Выбор под шум колес, или Правильный поступок?
Прораб-строитель Айвен Лок (Харди), готовясь к завершению рабочего дня, прекрасно знал, как он проведет ближайший вечер. За просмотром футбола по телику с женой и двумя пацанами. Они наденут футболки любимого клуба, приготовят хот-доги и будут искренне болеть за победу «своих».
А завтра произойдет знаменательное событие – начнется строительство главного здания в жизни Айвена.
Однако один единственный звонок переворачивает все с ног на голову. Теперь мужчине придется решить, что для него на самом деле важно, переосмыслить многие ценности, пойти на серьезные жертвы, принять правильное решение.
И в корне изменить свою жизнь.
Моноспектакли, особенно с участием качественных лицедеев, могут принести зрителю немало приятных минут: доказано «Телефонной будкой», «Коллектором» и «Виновным».
В актерском даровании Тома Харди («Начало, «Воин», «Самый пьяный округ в мире», «Острые козырьки», «Безумный Макс», «Выживший», «Легенда», «Табу», «Дюнкерк», «Веном», «Лицо со шрамом») сомневаться не приходится.
А вот сценарная часть Locke на первый взгляд уступает своим моно-конкурентам. Как минимум потому, что постановщики «Лок» решили не вводить в ленту криминальную составляющую, обойдясь жизненными, рабочими, бытовыми проблемами. Тем не менее, легко способными испортить жизнь.
Перед нами довольно любопытный образ главного (и единственного) героя.
Человек, влюбленный в строительство. Шикарный специалист, великолепный организатор, привыкший составлять долговременные планы и продуманные списки дел. Скрупулезный, обстоятельный, дотошный педант, старающийся держать под полным контролем все сферы своей жизни. Заботящийся о своих зданиях, как о родных детях (если не больше).
Человек, несущий на своих плечах тяжкий груз детской психотравмы. Ненавидящий бросившего его отца, до сих пор доказывающий, что он лучше непутевого родителя. Беседы Лока с папиком, точнее с его воображаемой фигурой на заднем сидении, стали одними из мощнейших сцен картины. Оставим за кадром умственные способности взрослого мужика, полжизни доказывающего что-то человеку, появившемуся в его жизни один раз. Возможно, эта борьба с отцом стала для Лока своеобразным положительным мотиватором, именно благодаря этому заочному соперничеству Айвен стал приличным гомо сапиенсом. Впрочем, не факт, что без этого Лок вырос бы плохим парнем. Именно линия борьбы с папаней, нежелание, чтобы кто-то другой испытал те же чувства что и сам Айвен в детстве, становятся двигателем сюжета и всех действий главного героя.
Человек, допустивший единственную ошибку, позднее по собственной воле решивший поступить правильно, исправить эту самую ошибку, невзирая на последствия. Причем во время совершения ошибки вели его не кризис среднего возраста, заставляющий мужиков пускаться во все тяжкие, стараясь доказать себе самому, что ты еще ого-го! Не любовь, способствующая свершению глупостей. Толчок дали опьяненность успехом, жалость, попытка поступить по-мужски, пригрев ненадолго одинокую, ранимую трепетную лань, и, конечно же, алкоголь.
Человек, вовсе не собирающийся повторять эту ошибку, но считающий своим долгом минимизировать нанесенный ущерб. Поехав туда, куда совсем не хочется. Опять же, наплевав на последствия.
Сыграно на уровне. Харди, видимый лишь по пояс, лишенный возможности «работать» всем телом, в полный рост использует мимику, глаза, поглаживание бороды, скупую жестикуляцию, не вовремя возникший насморк, заставляя зрителя с нетерпением ожидать развития событий. Оператор также трудится не покладая рук: камера меняет углы съемки, расстояние, ракурсы и планы, пристально всматривается в героя извне и изнутри машины. Играется с отражениями, создавая ощущение присутствия в авто кого-то еще, кроме героя. Особенно хороши сцены с молчаливым протагонистом в зеркале и звучащим в это же время монологом Айвена, обращенным к покойному родителю.
Причем постановщики несколько раз обманывают зрительские ожидания. Ну, кончено, говорит зритель, увидев насморк героя! Ну, кто бы сомневался, кивает человек перед экраном, углядев папку, оставшуюся в машине и последующие действия Лока. Ну, понятно, внутренне ухмыляется он, завидев проблески полицейских огней. Ну, естественно, именно к этому и должен прийти такой персонаж. Ан нет. Многие из ваших догадок будут «мимо кассы».
Структура ленты проста до безобразия, перед нами полтора часа из жизни Айвена Лока (в реальном времени), проведенные за рулем автомобиля, едущего в Лондон («приеду через час, если не будет пробок»). Каждые несколько минут раздается телефонный звонок, подкидывающий герою новую перипетию. Рабочую, либо личную, которые Локу приходиться решать, пользуясь лишь голосом и даром убеждения.
Создатели ленты всеми силами стараются разнообразить картинку, показывая ночные улицы Лондона и пригородов, полыхающие огнями. Активную дорожную жизнь с копами, мчащимися на происшествия. Используя игры с резкостью, фактурой, каплями дождя, когда на первый план вместо Харди выходят городские улицы. Операторам, как я уже сказал, пришлось попотеть.
Моральная основа ленты на уровне. Действия героя у многих вызовут массу вопросов. Ну куда ты ото лезешь? Смени номер, и забудь о той ошибке. Любимая работа, дом полная чаша, детишки и любящая супруга. Чего тебе еще надо? Поступить правильно? Да ты кузенька, с жиру бесишься. Однако Лок, считает иначе. А вы?
Сентенция жены, наоборот вызывает определенные сомнения. «Разница между однажды и никогда — разница между добром и злом». Тут скорее уместна другая вечная фраза: «Кто без греха — пусть бросит в него (нее) камень». Ты, болезная миссис Лок, прям, святая? Прям за всю жизнь не сделали ничего такого, отчего было бы стыдно? Не верю.
Отдельное спасибо постановщикам за то, что мы не увидели магического и кардинального перерождения главгероя. Да, он многое переосмыслил, переменил некоторые приоритеты, в корне сломал свою жизнь. Но к финалу перед нами все тот же профи, влюбленный в рождение зданий, цемент и прочие смеси («Бетон важен как кровь»). Основополагающую любовь Айвена к своему делу создатели ленты тронуть не посмели. Ведь это его стержень, личностно образующее качество, Лок действительно свой цемент любит больше чем жену. И это хорошо, вся наша жизнь держится лишь на таких фанатах.
Конец у ленты, в большой мере, открытый. Айвен остается на своеобразном распутье. И я даже не знаю, что он собирается предпринять дальше, какой выбор сделает человек, стоящий на пепелище. Попытаться склеить разбитую семью. Создать что-то новое с незнакомым человеком, с которым у тебя почти нет точек соприкосновения (долг зовет!). Бросить все к чертям и махнуть «к тетке в глушь в Саратов», где начать все по новой. Не знаю. И этот перекресток вариантов будущего добавляет фильму некоего шарма и послевкусия.
Эрго. Приятный «театр одного актера» с хорошей работой Харди, поддерживаемой остальной съемочной группой, в первую очередь оператором. Из банального бытового конфликта постановщики сделали качественную психологическую историю о детских психотравмах, переосмыслении, преодолении и выборе.
Режиссер: Стивен Найт
В ролях: Том Харди, Оливия Колман, Рут Уилсон, Эндрю Скотт, Бен Дэниелс, Том Холланд (II), Билл Милнер, Дэниэл Уэбб, Элис Лоу, Сайлас Карсон