Ной (Noah), 2014 — рецензия (обзор)

kinopoisk.ruДостойный предок или Надежда для человечества

Легендарное прошлое Земли. Еще девять поколений назад Адам и Ева бродили по Эдемскому саду и беседовали с Богом.

Так было раньше.

Затем произошло Падение, закрылись ворота Рая, и за эти самые десять поколений люди успели изрядно прогневать Создателя.

По бесплодным землям, усеянным лишь искореженными пнями, бродят разбойники и убийцы,  власть захватили безжалостные потомки Каина, а сердца людские переполнила злоба.

Лишь один человек «обрел благодать пред очами Господа».

Ной, сын Ламеха, внук Мафусаила.

Праведный и непорочный Ной (Кроу), которого все чаще посещают ужасные видения о незавидной судьбе человечества.

Ной, на плечи которого Творец, похоже, возложил очень ответственную и непростую задачу.

Окончательно решить судьбу этого самого непутевого человечества.

 

Наш всеобщий предок Ной восхитил Даррена Аронофски еще в его тринадцать мальчишеских лет. В 2014-м 45-летний состоявшийся режиссер наконец-то поделился своим восхищением со зрителями.

Проект вышел недешевым ($125 000 000 бюджета) и снимался около двух лет в Исландии, а также в США. К примеру, Ковчег строился в Национальном историческом парке в Верхнем Бруклине, Нью-Йорк.

 

Информация в первоисточнике на счет Потопа крайне скудна, и если экранизировать эту часть Книги Бытия четко по тексту, получится максимум короткометражка.

Лента Даррена длится 138 минут, и уже по одному этому можно понять – нас ждут некоторые неожиданности.

Также, чтобы почтенная публика не заскучала в процессе усердной подготовки к исполнению воли Всевышнего, Аронофски призвал на помощь классические законы драматургии.

В частности, на сцене появляется конкретный злец. Тубал-Каин (Уинстон), воплощение бездумного богоборчества, гордыни, злобы, да практически всех смертных грехов. Он изрядно потреплет нервы главному герою, и даже поставит под сомнение выполнение его миссии.

Кстати, начало картины явно навеяно современными экологическими проблемами. Уж очень все печально. Индустриальная цивилизация, построенная потомками Братоубийцы с помощью падших ангелов. Выгоревшая земля, ни одного деревца, безжизненный камень. Любая травка за счастье. Без высших сил ни одного дерева не вырастить.

Где-то посреди картины настает Полный Кирдык, на удивление скоромно показанный режиссером (вот бы где товарищ Эммерих развернулся), и очень остро встает вопрос, чем Даррен собирается занимать героев оставшиеся полфильма?

Оказалось, режиссер неплохо подготовился.

Перипетии в Ковчеге, конечно, слегка удивительны (особенно для читавших Ветхий Завет), но на раскрытие образов они работают по полной программе.

Но еще больше они трудятся на общую атмосферу ленты.

В том, что нам показывали в начале, оптимизма не было ни на грош. Откуда ей взяться в условиях конца света. Вдобавок единственный праведник на земле начинает всерьез сомневаться в необходимости возрождения человечества.

Так вот, именно события на Ковчеге, а также их завершение, возвращают надежду, переводят картину из разряда экологических фильмов-катастроф в тяжелую, грустную, но все же оптимистичную притчу.

О том, что лучший из людей, сделав выбор, благословил своих потомков на долгие века.

О том, что у человечества, возможно, все же есть шанс.

Несмотря на всю грязь, ненависть, гордыню, которыми отличается человек. Несмотря на его стремление все извратить и загадить. Несмотря на тупость и нежелание развиваться.

Ведь то, что начиналось с любви и милосердия, не может оказаться полностью порочным.

 

Расселл Кроу  («Секреты Лос-Анджелеса» (http://perekat.kiev.ua/секреты-лос-анджелеса-l-a-confidential-1997/ ),  «Хороший год» (http://perekat.kiev.ua/a-good-year-crowe-хороший-год-кроу-2006/), «Человек из стали» (http://perekat.kiev.ua/человек-из-стали-man-of-steel-2013-рецензия-обзор/ ), «Мумия» (http://perekat.kiev.ua/мумия-the-mummy-2017-круз/ ), с ролью справился на «пять». Мужчина, отец, боец, строитель. Понимающий и принимающий ответственность не только за свою семью, но и весь мир. Мятущийся и решительный. Переживающий и бесстрашный. Настоящая глыба, полная лучших человеческих качеств и сомнений. Такого предка не зазорно иметь никому из живущих.

