Из машины (Ex Machina), 2015

kinopoisk.ruСимфония разума, или Мы в ответе за тех, кого сотворили

Калеб (Глисон), программист в большой компании, внезапно выигрывает вкусный приз в корпоративной лотерее. Его ждет неделя в затерянном в горах особняке главы компании Нэйтана (Айзек). Причем  не просто семь дней отдыха на природе, а и исполнение некоего поручения самого большого босса.

Хорошо себя покажешь, и дорога наверх открыта.

Прибыв на место, Калеб понимает, что действительность превзошла самые смелые ожидания. Оказывается Нэйтан занят разработкой искусственного интеллекта, и достиг в этом деле огромных успехов.

Собственно парня пригласили для проведения Теста Тьюринга с последней разработкой Нэйтана – роботом по имени Ава (Викандер).

Калеб с головой погружается в работу, но вскоре понимает, что все далеко не так радужно, как показалось на первый взгляд. И изрядная часть из того, что говорит ему Нэйтан, имеет мало общего с правдой.

 

Тема искусственного интеллекта волнует человечество уже не первое десятилетие. Чаще всего этот самый ИИ рисуется фантастами как зловредный. Реже, наоборот, как некий морально улучшенный и умудренный идеал.

В общем, как нетрудно догадаться каждый из создателей такого кино (или литературы) выражает этим свой собственный взгляд на человеческий разум. Историю его появления, становления и возмужания. Непременный экивок о том, что рассматривается разум вообще, конечно же, будет сделан. Но антропоцентризм гомо сапиенс неистребим. Рассказывая о роботах, мы все равно говорим о людях. Пытаясь донести до человеков какие-то свои идеи и мысли.

Вот как раз идейный посыл Ex Machina мне совсем не пришелся по нутру.

С ответственностью за тех «кого мы приручили», а тем паче создали, все понятно. Как и со старой идеей о том, что демиургом дано быть лишь богу, а человеку стремиться к этим лаврам не стоит. Съедят. И обязательным восстанием творения против ущемляющего творца.

А вот с остальными мыслями, заложенными в ленту все гораздо хуже.

Ну, сколько можно мрачняка и пессимизма?

Это что же выходит, разум невозможен без подлости, коварства, использования кого ни попадя в своих интересах. Это первейший признак интеллекта? Способность пойти по телам?

А всякое доброе дело непременно будет наказано, и сочувствие с милосердием нужно давить на корню, а то будет твоя жизнь незавидной и недолгой?

Про агрессивный расизм по отношению к чужому разуму и говорить не приходится.

Так получается?

 

Что самое обидное с кинематографической точки зрения фильм получился достаточно удачным.

Камерная история, сыгранная на троих (с половиной) на фоне красивейшей природы (съемки проходили в Норвегии). История неторопливая, с постепенным нагнетанием обстановки, регулярным подбрасыванием дровишек в костер интриги и высоким градусом саспенса. Действия как такового почти нет (исключая финал), так и не Мстители какие, чай. Не о том.

И актеры подошли к делу со всей ответственностью.

Нэйтан полный скрытой силы и агрессии. Абсолютно не похожий на представление о бестолковых в обычной жизни компьютерных гениях. Уверенный в себе и своих действиях. Ощущающий внутри мощь и право демиурга (но без его ответственности).

Тонкий и звонкий Калеб, эдакий ботан-очкарик. Добрый, чувствительный, ранимый. Но когда припрет, вполне способный на поступок и действие.

Ава с ее шикарной мимикой и пластикой. Откровенными машинными движениями и поворотами тела поначалу, приобретающими все больше людской плавности в дальнейшем.

Хорошо сделано.

Но что ж вы в такую ладную обертку такое «чернушное» содержимое завернули, товарищ режиссер?

Не аккуратненько.

Или вам тоже апокалипсиса для гомо сапиенсов захотелось? Смены носителей разума на планете, так сказать.

Так в очередь становитесь, длинной с экватор. Апокалипсис – это нынче модно.

Эрго. Хорошо сыгранная и поставленная история о разуме, с весьма спорным идейным наполнением. Фанатам экшена точно не сюда, а вот любителям напряженных психологических драм стоит присмотреться.

P. S. Не совсем понятно где обещанный Deus ex machine? Впрочем, наша троица и сама великолепно справилась.

Режиссер: Алекс Гарленд

В ролях: Домналл Глисон, Алисия Викандер, Оскар Айзек, Соноя Мидзуно, Кори Джонсон, Клер Шелби, Симара А. Темплмен, Тиффани Писани, Элина Алминас, Челси Ли, Рамзан Миа, Кэйтлин Мортон, Дебора Росан, Джоанна Теа, Эви Рэй

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.