Влюбленный Медведь, или Артур без рыцарей
Британия 5 век. Не успели местные жители порадоваться освобождению от гордых квиритов, как появилась новая напасть. Саксы.
Верховный король Утер Пендрагон всеми силами пытается объединить племена для противостояния захватчикам. Выходит не очень.
Некоторые из его приближенных считают, что только бастард короля Артур может стать тем, кто спасет Остров. Однако Утер после смерти наследника лишает Артура своей милости, делая ставку на младенца Мордреда.
И теперь Британия находится в настоящей опасности, ведь именно Мордред, согласно видениям Мерлина, станет тем, кто уничтожит Туманный Альбион.
Свежий сериал по произведениям Бернарда Корнуэлла — автора знаменитых на наших просторах Приключений Ричарда Шарпа и Саксонских хроник, экранизированных в виде приятного «Последнего королевства»? Да еще об Артуре, о котором снимали много и со вкусом: от классики до версий, пронизанных современными веяниями. Как можно пропустить!
Сериал вышел бюджетным и умеренно увлекательным.
Бернард (а вместе с ним и постановщики) допускает изрядные расхождения с классикой. Артур тут остается бастардом (по легенде Утер взял его мать в жены), и его родительницей была не герцогиня, а кузнечиха (причем не жена кузнеца, а именно женщина-кузнец). Рыцарей круглого стола мы пока не увидим как класс. Но это такое, а вот изначальное негативное отношение Мерлина к Мордреду – уже серьезнее. Прям-таки сюжетообразующий момент. Как и забавы постановщиков с романтической линией.
Снят сериал в приближенной к реалистичной манере, с грязью, кровью, нечищеными ногтями, растрепанными волосами. До самых жестких образцов типа Франкенштейна не дотягивает, но без рыцарского гламура его создатели решили обойтись.
Взамен показан нам домашний, бытовой вариант Британии 5-го века. Здешние люди мало думают о судьбах страны (за исключением пары персонажей). Они живут своей обычной, повседневной жизнью: женятся, рожают, ненавидят, собирают урожай, ходят за лошадьми, вспоминают прошлое, влюбляются (в основном в тех, кого не надо), нарушают закон, убивают. Большая политика, показав свой оскал в начале, надолго исчезает за горизонтом. Саксы — всеобщее пугало, о котором все знают, но зритель с ними лично не сталкивается. Да и большинство персонажей тоже. До определенного момента.
-Наметив в своем проекте три сюжетные линии, каждая с ведущим персонажем. Которые то сходятся, то напротив, разбегаются как тропки в лесу. За основную отвечает «Мальчик из смертной ямы» — Дерфель, паренек-сакс, спасенный Артуром. Этот герой, от лица которого написаны романы Корнуэлла, и в постановке на первых ролях. Юнец, воспитанный в Авалоне (здесь это просто поселение под покровительством друидов), искренне жаждущий стать воином, глядящий на Артура как на бога, но не находящий в себе силы сразу настоять на своем. Из-за чего ввязывающийся в неприятную ситуацию. Влюбленный в Нимуэ, выбирающий между спокойной жизнью, и воинским путем.
В сети ходит информация, что Дерфель Гадарн не был выдуман Корнуэллом. Что существовал валлийский воин 6-го века, в средневековой поэзии почитающийся святым (а перечень святых предъявить слабо?) и принадлежавший к рыцарям Круглого стола.
С самим Артуром ситуация любопытная. В первых сериях его совсем немного, потом становится больше, но внимания все равно достается поменьше, чем тому же Дерфелю.
Артур Пендрагон получился в сериале передовым товарищем. Воином, не проигравшим ни одной битвы. Собравшим натуральное казацкое братство бойцов, ночующих под чистым небом, братство, где не приветствуются браки, а семейной жизни и прекрасным дамам отводится глубоко вторичная роль (наивный как эльфийский воин, скажите).