И кстати, немцам по поводу рентгена, неужели кто-то представлял праведника того времени благообразным старцем с постоянной милой улыбкой? Вы представляете тогдашние условия жизни? Вечная борьба с неласковой природой и недобрыми соседями, вечный груз ответственности на плечах, когда от малейшей ошибки зависят жизни твоих близких. Вечная готовность ответить ударом на удар.

При этом уважение к Создателю, никакой излишней жестокости, забота и любовь к своим.

Все эти личностные аспекты Кроу передал великолепно.

Остальная семья естественно работает подтанцовкой для великого австралийца. Сыновья вроде стараются, особенно мятущийся Хам (Лерман), но на фоне мощного отца выглядят слабенько. Барышни четко отыгрывают подчиненную функцию, и делают это довольно качественно.

Кто откровенно порадовал, так это шикарный Энтони Хопкинс (обзор творчества тут http://perekat.kiev.ua/гений-рыцарь-каннибал-75-лет-великолеп/), в небольшой по времени, но очень наполненной роли Мафусаила. Тема с ягодами – великолепна.

Напоследок пару замечаний.

А ничего, что обе барышни вполне были способны впоследствии еще нарожать кучу маленьких человечков? Как-то этот момент Ноем не рассматривался в принципе.

Штаны. Откуда у них штаны?!! Яхве с ней со сталью и структурой ткани, о чем так переживает Кинопоиск,  но штаны?! До их появления оставались еще многие столетия. А женщина в штанах, вообще продукт относительно недавнего времени. Куда подевались старые добрые туники и хитоны? Или для них в Исландии, где в основном проходили съемки, чересчур холодно? Ну, знаете ли, искусство оно вообще-то требует жертв.

А вот идея убаюкивания зверушек понравилась. Без этого мы потеряли бы чересчур много уникальных видов. Хищники постарались бы.

Остались сомнения по поводу падших ангелов. Не слишком ли много Аронофски на них взвалил? Тут тебе и строительство и защита, фактически изрядный кусок лавров у Ноя отобрали. Это не говоря о том, что сама идея именно таких нефилимов весьма отфонарна.

Так плавно мы перешли к вопросам соответствия Noah Библии. Как я уже говорил, информации в Книге Бытия негусто, и фантазии Даррена было, где развернуться.

Есть, правда моменты, описанные в Ветхом Завете, и подправленные режиссером:

-Господь не посылал туманных видений, а четко и прямо сказал Ною: «конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли».

-Сыновья Ноя уже были вполне женаты, все трое: «и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою».

-Все было слегка поболе растянуто во времени: «разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей»

-Отплытие происходило чинно и благородно, без скопления свидетелей, причем двери за ними запер лично Создатель: «и вошли к Ною в ковчег по паре от всякой плоти, в которой есть дух жизни; и вошедшие мужеский и женский пол всякой плоти вошли, как повелел ему Бог. И затворил Господь за ним».

В общем-то, за исключением жен, все остальное либо слабокритично, либо является ключевыми моментами сценария (жены, точнее их отсутствие, впрочем, тоже).

Эрго. Эпичная, сочная, качественная притча о выборе, ответственности и человечности. Тяжелая, но оставляющая надежду на то, что гомо сапиенс, имея такого предка, все же не совсем безнадежны.

Режиссер: Даррен Аронофски

В ролях: Расселл Кроу, Дженнифер Коннелли, Рэй Уинстон, Энтони Хопкинс, Эмма Уотсон, Логан Лерман, Дуглас Бут, Ник Нолти, Марк Марголис, Кевин Дюран, Лео МакХью Кэрролл, Мартон Чокаш, Финн Уиттрок, Мэдисон Девенпорт, Гэвин Касалежно, Нолан Гросс, Скайлар Бурк, Дакота Гойо, Ариан Райнхарт, Адам Гриффит

P. S. После наводнения Создатель пообещал Ною, что больше не будет топить человечество: «поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли».

Но людям расслабляться рановато. Про огонь, например, Господь ничего не говорил.

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.