Школьный автобус (The Lost Bus), 2025 — рецензия (обзор)

Двое против пламени, или Водитель, везущий из ада/В воде не тонет, в огне не горит

Дела у Кевина Маккея, водителя школьного автобуса, в последнее время шли наперекосяк. Проблемы с деньгами, смерть отца, долги, необходимость присмотра за пожилой матерью, развод, сын-подросток кони мочит. Даже с собакой беда – болезнь у цуцика, с которой не могут справиться врачи.

А тут еще возгорание в лесу, относительно недалеко от  дома Кевина, и городка, где живут десятки тысяч человек. А лесные пожары в Калифорнии – это вам не фунт изюму.

Ни капли дождя уже множество дней, великая сушь, жуткой силы ветер, разносящий пламя. Похоже, дело пахнет керосином.

Кевин спешит домой, чтобы вывезти родню. Но не тут-то было. Надо же такому случиться, что лишь автобус Маккея может забрать два десятка детишек, застрявших в здании школы, и отвести их в безопасное место.

Но справится ли Кевин и его машина с разгорающимся пожаром, перекрывающим пути отхода? Или имена водителя и пассажиров пропавшего автобуса прибавят к списку жертв катастрофы?

 

Лента, снятая по мотивам реальных событий, произошедших во время калифорнийского пожара 2018 года. Напоминающая «Дело храбрых», радующая зрителя некислым напряжением и вменяемой драматургией.

Начинается лента знакомством с главным героем и его бедами (вот уже чего постановщики не пожалели бедному Кеву – так это проблем, как-то даже с перебором выходит, слезовыжимательных шаблонов можно было бы поменьше). Перебиваемым картинами зарождающегося бедствия, с которым до поры до времени дорожки протагнониста не пересекаются.

А как только пересекутся, на головы героев обрушится целый вагон перипетий и препятствий. Все по заветам товарища Митты. Непредставимые пробки, вяжущие автобус по колесам, не дающие вовремя добраться до цели, сменяются электрической опасностью. Та — угрозой мародеров и недостатком воды. Взрывами баллонов, обрывистой дорогой, выколи глаз-теменью, огненной ловушкой (путь по которой изобретательно подан с самых различных ракурсов: сбоку, сверху, изнутри). На закуску поиск родни (бывшая дала джазу – матушку оставить на соседа?!). Фух. Дух перевести некогда.

Разбавляется картинка включениями из штаба огнеборцев, раскрывающими масштаб происходящего, да примыкающей к ней историей бравого инженера, которого постановщики так и оставили мокнуть в воде, напрочь позабыв поведать зрителю, чем закончилась его сага.

Как фильм-катастрофа Lost Bus на уровне. Картина творящегося вокруг огненного ада впечатляет. Как из малейшей искры начинаются лесные пожары. Как мгновенно разносится пламя – скорость движения огня по сухому лесу – куда там гепарду. Как нелегко огнеборцам в скалистых и холмистых районах, когда нужно максимально быстро добраться до очага, по осыпающимся в пропасть грунтовкам. Как возникает облако дыма, разрастающееся до гигантских размеров. Облако, закрывающее солнце, превращающее день в ночь (смена обстановки вокруг при выезде за границу пожара —  одна из самых ярких сцен фильма). Пылающие деревья и трава. Падающие на дороги, перекрывающие проезд стволы и столбы с проводами, некоторые под током. Паника, накрывающая людей черным гнилым покровом. Массовая эвакуация, мгновенно забивающая дороги пробками, лишающая возможности покинуть опасные районы. Пылающие ловушки, удушливый дым, смерть, ласково скалящаяся в лицо. Дергающая камера, переносящая нас в эпицентр происходящего (с этим приемом, правда, перебор, глаза скоро начинают болеть от мельтешения оператора).

Напряжение можно буквально резать ножом. Пожар разрастается, превращаясь из лесной беды в апокалипсис местного значения. Почти каждую минуту героев ждет новая смертельная опасность, справиться с которой можно лишь с максимальным напряжением сил. Как физических, так и духовных.

Основных персонажей у нас двое. Точнее один и половинка.

