Копатели могил, или О пагубности возмездия
Семейство Кинселла на хорошем счету в дублинском преступном мире. Торговля наркотой, деньги лопатой, бизнес для отмывания грязного бабла. Все на мази. И даже Майкл, один из братьев, восемь лет отсидевший на нарах, вышел на свободу. Правда, не горит желанием возвращаться к старым делишкам.
Как вдруг конфликт с молодым да рьяным наркоторговцем, решившим отгрызть кусок клиентуры Кинселла, приобретает чертовски нехороший оборот. Тем паче, что за молокососом стоит криминальный патриарх Дублина, с которым воевать себе дороже.
Вот только не все члены семейства согласны с этим утверждением.
Проект вызывающий ассоциации с шикарными Козырьками, а особенно с Царством. Да еще и при участии харизматичного Кокса? Поглядим.
До своих старших братьев Kin в общем не дотягивает, но и говорит немного о других вещах, чем его предшественники.
«Родня» не рисует нам картину возвышения клана, мало уделяет внимания суровым бандитским будням или противостоянию с законом. Она в основном о мести. А точнее — ее непосредственных, неотвратимых и очень наглядных последствиях. Как там говорили древние, насчет того, что желающий отомстить должен рыть сразу две могилы – одну врагу, другую себе. Однозначно.
Мы видим исследование пагубности возмездия, проведенное в почти идеальных условиях. Когда тот, кого ты хочешь накормить далеко не остывшим блюдом, не сдержан ничем, плевать хотел на любые моральные и уголовные законы и обладает очень крутыми возможностями.
Но кто думает о последствиях, когда гнев застилает разум, а желание причинить боль обидчику растет как снежный ком? А зря.
Нам наглядно показывают, как оправдывается лично для себя жажда мести – дескать, все для безвременно ушедшего, все ради него. Напрочь не желая видеть, что тому, кто ушел за грань -глубоко плевать на то, чем тут занимаются живые. Как впервые задумываются о том, что и у тех, кому мстишь, есть любимые и дети.
Как разрастается количество могил вокруг. Как растет волна ненависти, идущая от потерявших близких в круговороте твоей мести. Как в опасности оказываются все, кто хоть как-то связан со мстителем (а ведь кроме мертвых есть еще живые члены семьи, которые из-за твоей мести могут быстренько сменить статус). Как одно цепляется за другое, как добавляются нелады с законом. Как приходят в голову мысли о том, что может не стоило начинать всю эту катавасию. Однако уже поздно, и как вырулить из создавшейся ситуации неясно никому.
Семейство Кинселла, на чьем примере мы будем изучать пагубность мести, выглядит странновато. По той картинке, которую показывают, они не смотрятся успешными криминальными воротилами. Интеллигентный глава клана с одним телохраном. Его туповатый сынуля с парой лоховатых подручных. Респектабельный отец семейства. Две дамы. Да откинувшийся с зоны Майкл. Все. Где сеть распространителей? Где боевики, должные прикрывать торгашей?
Маловато для серьезного преступного клана. Скорее похоже на бизнес модель продвижения очередной франшизы (с помощью независимых дилеров). Хотя, может у них на Туманном Альбионе именно так наркотой торгуют.
Ну да ладно, примем на веру и поглядим пристальнее на действующих лиц.
Майкл (Кокс («Звездная пыль», «Подпольная империя», «Сорвиголова», «Джессика Джонс», «Защитники») . Скромный, даже несколько застенчивый парень, некогда носивший кличку Волшебник. Отсидевший 8 лет за непреднамеренное убийство, даже выйдя на свободу не избавившийся от тюремных привычек, типа пластиковых приборов для еды (металлические создают свой привкус ). Неспособный полностью положиться на свое здоровье. Решивший наглухо завязать с преступным прошлым, дабы получить шанс видеться с дочерью-подростком. Пытающийся наладить с ней контакт, загладить вину. Как нетрудно догадаться – будет непросто.
История этого Майкла отдаленно напоминает судьбу другого Майкла из Нью-Йорка, с трубой пониже и дымом пожиже.
Подход к образу понятен – человек, в молодости с удовольствие гуляющий по кривой тропинке, прослывший опасным убийцей, после тюрьмы собирается отсидеться в стороне. Однако вынужден вспомнить прошлое. А затем балансировать, стараясь и рыбку съесть, и девочкой остаться.
