. Обаятельный, участливый, позитивный, натуральный герой – хоть к ране прикладывай.
Барнс, после ряда ролей отлично сыгранных подлецов, решил вернуться к образу положительного парня. Харизмы у Бена хватает, чтобы, не особо тратя силы, создать приличный образ современного рыцаря без страха и упрека.
А вот и главная антагонистка. Сигсби (Паркер («Спайдервик», «Призрачный патруль», «Черный список», «Красный воробей»). Босс Института, поднявшаяся из рядовых силовиков. Внешне демонстрирующая исключительную заботу и понимание к подопечным. Сыплющая пафосными фразами о служении и миссии. Внутри наполненная психозами (одно самоистязание чего стоит), сомнениями и жестокостью («убьем его»). В целом твердая четверка с минусом, но сыграно аж никак не на Оскар.
Всегда приятно увидеть старого доброго колоритного Ричингса («Сверхъестественное», «Пристрели их», «Перси Джексон», «Человек из стали», «Пространство», «Ведьма», «Американские боги», «Волшебники», «Полярный», «Чепелуэйт») с его невозмутимым интриганом — главой СБ Института.
Да Диас и его образцово-показательный подлец и сволочь Тони запомнился.
Эрго. Необязательный и бюджетный конспирологический Young Adult – вторичный, тягучий, с библейскими аллюзиями. Хотя темы подняты важные, что есть, то есть.
Режиссер: Джек Бендер, Брэд Тёрнер
В ролях: Джо Фриман, Бен Барнс, Мэри-Луиз Паркер, Фионн Лэйрд, Ханна Голуэй, Джулиан Ричингс, Роберт Джой, Вигго Ханвельт, Арлен Соу, Бирва Пандья