Один, это безусловно Кевин (МакКонахи («Время убивать», «Контакт», «Власть огня»,  «Линкольн для адвоката», «Киллер Джо«, «Волк с Уолл-стрит», «Далласский клуб покупателей», «Настоящий детектив», «Интерстеллар», «Золото», «Свободный штат Джонса» «Темная башня», «Джентльмены»). Запущенный, занехаянный, бородатый мужик с татухами на руках и тоскливой болью в глазах. Явно прогневавший судьбу, обрушившую на него кучу «траблов». Несколько разболбаистый, по мнению экс-жены «ненадежный» лузер, сломавший собственную жизнь. Неспособный найти общего языка с пубертатным сынишкой (а кто способный?). Переживающий недавнюю смерть отца. Человека который испортил ему жизнь, и с которым не виделся 20 лет. Но кровь — не  водица. Вспоминающий свою реакцию на родителя, с ужасом видящий такую же в исполнении своего сына. Недоучка, не закончивший школу. В свое время сбежавший из Калифорнии, но решивший вернуться после ухода родителя на небеса.

МакКонахи и его Кев хорош. Человек, поставленный перед сложнейшим выбором: исполнять долг, спасая незнакомых спиногрызов, или плюнув на все, мчаться за велением сердца выручать родню. Переживающий за судьбу наследника, оставшегося без присмотра с больной бабушкой. Собравший волю в кулак и приложивший все усилия для выживания (как собственного, так и для намертво повязанных с ним двух десятков сопляков). Сдерживающий страх, не дающий ему вырваться наружу, переплавляющий его в энергию и волю к жизни. Постоянно и неустанно ищущий варианты преодоления преград на пути. Плюющий на правила, идущий на риск, если нет другого выхода. Кровь от крови и плоть от плоти засушливой, опасной, величественной американской земли.

Вместе с Мэри подаривший нам пронзительную сцену подведение итогов бытия перед смертью. А также воспоминания о Скорости, ведь крупных планов пары, один/на за рулем, второй/ая рядом, нас ждет немало.

Половинкой трудится учительница Мэри (Феррера («Патруль», «Барби»). Обстоятельная, правильная, искренне верящая в предписания (из-за отношения к порядку у нее с Кевом поначалу возникает ряд столкновений), любящая детей. Всеми силами поддерживающая подопечных, не дающая им сорваться в пропасть истерики. В меру крепкая духом, способная на авантюры лишь в самом крайнем случае, если это нужно для выживания.

Из второстепенных персонажей запоминается полный ответственности шеф пожарных Рэй (ВаскесКлан Сопрано», «В поде зрения»,  «Капитан Филлипс»,  «Убить гонца», «Афера под прикрытием», «Миднайт, Техас», «Нарко: Мексика», «Опасный бизнес», «Чужак»,  «Разделение»,  «Пэриш»), да строгая, но справедливая, переживающая за своих людей диспетчерша парка школьного транспорта Руби (Аткинсон/ЭткинсонНе пойман – не вор», «Подпольная империя», «Волк с Уолл-стрит», «Шпионский мост», «Джессика Джонс»,  «Черный клановец»).

Любопытно: постановщики почти обошлись без навязшей на зубах назидательности, упомянув, но не делая нарочитого акцента, на теме участившихся пожаров (смена климата виновата, кто бы сомневался) и виновников возгораний (тут электрическая компания накосячила, хотя как можно вовсе избегнуть поломок, при такой длине проводов — непонятно). За одно это ребятам  стоит накинуть пару десятков вистов. Какая собственно разница, «кто виноват и что делать», когда приходится спасать свою жизнь и доверившихся тебе детей.

Эрго. Сильная история самого смертоносного пожара в истории Калифорнии. Впечатляющие картины огненного ада, качественная драматургия, хорошая главная актерская работа.

Режиссер: Пол Гринграсс 

В ролях: Мэттью МакКонахи, Америка Феррера, Юл Васкес, Эшли Аткинсон, Леви МакКонахи, Кимберли Флорес, Кэй МакКонахи, Кейт Уортон, Дэнни МакКарти 

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *