Свободный штат Джонса (Free State of Jones), 2016

Партизанская республика, или Робин Гуд против всех

1862 год. Гражданская война в Америке. Фермер и медбрат армии Конфедерации Ньютон Найт (МакКонахи) не считал эту войну своей. Все равно ни рабов, ни плантаций хлопка у него не было, и Ньют прекрасно понимал, что бойня идет за интересы богачей. Но все воевали и он воевал. До той поры, пока во время сражения при Коринфе не погиб его племянник. Ньютон понял, что с него хватит, и дезертировал, отправившись домой, в округ Джонс, Миссисипи.

Дома неладно. Мытари Конфедерации выжимают из жителей округа все соки, оставляя их голодать. С дезертирами также не церемонятся, и Найт решает организовать отряд беглых солдат и рабов, чтобы защитить жителей своей родины.

Их ожидают тяжелые годы военного лихолетья и не менее сложные мирные дни на разоренном и озлобленном Юге. Но свободному человеку, не позволяющему никому владеть собой, по силам справиться с любой бедой. По крайней мере, Ньютон в это искренне верит. 

 

Мэттью МакКонахи («Время убивать» (http://perekat.kiev.ua/vremja-ubivat-a-time-to-kill-1996/ ), «Контакт» (http://perekat.kiev.ua/контакт-contact-1997-foster/ ), «Волк с Уолл-стрит» (http://perekat.kiev.ua/волк-с-уолл-стрит-the-wolf-of-wall-street-2013-рецензия-обз/ ), «Далласский клуб покупателей» (http://perekat.kiev.ua/далласский-клуб-покупателей-dallas-buyers-club-2013-р/ ), «Настоящий детектив» (http://perekat.kiev.ua/настоящий-детектив-true-detective-сериал-2014/ ), «Интерстеллар» (http://perekat.kiev.ua/интерстеллар-interstellar-2014-рецензия-обзор/ ), «Золото» (http://perekat.kiev.ua/золото-gold-2016-макконахи/ ), «Темная башня» (http://perekat.kiev.ua/тёмная-башня-the-dark-tower-2017-рецензия-обзор/ ), один из лучших актеров современного Голливуда, способен вытянуть картину одним своим присутствием. Именно его имя в титрах подтолкнуло меня к просмотру Free State, который при другом ведущем актере, скорее всего, прошел бы мимо моего внимания.

К сожалению, Ньютон Найт стал далеко не лучшей работой Мэттью. Понятно, что его профессионализм и харизма никуда не делись. Он по-прежнему перетягивает на себя внимание, отлично держит кадр, и наблюдать за ним одно удовольствие. Но чего-то в работе МакКонахи откровенно не хватает. Скорее всего, проблема в персонаже. Ньютон Найт, конечно небезынтересный человек, натуральный «фримен», Родин Гуд и партизанский лидер в одном лице, но до Человека в Черном, Кенни Уэллса, Купера, а уж тем более Раста Коула или Рона Вудруфа не дотягивает ни под каким соусом. Обычный фермер, да, с мощным характером и лидерскими качествами, с нетипичными для того времени взглядами, но такое впечатление, что МакКонахи играет этот образ, не включая и половины своего таланта, фактически на автопилоте. Пару зажигательных речей, несколько перестрелок, полторы эмоциональных сцены. Остальное – обычный Мэттью МакКонахи, просто двигающийся в кадре и окруженный старинным антуражем. Повторюсь, и на это смотреть можно долго и с интересом (Мэттью – типичный человек кино, автоматически притягивающий взгляд зрителя), но от такой глыбы как МакКонахи мы вправе ожидать гораздо большего.

А кроме МакКонахи посмотреть тут можно посмотреть разве что на не менее оскароносного Махершала Али («Голодные игры: Сойка-пересмешница», «Люк Кейдж», «Скрытые фигуры»). Но его тут немного, да и идейных рабов мы повидали на экране в достатке.

Вторая проблема ленты – она до мозга костей американская. Пускай некоторые моменты, показанные в ленте, нам вполне понятны. Как, к примеру, принципы: «своя хата с краю», «кто растил корову тот ее и доит», «имели мы в виду власти, мы сами себе отличные власти», «мытарь – первейший враг» и прочие анархические идеи. В Штатах эти концепции были одними из любимейших, фактически основополагающих, особенно в ранешние времена, да и у нас имеют массу сторонников.

А вот вечная проблема с неграми нам октровенно чужда. Американцы много и с упоением снимают о рабстве и сегрегации. «12 лет рабства», «Джанго освобожденный», «Линкольн», те же «Время убивать» и «Скрытые фигуры». И несмотря на то, ситуация с угнетением за последние десятилетия перевернулась с ног на голову (теперь скорее чернокожие угнетают белых), продолжают наполнять экран фильмами о своих прегрешениях перед черными братьями. С этой точки зрения Free State интересен тем, что протагонистом картины связанной с рабством, стал не черный, а наоборот вовсе даже белый южанин. При этом не делящий людей по цвету кожи, и даже обеспечивший потомков чуть ли не первым браком с цветной женщиной.

Любопытна также линия с потомком Ньюта, показывающая, что даже через 85 лет после победы Союза, в южных штатах с расовым равенством все не так хорошо, как хотелось бы.

Вот мы плавно подошли к еще одному недостатку картины. Северные штаты показаны в ленте фактическим раем на земле. Точнее они не показаны вовсе, зато все время идет речь о том, как там прекрасно. Разве что Шерман, редиска, пушками не поделился. Южане, наоборот, поданы настоящими воплощениями зла. Тут тебе и ужасное отношение к неграм, вплоть до убийств, и угнетение бедноты, и Ку-клукс-клан, и даже т-с-с! голосование за демократов. Зато на Севере – откровенные райские кущи, благолепие на облацех. Что, мягко говоря, неправда. Союз был той еще клоакой, с кучей своих проблем и угнетением в полный рост всех кто подвернется под руку (невзирая на цвет кожи, что правда, то правда). В общем типичным государством, а аж никак не утопией для всех живущих, как демонстрируется (точнее подразумевается) в Free State. Да и во время гражданской войны не все было так просто, как считается у нас. Она не была классической битвой Добра со Злом, а натуральной войной за бабло. В общем, откровенным госзаказом попахивает, особенно после очередных «терок» северных штатов с южными в наше время.

Странновато лишь, что лента громко провалилась у американских зрителей, при 50-65 лимонах бюджета собрав жалкие 20 в прокате (остальной мир дал еще 5, что как раз не удивительно, лента однозначно рассчитана на штатовского зрителя). Че там в мозгах у американцев творится? Неужто северные ребята и федеральная власть настолько утратила позиции?

Эрго. Историческая зарисовка о тяжелой жизни южных штатов и о белокожих фрименах, которые появлялись даже там. Лена откровенно восторгается северянами, ориентирована на американского зрителя, и даже присутствие МакКонахи, и рассуждения о свободе личности, не делают ее слишком интересной для жителей остального земного шара.

Режиссер: Гэри Росс

В ролях: Мэттью МакКонахи, Гугу Мбата-Роу, Махершала Али, Кери Расселл, Кристофер Берри, Шон Бриджерс, Джейкоб Лофленд, Томас Мерфи, Билл Тангради, Брайан Франклин

P. S. Непонятно также почему так долго (фактически два года) тянули с качественным переводом. Что было такого в 2016-м, что Free State был неуместен на русском, и что изменилось теперь?

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.