Собиратель земель гавайских, или Суровые разборки под полинезийским солнцем
Конец 18 века. Во Франции подходит к завершению эпоха Просвещения, в воздухе пахнет свежим и кровавым ароматом «Либертэ, Эгалитэ, Фратернитэ». В Англии начинают крутиться жернова промышленной революции. В Северной Америке гремят чеканные слова Декларации независимости.
А в Тихом океане на обласканных солнцем Гавайских островах, суровые мужчины в набедренных повязках и копьями в руках ведут свои споры за власть.
На этих райских островах образовалось целых четыре «королевства», ревниво зыркающих друг на друга через проливы. Во главе одного из них стоит беспринципный и жестокий Кахекили, считающий себя героем пророчества о вожде, должном объединить все Гавайи.
Для этого королю необходимо участие одного из лучших воинов островов – некогда вождя войны Кайинаны. Тот давно сбежал из королевской армии, пытаясь наслаждаться жизнью в окружении любимой женщины и верных друзей. Кахекили жаждет отыскать дезертира и уговорить его вернуться в строй.
Тем временем на другом острове входит в силу перспективный племянник владыки соседнего королевства.
А на горизонте все чаще возникают паруса кораблей бледнолицых, ищущих возможности наложить лапу на гавайские природные богатства.
Противоречиво-колоритный проект, вызывающий когда восхищение природными красотами, когда интерес к диковинным обычаям, когда восхищение кровавой хореографией схваток, когда оскомину от коряво-пафосных диалогов, когда ехидную усмешку от странного вида и поведения здешних босоногих и пылко-южных героев.
Атмосфера у проекта на высоте. Причем, бытовые особенности Гавайев 18 века порождают одновременно то живое любопытство, то сдержанный, или не очень, смешок.
Острова, которые отыгрывает всемирнолюбимая Новая Зеландия (тоже логично – и то и то Полинезия) – хороши. Пальмовые рощи, буйство красок восходов и закатов. Вечный и шумный прибой океана, волны, рассыпающиеся мириадами искрящихся капель. Возвышенности, с которых так хорошо всматриваться в великую водную стихию. Обильные водопады и разноцветные горы, парящие над островами. Обрывистые берега, поросшие зеленью, роняющие свои склоны прямо в море. Тропический лес с непривычной нашему глазу растительностью. Курящие под боком вулканы. Бесплодные, выжженные лавой черные земли вокруг огненных гор. Ущелья, заполненные туманом.
Население Гавайев — красочное и живописное, радующее зрителя своими оригинальными обычаями. Приветствие в виде касания лбами. Охота-взнуздывание большой белой акулы. Непременные татуировки, покрывающие изрядные куски тела, выступающие своеобразными документами, выражающими принадлежность к определенным племенам и социальный статус. Ожерелья из зубов морских гадов. Катамараны-каноэ. Красивенные раковины как сигнальные рожки. Плащи из листьев. Колоритные накидки у знати. Полное отсутствие мебели, максимум подстилки для сидения и сна. Хижины, с двумя стено-крышами, напоминающие домики в советских базах отдыха, оставляющие остальные две стороны открытыми всем ветрам. Оружие из дерева, щедро сдобренное акульими зубами (особенно впечатлил аналог ножа в форме свет-зекальца, не столько режущий сколько рвущий вражью плоть). Подводные состязания на задержку дыхания. Спуск на санях по склону вулкана с финальным полетом в пропасть. Свадьба с первой брачной ночью, за которой пристально наблюдает все племя, ловя нюансы соития в теневой картине на стене. Праздник новой жизни с демонстрацией младенца. Поговорки типа: «мы с тобой в одном каноэ». Внимание к костям предков и противников. Людские жертвы перед началом войны (привет от Горлума).
Красиво. Но временами откровенно смешно. Суровые грузные мужчины, с голыми задами и плечами, укутанными в пафосные накидки. Босые «короли» в одной набедренной повязке. Трогательные шляпы-шлемы с гребешочками у вождей и «инопланетные» шапочки с точащими «тычинками». Мордочка «бога войны» на шесте, напоминающая голову мелкой собаки типа болонки. Герой, долго ласкающий щена, после приказывающий зажарить его с бататом (да, герой не из хороших – откровенный антагонист).
