Лицо со шрамом (Capone), 2020

Мальчики кровавые в глазах или Деромантизация гангстера/ Непотопляемый ты наш человечище!

1946 год. Известный гангстер Аль Капоне (Харди), отсидевший в тюрьме почти 10 лет за неуплату налогов, выходит на свободу вследствие серьезного ухудшения здоровья. Из застенков он переселяется на виллу во Флориде и находится под неусыпным наблюдением федералов.

Дело не в его контактах с преступной средой: Капоне почти потерял память и отошел от дел. А в том, что по непроверенной информации, Аль сумел припрятать где-то кругленькую сумму – порядка 10 миллионов долларов.

 

Фильмов, посвященным гангстерам, мафиози и прочим бандюганам снято уже не одна сотня (в том числе и Харди причастился, вспомним хотя бы «Самый пьяный округ в мире» (http://perekat.kiev.ua/самый-пьяный-округ-в-мире-lawless-2012-рецензи/ ) или «Легенду» (http://perekat.kiev.ua/легенда-legend-2015-xardi/ ).

«Славные парни», «Острые козырьки», «Черная Месса», «Закон ночи», «Ирландец». Перечислять и перечислять.

Часть из этих картин демонстрируют опасные будни криминальных авторитетов хоть с порицанием, но и с изрядной долей восхищения. «Мужчина должен жить кратко и ярко», красотки, власть и деньги. Остальные уделяют головорезному флеру минимум внимания, пытаясь показать обратные стороны бытия братков с большой дороги.

Джош Транк («Хроника») захотел сотворить ленту, содержащую в себе апогей апофеоза второго подхода.

Вышло спорно. Транк попытался окончательно деромантизировать самого известного гангстера, показав всю безысходность финала его жизни. Благодаря игре Тома Харди («Начало, «Воин», «Самый пьяный округ в мире», «Острые козырьки»,  «Безумный Макс», «Выживший», «Легенда», «Табу», «Дюнкерк», «Веном»), передать мерзость последнего года Капоне получилось сполна.

Старящий героев грим (прием не новый, доказано «Темными временами», «Властью»), но действенный). Актер, демонстрирующий разваливающееся на части существо, теряющее память, достоинство и остатки людского облика. Красные провалы глаз, отрешенный, рассеянный взгляд, страшное, искаженное лицо, ускользающие воспоминания, непонимание происходящего, старческая немощь в 47 лет, слабоумие и потеря разума, неконтролируемые мочеиспускание и дефекация. Жуткий кашель, склероз, маразм, памперсы, деменция, нервные срывы. Непременная сигара, не выпускаемая изо рта даже во время еды, сменяемая морковкой. И постоянные галлюцинации. Его жертвы, приходящие к своему душегубу поболтать, изменяющиеся картины на стенах, перенос в прошлое во время кровавой резни. Трупы, реки крови, убийства. Смерть, ставшая его спутником давным-давно и наконец, поселившаяся в стенах роскошной виллы на постоянной основе.

Все так, однако, есть нюанс. Любой старик, скошенный болезнью и деменцией, будет выглядеть так же жалко и страшно.

Постановщики пытаются передать, что понимание, вроде как настигающее кровавого Фонзо («вы все маньяки и животные»), перед свиданием с Костлявой, мягко говоря, несколько запоздало. И поздно пить боржоми, когда почки отвалились.  

Однако то, что Капоне уходит на тот свет «как царь», в окружении родни, часть из которой, действительно пытается урвать хоть что-то с живого трупа, часть его ненавидит, но, тем не менее, не покидают Капоне. А ведь есть еще жена Мэй (Карделлини («В поле зрения», «Мстители: Эра Альтрона», «Зеленая книга», «Мстители: Финал») остающаяся с ним из настоящей любви и сострадания.

И то, что даже у такого «маньяка и животного» находится человек, искренне заботящийся о нем до конца, изрядно подрывает пафос постановщиков, рассказывающих о своеобразном земном воздаянии злодею за грехи.

При всей грязной атмосферности ленты, кроме старика, теряющего остатки разума, в ней практически ничего нет. Тема поиска «золота гетьмана Полуботка» слабенькая и введена будто для галочки. «Золотой автоматчик» в памперсе вызывает искреннее недоумение, и воспоминание об «Ирландце», в финале раскрывшем тему старения злодея на порядок интереснее.

Образы до конца не раскрыты. Тот же Капоне останется в памяти зрителя не кровавым головорезом, а больным стариком, к которому испытываешь скорее жалость, чем осуждение (или: уважаемые зрители, вы и так должны знать все о самом страшном злодее Америки?). Как он дошел до жизни такой, создатели ленты говорят единственной фразой («тычем достатком Бруклину в лицо»), его деяния в молодости показывают аж одной (пускай длинной и достойной) сценой. Разве что за радиопостановку ребят стоит похвалить. Интересный ход.

Об остальных говорить и смысла нет. Образ жены («29 лет ждала покоя и тишины») слабо акцентирован. Сыновья и прочие родственники едва очерчены. Доктор (спасибо хотя бы за появление старого доброго Кайла Маклахлена («Тайна дома с часами») остается вещью сам в себе (что за преступление и смягчение приговора?). Джонни – схематичен.

По большому счету ни одного нормально раскрытого героя в фильме нет.

Да и сам персонаж ни капли не заслуживает очередного воспоминания о себе, и уж тем более еще одного снятого фильма. Помер Максим и хрен с ним. Одной тварью на земле меньше.

Эрго. Абсолютно необязательный «как бы байопик» об очередном кровавом отбросе, с хорошим гримом и качественной работой Харди.

Режиссер: Джош Транк

В ролях: Том Харди, Линда Карделлини, Ноэль Фишер, Кайл МакЛахлан, Мэтт Диллон, Кэтрин Нардуччи, Джек Лауден, Ал Сапиенза, Джино Кафарелли, Мэйсон Гуччионе

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.