Франкенштейн (Frankenstein), 2025 — рецензия (обзор)

Нет одержимости!, или Падение Прометея

Баронет Виктор Франкенштейн с младых ногтей был заворожен и угнетен мрачным величием смерти. Позднее юноша стал выдающимся хирургом и загорелся идеей одолеть Костлявую.

Способ для этого он выбрал неординарный. Собрать человека из частей тел мертвецов, и оживить с помощью электричества и знаний о лимфатической системе.

Безумная идея, скажете вы. Так думало и большинство его современников.

Но что если у Франкенштейна получится?

Вот только принесет ли ему счастье попытка посоперничать с Создателем?

 

Один из первых и известнейших представителей научной фантастики неоднократно гостил на экранах. И, вероятно, неизбежно, что роман, рассказывающий о фантасмагорическом Существе, и  режиссер Дель Торо («Тихоокеанский рубеж», «Штамм», «Багровый пик», «Форма воды», «Алея кошмаров»), известный своим вниманием к неординарным сущностям, рано или поздно слились в танце.

Результат вышел предсказуемо атмосферным, готическим и нарочито морализаторским (что для экранизации этой книги скорее не баг а фича).

Эта самая нравоучительность прильнет ко зрителю сразу после северного дебюта, выстроенного в декорациях Террора, и останется с ним до последних кадров.

Арктическая линия настоящего (весь остальной фильм – одно большое воспоминание: сперва Виктора, затем Существа) отвечает и за изрядную часть экшен-хоррорных моментов.

Фильм порицает все, до чего дотянется. Фанатизм и одержимость. Дерзость, тщеславие и богоборчество. Узколобость и чрезмерный полет мысли. Отсутствие духовности и власть разума. Войну и эгоизм. Амбициозность и наивность. Критикует торговцев оружием и финансистов. Богачей и простых охотников.

Но главным, понятное дело, становиться сомнение в возможности людей соперничать с Богом. Точнее даже не так. Посоперничать, вы, конечно, можете, но результат вас не порадует.

Персонажи изо всех сил стараются продемонстрировать зрителю порочность всех вышеописанных людских качеств.

Отец Виктора (Дэнс («Вий», «Игра в имитацию», «Номер 44», «Манк»,  «Песочный человек», «День шакала»). Воплощение горделивого превосходства, диктатуры, тирании, самомнения.

Брат (Каммерер («На Западном фронте без перемен»). Простота, что хуже воровства, излишняя доверчивость к родственникам.

Харландер (Вальц ( «Бесславные ублюдки», «Мушкетёры», «Джанго освобожденный» , «007: Спектр», «Тарзан. Легенда, «Алита», «Не время умирать», «Бюро магических услуг»). Денежный мешок, делающий бабло на крови. Из эгоистичных побуждений запускающий цепочку событий, приведшую к собственной гибели и смерти близких.

Сам Виктор (Айзек («Драйв», «Из машины», «Люди Икс: Апокалипсис», «Звёздные войны-7: Пробуждение силы», «Звездные войны-8», «Аннигиляция», «Звездные войны-9», «Дюна»,  «Лунный рыцарь»). Тут вообще клиника. Неглупый мужик, талантливый хирург, гениальный ученый, ищущий ответы, олицетворяет настоящее Падение в его библейском смысле.

Гордыня 88 левела. Желание теснить и преследовать природу. Взять в свои руки то, что доступно лишь Создателю. Посвящающий больше времени и внимания Смерти, нежели Жизни (что и вовсе противно людской природе).

Прометей и Завоеватель, ступивший туда, куда нет хода человеку. Бросивший вызов незыблемым, казалось, вещам. Совершающий чудовищные поступки, противные естественному ходу вещей. Не справившийся с ответственностью творца и родителя.

Ошибающийся, допускающий глупости (ну куда ты с револьвером лезешь?), становящийся причиной гибели хороших людей.

Айзек неплох. Его Виктор одержим, но способен замечать прелести жизни.  Горделив, ревнив и жесток,  но не до конца изжил в себе доброту и способность сопереживать.

Приятный образ.

Есть в ленте две категории людей, в Frankenstein выглядящие прилично. Женщины и старики. Правда, представителей этих подвидов нам покажут ровно по одной штуке.

