Черный человек напротив, или Дружите со своим темным двойником!/ Намерение или действие?
Агата Виггс была настоящей звездой писательского цеха. Большие тиражи, слава, Пулитцеровская премия. Но пару лет назад все изменилось. В аварии погиб сын Агаты.
Теперь женщина одиноко коротает деньки в большом старом доме, пытаясь свести концы с концами, и вновь вернуться к полноценной жизни. Выходит не очень. Да и книга, за которую Агата взяла уже не один аванс, второй год не движется дальше дебютной главы.
И непонятно, чем бы закончились терзания Аги, если бы не новый замечательный сосед.
Некий Найл Джарвис, строитель огромных небоскребов, ставший печально известным после бесследной пропажи супруги пару лет назад.
Найл – нагл, безапелляционен и самоуверен. И, по мнению многих, убил свою жену. А еще «в шутку» подбросил Аги идею написать книгу о нем, любимом.
Найл нашей героине не нравится, несмотря на его немалую харизму. Вдобавок, Виггс получает информацию о том, что Джарвис может быть крайне опасен. Но писательский инстинкт сильнее. Агата берется за написание потенциального бестселлера, заодно пытаясь понять, виновен ли Джарвис в исчезновении своей жены.
И кое-кого еще.
Психологический триллеро-детектив с хорошими актерскими работами и мощным напряжением, изрядно возрастающим в последней трети проекта.
Постановщики решили поговорить со зрителем о не самых приятных людских качествах. Причем тех из них, что сокрыты глубоко внутри, порой на уровне подсознания. Кто-то зовет это «Черным человеком, темным двойником», выходящим наружу, когда мы слабы, испуганы или злы — максимально отделяя себя от своего бессознательного. Кто-то, более честный, признает, что подсознание тоже я, и все дерьмецо, плещущееся внутри – это мое, родное.
Как бы то ни было, каждый из нас время от времени подвержен злости, ненависти, ярости, кровожадности, жажде мести. Но что ты сделаешь, попав под влияние этих мерзковатых чувств? Останутся ли они на уровне мимолетного желания, слабо оформленного намерения, или перейдут на ступень действия? Сможешь ли ты остановиться, осознать тлетворность своих мстительных намерений, или, не задумываясь, начнешь воплощать их в жизнь? Останешься здоровым, травоядным членом социума, или перейдешь в разряд хищников, опасных существ с искаженной психикой?
Не зря христианство настоятельно рекомендует обращать внимание не только на действия, но и на помыслы. Чем чище помыслы – тем легче совершать правильные действия.
Эти непростые вопросы мы досконально рассмотрим благодаря двум отличным актерским работам. Оба центральных персонажа аж никак не безгрешны, по полной программе подвержены тем самым негативным людским чувствам.
Агата (Дэйнс («Звездная пыль», «Родина», «Замкнутый круг»). Эгоистка, считающая себя пупом вселенной, а свою работу — единственно достойной внимания. Не поддерживающая профессионального развития супруги (Аги — любительница дам-с). Перфекционистка, одержимая сомнениями.
Женщина, пережившая непредставимую утрату, серьезно искалечившую ей жизнь. Жаждущая мести невольному убийце ребенка. С гибелью сына ситуация непростая. С одной стороны все очевидно – имеется виновник аварии, неоднократно замеченный в проблемах с алкоголем, отказавшийся пройти тест на спиртное. С другой – Агата великолепно понимает, что огромная часть вины лежит на ней самой. Понимает, но изо всех сил старается не допустить это понимание в сознание. Она готова всячески лелеять намерение отмщения, ненавидеть гада, желать ему всяких кар. Но не готова творить месть своими руками.
Любопытный моральный воприс: как классифицировать действия женщины, ставшей невольной причиной гибели согражданина? Осознанной провокации со скрытым призывом совершить насилие вроде как не было. Однако ты обладаешь информацией, что тип, сидящий напротив, опасен и ранее, вероятно, уже совершил убийство. А вот теперь сам воприс: вещая ему о плохом Тедди, ты просто делишься наболевшим? Или подсознательно ожидаешь, что собеседник вновь проявит свою тьму и совершит возмездие за тебя?
Состояние ненависти, перемешанное с чувством вины, становится для Аги камнем на шее, не дает нормально жить и писать. И лишь осознание, понимание и приятие истинной картины случившегося в тот трагический день, способно позволить двигаться дальше.
Дэйнс одна из лучших западных лицедеек, использующих внешнюю манеру игры (из мужчин пальма первенства этой школы в руках ДиКаприо («Поймай меня, если сможешь»,«Отступники», «Кровавый алмаз», «Остров проклятых», «Начало», «Дж. Эдгар», «Джанго освобожденный», «Великий Гэтсби», «Волк с Уолл-стрит», «Выживший», «Однажды в… Голливуде», «Не смотрите наверх», «Убийцы Цветочной Луны», «Битва за битвой»). Ее Агата эмоциональная, неуравновешенная, нервная, открытая, непосредственная, фонтанирует эмоциями, часто отводит взгляд, не глядя в глаза собеседнику. Все мысли и чувства написаны на лице, позволяют с головой погрузиться в океан переживаний, испытываемых героиней. Разве что с дрожанием подбородка некоторый перебор. Мы почувствуем на вкус противоречия, которые вызывает у Агаты ее новый сосед, вместе с ней будем мучительно пытаться разобраться в том, кто перед ней: псих или просто сильный и обаятельный самец. В первой половине проекта задачу нам создатели проекта облегчать не будут. Недосказанность и недоговоренность касабельно личности Найла пребудет с нами до экватора сериала.