Кокс оставил противоречивое впечатление. У него хорошо вышло передать отстраненность героя, отсутствие ступора перед убийством, безжалостность и одновременно сожаление. Но с этой самой отстраненностью Чарли чуток перегнул, как на меня. А вот с ощущением опасности от своего героя – наоборот недотянул. Да и линия болезни подана коряво и не всегда уместно.
Фрэнк (Гиллен («Прослушка», «Острые козырьки», «Мэр Кингстауна»). Предводитель семейства. Острожный, лощеный, чисто выбритый «политик», старающийся проскользнуть «между каплями», еще и открытый гей. Откуда у такого Фрэнка авторитет в криминальном мире — непонятно. Выглядит он откровенным слабаком, что полностью вина сценаристов, ведь Гиллен, как мы помним по «Козырькам», «Мэру» и «Престолам», легко создает образы людей, которых стоит опасаться. Лишь со временем мы узнаем, что Фрэнк своеобразный и.о главы клана и к такой работе готов был не слишком хорошо.
Джимми (Скэнлэн («Стражи Галактики», «Падение», «Безопасность», «Острые козырьки»). Старший брат Майкла, в юности активно заботящийся о младшем. Отец двух (?) сыновей. Обстоятельный любитель змей, организовавший в подвале обширный террариум. Обратите внимание на педагогические способности Джимми, буквально одной сценой заставившего сына загореться идеей колледжа.
Эрик (Кили («В сердце моря»). Сын Фрэнка, которого отец считает позорищем семьи. Паренек действительно не семи пядей во лбу. Резкий, вспыльчивый, глуповатый пошляк, корчащий из себя крутого перца, легко поддающийся гневу, неспособный просчитать последствия поступков.
Аманда (Данн («Последняя дуэль»). Супруга Джимми, в свое время крутившая серьезные шашни с Майклом. Главная движущая сила разворачивающихся событий, толкающая остальных на скользкий путь возмездия. Когда приходит в себя — умная, хитрая женщина, которую порой посещают здравые идеи.
Каннингем (Хайндс («Рим«, «Залечь на дно в Брюгге, «Шпион, выйди вон!», «Женщина в черном», «Джон Картер», «Молчание», «Лига справедливости», «Красный воробей», «Террор», «Человек на Луне», «Белфаст»). Тот самый патриарх, держащий руку на пульсе торговлей наркотой по всей стране. Киаран как всегда на уровне, хотя видно, что особо старик не выкладывается. Даже при этом внушая почтение ледяным взглядом и парой недурных сцен.
Сериал до краев полон психологическими этюдами, терзаниями, сомнениями героев. Каждый из персонажей сочтет своим долгом с удовольствием и регулярно позаниматься рефлексиями. Продемонстрировать действие инстинктов. И недурную изворотливость в попытках разобраться с тем, что они инстинктивно натворили. Усугубляется картина расколом внутри семейства, ведь импульсивность некоторых из Кинселла становится спусковым крючком для всей саги с местью.
Не преминут постановщики подогнать зрителю панорам индустриального Дублина, непременных пабов с маятниковыми дверьми-пендельтюрами, будто прямиком из вестернов, и увешанными фотографиями стенами. Обратить внимание на отношение наркоторговцев к своей клиентуре – «как определить, когда торчок врет – он говорит», «нет смысла жалеть торчков». Показать, что даже на самую большую жабу в болоте найдется земноводное покрупнее.
Порадуют операторскими забавами с крупными планами, частыми (порой даже слишком частыми) играми с резкостью, колоритным кровавым отсветом фонарей на лужах.
А вот экшена обеспечат минимум. Парочка убийств и покушений на оные – и все. Не сады.
Эрго. Психологическое исследование пагубности мести, с массой рефлексий и чайной ложкой действия.
Режиссер: Тесса Хофф, Дяьрмуид Гоггинс
В ролях: Эммет Джей Скэнлэн, Ханна Адеоган, Баз Блэк, Уна Кэрролл, Чарли Кокс, Мария Дойл Кеннеди, Клэр Данн, Эйден Гиллен, Киаран Хайндс, Сэм Кили
P.S. Второй сезон уже на экранах.