Поезд на Юму (3:10 to Yuma), 2007 — рецензия (обзор)

Добро и Зло: путешествие под посвист пуль, или В дебрях фронтира

Судьба фермера Дэна Эванса (Бейл) не баловала. Потеря ноги во время Гражданской войны. Болезнь младшего сына. А тут еще вдобавок богатый сосед, которому Дэн изрядно задолжал, сжег амбар, норовя пустить Дэна по свету и продать освободившуюся землю железной дороге.

Бандит Бен Уэйд (Рассел Кроу) наоборот чувствовал себя кумом президенту и сватом министру. Десятки удачных ограблений, верная банда головорезов и преданный подручный Чарли Принц (Фостер). Бен настолько обнаглел, что допустил ошибку, попав в руки властей, тут же собравшихся доставить его на поезд и отправить на публичную казнь в Юму.

Но до поезда еще нужно добраться. За эту нелегкую задачу, соблазнившись парой сотен долларов, решающих все его проблемы, принимается именно Дэн Эванс. Вот только банда, лишившаяся главаря, вовсе не собирается сидеть, сложа руки.

 

Классический вестерн довольно простой жанр, из-за своей простоты изрядно утративший позиции в наше пресыщенное время. Оттого-то постановщикам «западного» жанра приходится думать, как разнообразить стандартную схему и привлечь к экранам избалованную публику. Порой получаются весьма любопытные вещи типа «Недругов» с участием того же Бэйла и Фостера.

Рассказ Элмора Леонарда 3:10 to Yuma, уже гостил на экранах в 1957 году. Спустя ровно полвека было решено обновить зрительские впечатления, дать жанру второе дыхание, сняв ремейк популярного в свое время фильма.

Оригинал я не смотрел, но ремейк оставляет приятное впечатление.

С одной стороны перед нами типичный вестерн с перестрелками, безжалостными бандюганами, ограблением дилижансов, благородными ковбоями, агентами Пинкертона, железнодорожными компаниями, шерифами, салунами и даже кровожадными индейцами.

С другой – захватывающая история о невозможной дружбе, людских судьбах, кардинальных внутренних изменениях, под соусом пальбы и погони.

Как классический вестерн «Поезд» в порядке. С самого начала нас погружают в атмосферу фронтира, где «жизнь копейка, судьба злодейка». Кровавые разборки. Смерть, поджидающая за каждым кактусом. Наглые богатеи, гнобящие простых фермеров. Оборзевшие банды, чувствующие себя царями. Слабые попытки властей остановить беспредел налетчиков. Агенты Пинкертона с пулеметами Гатлинга. Стрельба, ржущие кони, пейзажи пустынной Америки, погони, индейцы, застрявшие на тропе войны. Ночевки у костра. Всеобщая погоня за деньгами, в контексте которой город, «где царит закон и порядок» в мгновение ока превращается в поле боя. Дикий Запад во всей его сказочной красе. 

Но интереснее, чем фронтирный антураж, выглядят персонажи картины и их взаимодействие.

Дэн Эванс (Кристиан Бэйл («Американский психопат», «Крутые времена», «Престиж», «Цветы войны», «Афера по-американски», «Исход: Цари и боги», «Игра на понижение», «Недруги», «Власть», «Ford против Ferrari»). Становой хребет Америки. Крепкий мужик с самурайскими нотками фатализма. Идейный, моральный, упрямый как сто чертей. Ни капли не герой, не любитель войны и убийств. Привыкший доводить любое дело до конца. Неудачник, попавший в черную полосу и ставший терять уважение жены и детей. Поставивший все «на кон». Спокойный, уравновешенный, добрый, но способный на безумные поступки, потому что «так правильно». Хороший образ. И сыграно хорошо. Неброско, но проникновенно.  

Бен Уэйд (Расселл Кроу («Секреты Лос-Анджелеса», «Хороший год», «Человек из стали», «Ной», «Мумия», «Неистовый»). Убийца и мерзавец. Опаснейший тип, для которого убивать, как дышать. Столь же легко и просто. При этом не получающий удовольствия от смертей, а воспринимающий их как рутинные, нужные в определенных обстоятельствах поступки. Умный, начитанный человек, художник, в детстве попавший в сложнейшие обстоятельства, обусловившие всю его дальнейшую жизнь. Ироничен, харизматичен, способен держать слово, удивлять и поражать. Как в хорошем, так и в плохом смысле. В чем-то философ, в чем-то прагматик.