Любопытно. Североамериканские индейцы, хрестоматийный пример благородных дикарей, не вызывают у современного зрителя/читателя ехидного сарказма, несмотря на всю наивность поведения и простодушие обычаев. Неужто наличие штанов решает?
Постановщики показывают зрителю несколько сюжетных арок, которые вскоре начинают плотно переплетаться.
Первая связана с одним из вождей племени мауи в исполнении Момоа («Конан-варвар», «Неудержимый», «Лига справедливости», «Дикий», «Аквамен», «Видеть», «Дюна», «Флэш»). Массивный, кряжистый амбал, без особого мышечного рельефа, с намечающимся пузиком, вызывающий, тем не менее, четкое ощущение непреклонной опасности. Отличный боец, способный задать жару целой группе противников. Сын Вождя войны, решивший завязать с кровопролитием и насладиться мирной жизнью в окружении любимой женщины и друзей. Неудачно. Мужчина, совершающий ошибки, поддавшийся на уговоры и лесть.
Образ Кайианы претерпевает некислое развитие. Из человека, стремящегося к тихой жизни, через возвращение к кровавому ремеслу, а затем к осознанию необходимости противостояния злу. Аж никак не добрым словом. Первый из гавайцев, близко познакомившийся с обычаями бледнолицых, серьезно изменившийся под влиянием их обычаев. Превратившийся в яростный вихрь мщения. Не верящий в добрые методы, порой перегибающий палку с жестокостью.
Добавляют в блюдо остроты любовные коллизии среди окружающих его друзей.
Момоа (гаваец по отцу, и родился в Гонолулу) традиционно хорош, играет в охотку (выступая заодно исполнительным продюсером сериала), крадет большинство сцен, в которых появляется.
Второй стороной «двуединого протагониста» сериала выступает будущий «объединитель гавайских земель» Камеамеа (Макуа). Реальная личность, показанная в сериале слишком уж благостно, в святочном стиле, вдохновленном подходом Спилберга в «Линкольне». Камеамеа сериала настолько добр и хорош, хоть к ране прикладывай. «Сердце» гавайского народа, правитель с душой «фермера», с удовольствием возящийся с местными съедобными растениями («видели бы вы, какую я вырастил капусту»). Всегда старающийся решить дело миром, не любящий жестокости. Спокойный, умный, харизматичный, сознательный. Не лишенный мужской страсти к состязаниям и победе, но крепко держащий ее в узде. Прям бусинка, а не человек.
Реальный Камеамеа заслужил прозвище «Тихоокеанского Наполеона», военной силой завоевав и объединив все Гавайские острова. Самолично наладив контакты с европейцами, получив из их рук оружие (без посредников обошелся). И лишь после этого решивший заняться правовым обустройством своей державы. Пресловутый «Закон о сломанном весле», кстати, защищал некомбатантов во время боевых действий, а вовсе не запрещал воинам убийство гражданских в целом.
Противостоит нашим героям коварный «король» Кахекили (новозеландец Моррисон («Мандалорец», «Оби-Ван Кеноби»). Опытный правитель, считающий себя героем пророчества, и изрядно подвинувшийся на этой почве умом (бедный Йорик!). Кровожадный тиран, хавающий щеночков и жгущий храмы. И татухи у него знатные.
При активной поддержке «короля» Кеоуа (еще один новозеландец Кертис («Тренировочный день», «Коломбиана», «Мег», «Доктор Сон», «Аватар 2», «Мег-2»), Обитатель черных земель, пытающийся отобрать у Камеамеа кусок власти, оставленный тому согласно воле умершего папани-вождя. Не самый внушительный на первый взгляд парень, внезапно оказавшийся крутым бойцом. Кертис чутка переигрывает, но смотрится убедительно в роли человека, готового на все ради абсолютной власти.
Не забывают постановщики и о прекрасном поле, гордо несущем знамя феминизма. Значимых женских персонажей тут целых три штуки.
Первый – Купуохи — любимая женщина механика Гаврилова, то бишь Момоа-Кайинаны. Этой даме палец в рот не клади, откусит по локоть. Воительница, великолепно владеющая любимой пращой. А после боя и полюбить может так, что аж гай загуде, и поддержать своего мужика, и придержать, когда зарываться станет.
Вторая, Каауману – жена Камеамеа, его первый советник, эдакий серый кардинал за троном супруга. В реальности – женщина, не отдавшая власть даже после смерти мужа, остававшаяся королевой-регентом еще при двух королях. В сериале – юная девица, лишь задумывающаяся о своем месте в жизни. С одной стороны – не чуждая простого женского счастья с детишками и любимым. С другой – жаждущая большего, того, чего никак не могла получить женщина в те времена. Тем более, та, которой не повезло родиться с пращей в руке.
Третья – простолюдинка и торговка Ваи, ставшая путевкой в мир белых людей для Кайинаны. Женщина в летах, уже давно живущая в филиппинской колонии, знающая тут все ходы и выходы. Но сердцем стремящаяся к родным островам, где остался сын.
Монологи о тяжкой женской доле и необходимости перемен – прилагаются.
Вспомогательной линией в сериале выступает появление на Гавайах бледнолицых (Кука к тому времени аборигены уже давно съели) с их «красноротым оружием». Причем нам покажут белых людей двух типов. Достаточно адекватных парней, честно готовых делать свой маленький гешефт. И натуральных хищников, готовых безжалостно мстить за облом своих ожиданий.
Любопытно. При всем ужасе, День пробитых голов во много раз увеличил бюджет королевства Камеамеа. Во времена Кука, то бишь 10-15 лет назад, за гвоздь бледнолицые выменивали провиант для всей команды. Возможно «железная инфляция» несколько уменьшила цену этих острых предметов, но явно не намного.
Боевки от сериала ожидалось поболе. Фактически нам покажут две крупных (как для этих мест) битвы (в начале и в финале), да парочку поединков и схваток с небольшим количеством участников.
Первая битва смотрится на уровне. Местные нюансы в использовании копий и пращ. Слабое подобие фаланги. Полное отсутствие защитной амуниции. Разница между обученными бойцами под командой крепкого вождя и неорганизованной толпой, пытающейся им противостоять. Мельком показанные слэшерные моменты типа раскалывающийся черепов, или разорванных ртов.
Финальная, прямо на лавовом поле под извергающимся вулканом, начинающаяся «духовной битвой», а следом долгими восхвалениями себя любимых, тоже лицом в грязь не ударила.
При этом, ехидный сарказм от возни сотен полуголых мужиков, пытающихся уконтрапупить друг друга обожженным дрекольем (никаких ассоциаций с сельскими драками на речном пляже), никуда не девается.
Отдельное спасибо за оммаж адреналиновому Апокалипто. Гонка вышла знатной. Только слабо верится, что такой крупный мужчина как Кайиана столь долго выдержит заданный погоней резвый темп.
А вот диалоги становятся натуральной ахилессовой пятой «Вождя». Настолько слабых, пафосных и корявых бесед – еще поискать. Как вам: «верховный жрец отравил разум короля своими гнусными речами», или «издать победный клич!»? Ну нельзя же так наплевательски относиться к разговорам героев!
Эрго. Колоритный «ориентальный» проект о важной вехе в истории Гавайев, с красочно показанными обычаями народа островов, хорошей работой Момоа. Но «ржачных» моментов хватает.
Режиссер: Джастин Чон
В ролях: Джейсон Момоа, Клифф Кёртис, Темуэра Моррисон, Люсиан Бьюкенен, Маинеи Киминака, Джеймс Удом, Те Кохе Тухака, Те Ао о Хинепехинга Рауна, Брэндон Финн, Бенджамин Хотжес, Эролл Шанд, Сиса Грей, Родни Кук, Джуниор Леви, Моусес Гудз

