Сокол на охоте или Расследование орнитолога
В Белом доме аврал. Опять.
Грядет шикарный прием, гвоздем которого должна стать австралийская делегация. Не считая еще полутора сотен различных гостей. Ох уж эти австралийцы! Эксцентричный народ, спасу нет. Ну знаете, крокодил Данди, кенгуру и прочие непонятные нормальным людям особенности.
Персонал Вайт Хуаса на ушах. Все нити в руках, как и всегда, держит главный распорядитель Эй Би Винтер. Глыбища, матерый человечище, тянущий организационную лямку главного дома Америки уже не первое десятилетие.
И вдруг такой казус! В игровой комнате находят бездыханное тело этого самого Эй Би. Такого пердимонокля стены Дома не видывали уже давно.
Выяснить, что случилось – суицид или злодеяние, нужно в крайне сжатые сроки. Иначе неминуем скандал, способный пошатнуть устои президентской администрации, а у нее и так проблем по самое горло.
Для расследования приглашают лучшего детектива США. Точнее лучшую. Корделия Капп – эксцентричная дама, плотно работающая с шефом вашингтонской полиции. Женщина, не привыкшая отступать и всегда доводящая дело до конца.
Но справится ли она с задачей, когда под подозрением оказываются не один и не два, а добрый десяток гостей приема, сотрудников Вайт Хуаса и его обитателей?
Интересных детективных проектов за последнее время малый экран подарил с лихвой. Вспомним хотя бы Людвига, Книжный или В глуши.
Перед нами еще один любопытный детектив, радующий оригинальной манерой подачи материала, хорошей проработкой персонажей, запутанным расследованием, качественным главным героем. Но жутко затянутый, полнометражкой был бы краше.
Теперь подробнее.
Первым привлекает внимание общий подход постановщиков. Мы увидим эдакий калейдоскоп, слоеный пирог, составленный из многочисленных нарезок интервью, допросов, бесед, монологов и диалогов. Состоит сериал из двух временных линий: настоящее: слушания в Конгрессе, посвященные расследованию, и само расследование, происходящее 3 месяца назад. Хронологические арки постоянно пересекаются, навевая воспоминания о шикарных Призраках и Женщинах, использующих подобный прием (менее удачно это вышло в «Ведьмаке»). Перекличка времен выходит «на ура». Нам дают возможность взглянуть с разных точек зрения одни и те же события. Время от времени на вопрос, заданный в одной из арок, отвечают в другом хронологическом пласте, герои, шагнув в дверь в настоящем, выходят из дверного проема в прошлом, на наших глазах оплакав начальника, в следующем кадре встречают покойничка и вообще крайне вальяжно обходятся с вотчиной старины Хроноса. Отличный ход.
В основном картина складывается из рассказов участников событий. Но верить им со старта не стоит. Ведь врут персонажи регулярно и с удовольствием, причем по разным причинам. Никогда еще, пожалуй, прием «ненадежный рассказчик», не достигал таких высот. Наш бравый детектив изо всех сил пытается поймать собеседника на лжи. Протагонист может прямо на глазах менять показания, стараясь представить себя в выигрышном свете. Героя, делящегося информацией, в следующем интервью (но за счет монтажных склеек прямо тут же) поправляет его коллега, что особо забавно смотрится в случае визуализации изложенной истории, несколько раз меняющейся прямо на наших глазах.
Снят сериал с использованием быстрого, клипового монтажа, молниеносно меняющего лица перед камерой, лепящего картину происходящего, как пластилиновую пирамиду, заменяя детали, убирая и добавляя нюансы, вскрывая ложь, и тут же нагромождая новую.
Детективное расследование в сериале на высоте. Практически каждую серию мы видим нового подозреваемого («у меня нет подозреваемых!»), истории которого уделяется уйма времени. Постановщики, глазами Корделии, акцентируют наше внимание на определенных людях (большинство из них окажутся значимыми фигурами для дела), обращают зрительский взгляд на ход мысли мисс Капп, ее взором отмечают важные мелочи, в будущем обязательно сыграющие свою роль.
Кстати, самостоятельно разгадать имя злодея (если ты не мать супруга Президента, конечно) непросто, особенно в первой трети проекта (правильная догадка пришла, кажись, в предпоследней серии) – информацию создатели сериала выдают дозировано и максимально пытаются запутать зрителя (успешно).
Капп, в исполнении энергичной и харизматичной Адубы, чудо как хороша. Основательная дама с зорким глазом и наблюдательностью 88 левела. С первого взора подмечающая нюансы и любые незаметные и неуместные мелочи. Способная посостязаться с неким джентльменом с Бэйкер-стрит и его коллегой с акцентом в использовании серых клеточек и дедукции (или индукции, хрен их разберет). До ежиков увлеченный орнитолог, посвящающий любую сводную (и не очень) минуту наблюдению за птицами. Набирающийся мудрости у крылатых созданий, всегда готовый привести на диво уместный пример из их жизни и поведения.
Обладатель шикарной памяти, саркастичного юмора, а также тяжелого, пристального, давящего взгляда. По полной программе использующий мхатовскую паузу. А также ожидание и молчание – на диво мощный психологический прием, заставляющий собеседника нервничать и много говорить. Не приемлющая поспешных выводов. Пристально и тщательно изучающая вопрос и контекст действий и мотивации людей. Упертая, эгоистичная, помешанная, бескомпромиссная, никого не слушающая – вызывающая либо восторг, либо полное неприятие и злость. То фонтанирующая энергией, то погружающаяся в длительные раздумья, и будто отключающаяся от внешних раздражителей.
Нам даже подарят обширный флэш-бек, демонстрирующий первое расследование юной Капп.
Отличный образ, и сыгран на уровне.
Ватсоном при нашем Холмсе работает спецагент Парк (Пак («Аквамен», «Ванда/Вижн», «Человек-муравей и Оса: Квантомания»). Неблагодарная работенка, тем паче Парк активно тупит, заботливо обрамляя алмаз по имени Корделия. Как, собственно, и полагается Ватсону.
Главный покойником сериала трудится Джанкарло Эспозито («Обычные подозреваемые», «Breaking Bad», «Книга джунглей», «Мандалорец», «Пацаны», «Пэриш», «Капитан Америка: Новый мир», «Электрический штат»). Невзирая на то, что сериал начинается с его смерти, с Эй Би Винтером мы достаточно познакомимся в флеш-бэках. Невозмутимый дворецкий старой школы, никогда не смеющийся и не расточающий похвалы начальник, много лет железной хваткой держащий всю многочисленную обслугу Белого Дома. Выступающий одновременно и отцом и генералом этой большой семьи. Образ в общем типичный для Эспозито, но от этого не менее впечатляющий.
Второстепенных персонажей с прилично проработанным шлейфом роли зрителю обеспечат в достатке. Выделяется среди них разболбайский брат Президента, но по-своему интересны практически все: и горничная с инженером, и парочка кулинаров, и заместитель Винтера, и советник главы США и пресс-секретарша.
Еще одним главным героем сериала становится лично White House. Мы увидим главный Дом Америки в разрезе и под микроскопом. Со всех возможных ракурсов и сторон. Побываем чуть ли не в каждой комнате, включая такую экзотику, как шоколадная лавка или цветочный цех. Проникнемся духом жемчужины Цитадели демократии (без пафоса не обойдется), близко познакомимся с людьми, обеспечивающими его работу (служащими в первую очередь Дому, а потом уже тем, кто его населяет). А вот к высшей власти США (в отличие от ее архитектурного символа) постановщики ни малейшего пиетета не испытывают. Президенту и его окружению, конгрессменам и сенаторам достанется немало язвительных сцен.
Иронично-юморных моментов в сериале хватает, часто вполне удачных. Как родом прямиком из комедии положений, так и связанных с действиями ГГ, или остальных персонажей, которые порой чуток переигрывают (вспомним неравнодушную к водке чернокожую дворецкую). Особенно с удовольствием постановщики постебут австралийцев.
И непременно не позабудут погладить по брюшку поклонников толерантных современных ценностей («Первый джентльмен») – а куда сейчас без этого?
Основной проблемой сериала становится его хронометраж. Слишком уж тщательно и долго раскручиваются некоторые подсюжеты. Да, благодаря этому многие образы получают свою десятиминутку (а порой и больше) славы, сериал и персонажи обрастают мясом, позволяют зрителю почувствовать себя не в окружении картонных функций, а живых людей, со своими тараканами и бабочками. Но все же восемь с личным часов на эту историю многовато.
Ну и потеря некоторых линий несколько озадачила (а что, к примеру, собственно, случилось с каллиграфом?)
Эрго. Приятный детективный проект, в любопытном антураже White House. С интересной манерой подачи материала, классной линией расследования, приятной главной героиней, хорошо проработанными второстепенными образами. Разве что хронометраж изрядно растянут.
Режиссер: Джаффар Махмуд, Лиза Джонсон
В ролях: Узо Адуба, Джанкарло Эспозито, Барретт Фоа, Эдвина Финдли, Джульетт Джефферс, Эл Митчелл, Бретт Такер, Джоди Бьянка Уайз, Пол Фицджералд, Сумали Монтано, Дж.Д. Холл, Жульет Рестрепо, Джеймс Бэбсон, Тимоти Хорнер, Обри Вейкинг, Кейко Агена