Элизабет (Гот («Эверест», «Суспирия»). Невеста Уильяма и романтический интерес ГГ. Умна, выдвигает шокирующие для тогдашнего общества мысли и идеи. Не находит себе места в социуме. Находит в себе силы преодолеть инстинктивное притяжение женщины к сильному и яркому самцу. Увлечена природой и ее неразумными творениями. С открытой душой встречает еще одного недавно родившегося ее представителя.

Слепой старик (Брэдли («Штамм») – воплощение мудрости, отринувшее злобу и насилие. Человек, который исполнил ту роль, что должен был сам Виктор: надежного друга и любящего отца.

Ну и само Существо (Элорди). По дизайну временами напоминающее крупных парней из Прометея. Отличающееся рваными роботизированными движениями, должными показывать, по-видимому, слабое владение телом. Попервой своими непосредственными реакциями, поведением, напоминающее маленького ребенка пары лет от роду. Полностью завязанного на своем создателе, знающего лишь одно слово – его имя. Боящееся Виктора и бросающее ему вызов.  

Со временем идущее по пути Маугли, понимающее и принимающее окружающую природу, но тянущуюся к людям.

С компьютерными животными у создателей ленты просто беда. Настолько коряво нарисованных оленей и волков я давно не видал.

Существо развивается, умнеет (слишком резво, не спорю), но попадает в ту же ловушку, что и Виктор – западню одержимости.

ТТХ Существа – это что-то с чем-то. Оно вышло у создателей ленты мало того, что абсолютно неубиваемым (оставим за скобками то, что сперва оно умирало и возрождалось. Потом просто решить стать неуязвимым), так и еще и наделенным силой, похлеще стада Терминаторов. Раскачать корабль – это посильнее Фауса Гете.

Показано Существо в фильме исключительно позитивной и положительной Божьей тварью (несмотря на свое происхождение). Эдакое Дитя Природы, которое, даже принося смерть, не желает Зла.  Существо не проявляет агрессии, лишь устраняя препятствия. Гибнут лишь те, кто становятся у него на пути. Да, их будет немало, но вспомним откуда появились части тел, и поймем, что в искусстве убийства Существу до людей, рожденных естественным путем, как до Киева рачки.

Время от времени постановщики усердно и упорно напоминают на необходимости простоты и близости к природе. На опасности технического прогресса и безоглядного увлечения наукой. Пастораль – наше все.

Стилистика картины – готика вульгарис, Дель Торо  нечто похожее уже создавал («Пик» встает перед глазами сразу). Массу внимания режиссер уделяет картинке, цветовым решениям (яркие цвета отданы почти исключительно дамам). Символике (та же башня, напоминающая Вавилонскую).

Фильм не лишен неаппетитных моментов. Подробно и наглядно показывает, как Франкенштейн подбирал разные куски тел, отрезал части и собирал тушу Существа. В эти моменты играет на территории слэшера.

Не забывает порадовать зрителя особенностями времени (середина 19 века). Мужские костюмы, изысканные вычурные женские платья. Красивенные дамские шляпки и непременные перчатки. Деревянные доски для перехода через дороги залитые грязью, и лужи крови от туш на мостовых. Публичные казни на улицах и длиннющие очереди на виселицу («преступления не прибыльны, на виселице это сразу видно — один сброд») — эх, благостные времена. Впрочем, насчет прибыльности злодеяний в 19 веке (и раньше) постановщики явно выдали желаемое за действительное.

Атмосферно.

Фильм мрачноватый и тяжелый (вполне в духе оригинала). Благо, финал ленты хоть немного сглаживает гнетущее впечатление от истории. Радуя наивной, детской верой в то, что раскаяние, прощение и осознание все же возможно. Пускай перед смертью.

Эрго. Атмосферная, готическая экранизация знакового научно-фантастического романа (снятая с некоторыми вольностями). Качественный антураж времени, наполненная картинка, разнообразная морально-этическая база. Но стоит подготовиться к чрезмерному и нарочитому морализаторству и слешэрно-хорррорным сценам.

Режиссер: Гильермо Дель Торо 

В ролях: Оскар Айзек, Джейкоб Элорди, Кристоф Вальц, Миа Гот, Феликс Каммерер, Чарльз Дэнс, Дэвид Брэдли (I), Ларс Миккельсен, Кристиан Конвери, Николай Ли Каас, Кайл Гейтхаус, Лорен Коллинз, София Галассо, Хоаким Фьелструп, Ральф Айнесон 

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *