Тёмная башня (The Dark Tower), 2017 — рецензия (обзор)

Противостояние под отсветы сияния, или Сказка для непутевых отроков

Последние несколько лет для юного Джейка (Тейлор) выдались непростыми. Гибель отца, второе замужество матери. Отчим, желающий избавится от нового сыночка. А тут еще и видения. Люди с ненастоящей кожей. Исполинская Темная башня, возвышающаяся в центре мироздания. Человек в черном желающий разрушить башню и вызвать апокалипсис. Стрелок, ищущий этого самого человека, чтобы отомстить за гибель своих.

Казалось бы ничего удивительного, нервный срыв после смерти папы, пубертатные бури в организме. Классический случай. Психиатры и психологи с таким сталкивались не одну сотню раз.

Но что если все эти видения не плод воспаленного мозга мальчишки, и мирозданию действительно грозит опасность?

 

Работа всей жизни, 30 лет между первой и последней книгой цикла. Это все о «Темной башне»  — эпопее одного из известнейших современных писателей Стивена Кинга («Под куполом» (http://perekat.kiev.ua/под-куполом-кинг-с/ ), «11/22/63» (http://perekat.kiev.ua/стивен-кинг-112263-м-астрель-2013-г/ ). Так исторически сложилось, что этот цикл практически полностью прошел мимо меня (давным-давно я читал «Стрелка», но благополучно все позабыл). Посему, когда вышел полнометражный фильм, особых ожиданий у меня не было как класс, и я смотрел «Башню» как обычное фентези. С этой точки зрения фильм особых нареканий не вызывает. Особенно если учесть, что Арсель снимал свою картину как отроческое кино (даже не подростковое типа «Орудий смерти» (http://perekat.kiev.ua/орудия-смерти-город-костей-the-mortal-instruments-city-of-bones-2013/ ), «Темного мира» (http://perekat.kiev.ua/тёмный-мир-равновесие-2013-рецензия-об/ ), «ГИ» (http://perekat.kiev.ua/голодные-игры-рецензия-обзор/ ), или прости Господи, «Дивергента» (http://perekat.kiev.ua/дивергент-divergent-2014-рецензия-обзор/), а именно отроческое. Фактически детское, правда с парой-тройкой жестковатых моментов. Что-то ближе к «Золотому компасу» (http://perekat.kiev.ua/золотой-компас-the-golden-compass-2007-рецензия-обзор/ ). Почему постановщики решили, имея в качестве первоосновы абсолютно серьезный цикл для взрослых, делать главным героем 11-летнего мальчишку? Может посчитали, что подростковая аудитория оценит такой реверанс и создаст картине сборы и хороший «сарафан», кто знает. Хотя насколько я понимаю поклонников Кинга и непосредственно «Башни», в мире не намного меньше, чем 11-летних недорослей. Вот только удовлетворить их намного сложнее.

Как бы то ни было, факт остается фактом. Речь в картине пойдет о юном Джейке Чемберсе, обнаруживающем, что мир вовсе не так прост, как это принято считать. У непутевого парнишки и без видений хватает проблем. Гибель отца, мать занятая новой семьей, отчим, не питающий к нему добрых чувств. А тут еще и постоянные «глюки» о Баше и Человеке в черном. Которые оказываются вовсе не глюками. Вокруг персоны Джейка сосредоточены основные немудреные психологические изыски ленты (вот за что создателям «Башни» можно и нужно попенять, так это за недостаточное внимание к «учению о душе». И это в фильме, поставленном по Кингу – одному из лучших психологов мировой литературы!). Паренек переживший жуткую трагедию, развал своего мира, непонимание со стороны окружающих, сомнения в здравости собственного рассудка. Бросающийся в неизвестность как в омут, прочь из мира, который его не принял. Постепенно, во время долгого квеста- путешествия открывающий множество нюансов окружающего мироздания и тайн, скрытых внутри себя любимого. 16-летний Том Тейлор в основном с задачей справился. Затравленный зверек, способный на агрессию, когда кто-то задевает его внутренний мир. Удивленный паренек с широко распахнутыми глазами. Юноша, пытающийся принимать решения и влиять на события. Человек открывающий в себе много новых и могущественных граней.

 

Будем честными, историй «Избранных подростков» у нас сегодня уже пруд пруди. Ради еще одного не стоило и огород городить, если бы не два момента, не позволяющих отнести ленту целиком и полностью к поднадоевшему отроческому кино. Это Стрелок и Уолтер.

Роланд в исполнении Идриса Эльбы («Прослушка» (http://perekat.kiev.ua/прослушка-the-wire-сериал-2002-2008/ ), «Лютер» (http://perekat.kiev.ua/лютер-luther-сериал-2010-2015/), «Прометей» (http://perekat.kiev.ua/прометей-3d-рецензия-обзор/ ), «Тихоокеанский рубеж» (http://perekat.kiev.ua/тихоокеанский-рубеж-pacific-rim-2013-рецензия-о/ ), «Тор» (http://perekat.kiev.ua/тор-2-царство-тьмы-thor-the-dark-world-2013/ ), «Мстители: Эра Альтрона» (http://perekat.kiev.ua/мстители-эра-альтрона-avengers-age-of-ultron/), «Стартрек: Бесконечность» (http://perekat.kiev.ua/стартрек-бесконечность-star-trek-beyond-2016/ ), отвечает в картине за романтику вестерна и неостановимое движение к цели. Стрелок в лучших традициях крутых парней абсолютно невозмутим внешне, но таит множество эмоций внутри. Беспредельная жажда мести, разочарование и ощущение поражения, пустота в душе после гибели отца и других стрелков, постепенно сменяется надеждой и просыпающейся заботой о мальчишке. Эльба практически не позволяет своему персонажу выказывать эмоции, тем ценнее выглядят редкие проблески человечности, боли, сострадания на этом «загорелом» самурайском лице.  Ну и конечно «бравушки» Стрелку не столько за меткость (на то он и Стрелок), а за изысканную скоростную перезарядку своих эскалибурских револьверов. Впечатляет. Кстати, а ничего, что стремясь уконтрапупить Уолтера Роланд автоматически защищает Башню? Нету среди подручных Человека в Черном существа хоть отдаленно похожего масштаба, способного возглавить процесс разрушения Башни. Или Стрелок должен действовать исключительно бескорыстно и безличностно?

Мэттью МакКонахи («Время убивать» (http://perekat.kiev.ua/vremja-ubivat-a-time-to-kill-1996/ ), «Контакт» (http://perekat.kiev.ua/контакт-contact-1997-foster/ ), «Волк с Уолл-стрит» (http://perekat.kiev.ua/волк-с-уолл-стрит-the-wolf-of-wall-street-2013-рецензия-обз/ ), «Далласский клуб покупателей» (http://perekat.kiev.ua/далласский-клуб-покупателей-dallas-buyers-club-2013-р/ ), «Настоящий детектив» (http://perekat.kiev.ua/настоящий-детектив-true-detective-сериал-2014/ ), «Интерстеллар» (http://perekat.kiev.ua/интерстеллар-interstellar-2014-рецензия-обзор/ ), «Золото» (http://perekat.kiev.ua/золото-gold-2016-макконахи/ ) и его Человек в Черном наоборот в любой момент готовы расцвести искренней улыбкой, а затем походя отправить собеседника на тот свет, или заразить ненавистью ребенка. Он настолько естественен в этом образе абсолютно аморального и безжалостного существа, что даже не вызывает зрительского порицания. Ну как можно корить волка за то, что тот убивает зайца? Это в его волчьей природе, в генном наборе, инстинктах. Он по-другому не может. Так и Уолтер. Он хочет разрушить Башню. Зачем? Чтобы «править миром полным монстров», по мнению Роланда. Так себе мотивация, будем честными. А в процессе он убивает. Зачем? Потому что иначе не может. Да, некие черты этого образа мы уже видели в «Киллере Джо» (http://perekat.kiev.ua/киллер-джо-killer-joe-2011/ ). Только по внутренней мощи Джо до Человека в Черном, как до неба рачки. Плюс действия Уолтера полностью лишены сексуальной подоплеки. Также весьма интересны нюансы отношения Уолтера к Стрелку. На этом материале диссертацию написать можно.

Именно это противостояние, а также персонажи, созданные Эльбой и МакКонахи стали настоящим украшением ленты. За них постановщикам можно простить изрядное количество остальных недоработок.

Хочется также отметить Срединный мир – эдакую постапокалиптическую пустыню с завораживающими пейзажами. Интересно опять в Мохаве снимали, или в Иорданию по примеру Ридли Скотта (http://perekat.kiev.ua/марсианин-the-martian-2015/ ) отправились? Да и переходы между кишащими людьми небоскребами Нью-Йорка и величавой пустотой Срединного мира, смотрятся приятно.

А хронометраж в 95 минут, нынче, когда два часа считается средним показателем, и вовсе воспринимается приветом из прошлого.

Зато все остальное в плюс картине не занесешь.

И излишнюю простоту перемешанную со вторичностью, которые в данном случае хуже воровства. Вы все-таки ребята не детскую сказку вроде BFG (http://perekat.kiev.ua/большой-и-добрый-великан-the-bfg-2016/ ) снимаете, перед экраном кроме недорослей и взрослые гомо сапиенсы будут. А они обо всех этих «сияниях», множестве миров и угрозе извне читали и смотрели не один десяток раз. В самых различных вариациях и комбинациях.

И откровенное ощущение, что ты попал на «пилот» сериала, мол: «вот как мы можем, дядьку Кингу снять, если денег больше дадите».

И минимум-миниморум информации о происходящем на экране (где хотя бы намек на предысторию?).

В общем и целом – поглядеть можно, но исключительно как не особо оригинальную отроческую сказку об «Избранном».

Эрго. Обычное подростковое фентези, использующее пару имен и терминов из цикла Кинга. Смотреть стоит ради актерских работ Эльбы и МакКонахи.

Режиссер: Николай Арсель

В ролях: Идрис Эльба, Мэттью МакКонахи, Том Тейлор, Клаудия Ким, Фрэн Кренц, Эбби Ли, Джеки Эрл Хейли, Кэтрин Уинник, Дэннис Хэйсбёрт, Майкл Барбиери

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.