А вот и второй центральный персонаж.
Найл (Риз («Секретное досье», «Перри Мейсон»). Наглый, безапелляционный, не знающий, что такое «такт». Резкий как понос, живущий по принципу: «у всех есть цена», помешанный на безопасности. Скучающий богатей, глядящий на всех сверху вниз. Натуральный альфа-самец: сильный, умный, хитрый, отлично читающий людей. При этом до ежиков харизматичный, обаятельный, ироничный и бескрышный. Любящий прямоту в действиях. Считающий главным наследием человека не детей, а нечто более долговечное, типа пафосных зданий. Несмотря на чрезмерную гордыню, готовый принимать в свой круг людей, которые ему импонируют.
Вопросу о том, что же является-таки настоящим наследием человека, постановщики также уделяют немало внимания. Результат, как и положено, банален, но за попытку спасибо.
Те самые сомнения насчет мотивации и истинной сущности Джарвиса становятся одной из интереснейших сторон проекта, и, как на меня, прерываются слишком рано. Психопат перед нами, или просто не слишком чистоплотный успешный бизнесмен, эдакий хозяин жизни? Коварный искуситель, или раздолбай, который так и не вырос? Опасность общения с ним сводится к ущербу для вашей гордости, или действительно несет угрозу для психики и жизни?
Из второстепенных образов можно упомянуть:
Жену Найла Нину (Сноу). Женщину, постоянно чувствующую себя вторым выбором, всегда сравнивающую себя с первой супругой-красавицей. Ставшую невольным (или вольным?) спусковым крючком одного трагического события. Понимающую, что муж любит ее меньше, чем ту, первую. Сталкивающуюся с эгоизмом, пренебрежением и сволочными чертами натуры муженька.
Женщину, вынужденную делать чертовски непростой выбор. И я не уверен, что он был бы именно таким, как думают постановщики. Хотя, если учесть, что «тугрики» никуда не деваются, все может быть. Отдельное спасибо за взгляд, направленный на сына: кто его знает, как там гены сложатся.
Его отца Мартина (Бэнкс («Последний рубеж», «Во все тяжкие», «Пространство»). Мастодонт и глыбища бизнеса. Тяжелый, давящий человек, изрядно повлиявший на формирование характера сына. Несмотря на все свои заявления и недовольство Найлом, защищающий его до последнего. Кровь не водица.
Дядю Рика (Гини («Менталист», «В поле зрения», «Последователи», «Каратель»), чрезмерно трепетно относящегося к Мартину и не слишком трепетно к Найлу.
Агента ФБР Эбботта (Лайонс («Электрические сны Филипа К. Дика»). Мужика, поведенного на Найле. Сильно подкосившего себе жизнь и карьеру, в попытках взять Джарвиса за жабры. В своей ненависти к нему позабывшего о разуме и логике.
Его начальницу и любовницу Эрику (Парк («Черный список», «Не смотрите наверх», «Одни из нас»). Женщину, попавшую в ловушку заботы о семье, вынужденную выбирать между долгом и родней.
Периодически постановщики подбрасывают боковые сюжетные линии, самой важной из которых становится политико-бизнесовая возня вокруг строительства Джарвис ярд.
Хватает коротких флешей, а ближе к финалу нам выделят целую серию под «дела минувших дней», окончательно раскрывая карты, откидывая маски и срывая покровы.
Напряжение в сериале на высоте, особенно недурна в этом отношении последняя треть, когда Аги начинает спешить и подставляться (а оставь создатели флеш-серию напоследок – было бы и вовсе хорошо). С первых кадров постановщики качественно нагнетают обстановку, раскручивают интригу, подбрасывают намеки, долгое время оставляя, тем не менее, героиню и зрителя в тягостных сомнениях.
При написании книги Агата проводит настоящее детективное расследование, и хотя ключевая информации попадает ей в руки случайно, если бы Виггс не взялась за роман, никакие материалы у нее не оказались бы и близко.
А вот финал разочаровал. Слишком уж назидательным, нарочито-морализаторским и слабо-логичным вышло завершение сериала. Слишком железобетонными метафоры (Дахау? Вы серьезно?). Неаккуратненько.
Эрго. Психологический триллер, размышляющий о темных сторонах людской натуры. Отличные главные актерские работы, недурное напряжение. А вот финал слишком уж слащаво-нарочитый.
Режиссер: Тайн Рафаэли, Антонио Кампос
В ролях: Клер Дэйнс, Мэттью Рис (I), Бриттани Сноу, Натали Моралес, Джонатан Бэнкс, Сьюзан Пурфар, Мэттью Джеймс Томас, Рафаэль Сбардж, Эрик Уильям Моррис