На взаимодействии и путешествии Дэна и Бена построена самая увлекательная линия фильма. Две противоположности, два антагониста, представляющие абсолютно разные подходы к жизни. Честный, выматывающий, благословенный труд на земле. И преступление: грабеж всего, что понравится. Свет и Тьма. Добро и Зло. Мораль и ее полное отсутствие. Так кажется на первый взгляд. Но с каждой новой сценой, мы понимаем, что все не так просто. Дэн, не будь у него идейного, морального стержня, и постигни его в детстве такой удар, вполне мог бы стать таким как Уэйд. Уэйд в свою очередь не является откровенным психопатом и маньяком. Он, сложись его детство иначе,  мог бы стать нормальным членом общества. Но случилось, как случилось, и Дэн попервой видит перед собой убийцу и сволочь. Бандита, чьи дела надо пресечь. Но даже при этом он не позволяет себе оскорблять поверженного противника. Ведет себя с ним благородно и спокойно. Уэйд же, который вначале не обращает внимания на Дена, лишь иронизируя над его моральностью, начинает потихоньку проникаться уважением к некоторым чертам его характера. Отдавать должное определенным поступкам и решениям. Кое в чем меняясь самостоятельно. Делая окончательный выбор в тот момент, когда его стая совершает убийство, которое им простить не можешь.

Кроу отличный, разноплановый актер и создал гармоничный, запоминающийся, развивающийся образ. Образ аж никак не потерянного человека. Именно из таких, вовремя завязавших бандюганов, возникали многие американские богатые дельцы (и династии).

Для сравнения стоит взглянуть в этом контексте на персонаж Чарли Принца (Бен Фостер («Контрабанда», «Уцелевший», «Варкрафт», «Любой ценой», «Недруги», «Галвестон»). Еще один опаснейший бандит, для которого убивать, как дышать, но в отличие от босса, Чарли получает откровенное удовольствие от смертей других, и не способен завязать с кровавым промыслом в принципе. У него есть единственный стержень, не позволяющий превратиться в бешеного зверя – преданность Уэйду. Но этого не хватает.

Имеется в картине и молодежь в лице Логана Лермана («Мушкетеры», «Ной», «Ярость») и его Уильяма. Как актер, понятное дело, Логан проигрывает старикам по всем фронтам, но в принципе старается, создавая эдакого рвущегося в бой юнца, с огромными глазами и открытым ртом взирающего на знаменитого бандита. Юнца, отыскавшего в себе силы в нужный момент сделать правильный выбор.

Идейные посылы также имеются: от теории, что каждый (ну почти каждый) может изменить свою жизнь, если встретит нужного человека.

Или того, что одноцветных людей крайне мало, в каждом из нас таится и Бог и Дьявол.

До классического: хорошим людям (ну или их наследникам) обязательно воздастся. А человек, твердо идущий своим путем, достигнет цели (так или иначе).

Да, вместе с атмосферными преимуществами, «Поезд» приобрел и многие недостатки жанра.

Дыр в сюжете с избытком, взять хотя бы слишком уж трепетное отношение сопровождающих к целостности Уэйда, несмотря на его поведение в плену. Герои порой делают весьма нелогичные штуки. К примеру упорно сидят у огня под выстрелами из темноты, наглеют сверх меры, как Уэйд в салуне. А что мешало Дену устроить соседу несчастный случай и вовсе непонятно. Да и от пуль главные протагонисты такое впечатление, что заговорены (до определенного момента). И не скажешь, что дело в косорукости стрелявших – на Диком Западе умение попадать в цель – залог выживания.

Но эти неизбежные для жанра условности почти не портят неплохой образец современного вестерна.

Эрго. Удачный представитель вестерна 21 века: с непременными для жанра атрибутами, хорошими актерскими работами и отличным взаимодействием между персонажами.

Режиссер: Джеймс Мэнголд

В ролях: Расселл Кроу, Кристиан Бэйл, Питер Фонда, Гретхен Мол, Бен Фостер, Алан Тьюдик, Логан Лерман, Винесса Шоу, Бенджамин Петри, Кевин Дюран, Ленни Лофтин, Люче Рэйнс, Даллас Робертс, Марк Уоллес, Крис Браунинг, Рио Александр, Джонни Витуорт

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.