Готовый не только биться с врагом, но и работать руками. Искренне собирающийся возвести на трон Мордреда, не слушающий предостережений Мерлина. Сражающийся с «порядком вещей» и старыми устоями. Жаждущий объединить британских королей племен в равноправном союзе вокруг круглого (более-менее) стола.
Досталась Артуру также сомнительная, но жутко важная романтическая линия о любви с первого взгляда, похлеще Тристана или Ромео, с элементами прямиком из истории Елены. В очередной раз доказывающая, что любовь плохо влияет на мозговую деятельность и стратегическое мышление. Какие могут претензии к отсутствующему в сериале Ланселоту при таких действиях Артура?
Артур у де Кестекера («Агенты «Щ.И.Т.») вышел хладнокровным (точнее отмороженным) фанатом чистоты, не любящим войну, но ставшим ее преданным служителем. Отринувшим ненависть, но готовым убить друга или казнить заложника ради благого дела. Близким по методу действия к современным политикам (пока дело до баб-с не дошло).
Актеры в сериале подобраны мало засвеченные, самый известный из них Эдди Марсан («V — значит вендетта», «Хэнкок», «Боевой конь», «Шерлок Холмс», «Белоснежка и охотник», «Джек — покоритель великанов», «Взрывная блондинка», «Уотергейт: Крушение Белого дома», «Власть», «Джентльмены», «Гнев человеческий», «Операция «Фортуна»: Искусство побеждать») в образе Утера. Одновременно самонадеянного самодура, плюющего на коллег-королей и жесткого правителя-объединителя, радеющего за свой Остров.
Да Саймон Мерреллс («Доминион», «Падение Ордена», «Благие знамения», «Властелин колец: Кольца власти») с его безбашенным королем-бродягой, насильником и убийцей Гвинлио – основным антагонистом проекта.
За оставшиеся две сюжетные линии отвечают наши волшебники, а точнее друиды. Мерлин и Ниумэ. Первый из них пытается найти способ избежать картины, открывшейся в видениях, отправляясь в путешествие-квест по поиску реликвий. Долго время неясно, были ли эти видения истинными или ложными (отчего ты, мудрый друид, не взял на воспитание Мордреда? И не сделал из него приличного короля? Утер был только «за»).
Вторая – лелеет месть злодею, пытавшемуся лишить ее связи с богами и активно наезжает на христиан.
Неплохо передана идея того, что у каждого своя правда (даже у злодеев), чаще всего противоречащая правде других. И каждый со всем пылом пытается претворить свою правду в жизнь.
-Дав акцент на языческих особенностях бриттов: вот праздник обручения, а вот похоронный обряд сожжения по старому обычаю. Вот подготовка к свадебному торжеству, вот пуповина, перекусываемая зубами, вот общий стол, не только для вождей с воинами, но и для простого люда, отдыхающего после уборки урожая, вот истовая вера в приметы и силу друидов, а вот рыбалка с острогами. Остров мертвых. Наречение принца и его апогей – людское жертвоприношение (всего лишь преступника, «вот пакость, — вздыхают некоторые персонажи, — что за упадок нравов, вот в ранешние времена лучших людей жертвовали, а не шушваль какую!»). Наречение, включающее в себя как обряд друидов, так и благословение от христианского епископа – дивная гармония. Которая продлится недолго, шоб вы не сомневались. Магии, кстати, в сериале почти нет, если не считать друидских видений и способности Мерлина усыплять жестами.
-Наделив героев крайне скромными одеяниями. Никаких пышных нарядов и вычурно-блистающих доспехов (кроме пары-тройки кирас у стражи) – не то время. Даже епископ и короли в простых рубахах. Разве что различные украшалки от перстней, браслетов и колец до нашейных обручей в большом ходу. А вот искушения напялить форму на стражу постановщики не избежали — дворцовые воины, что в Думнонии, что в Повисе, наряжены в новенькие, с иголочки однострои и латы.
С доспехами дела обстоят крайне скромно. Кроме парадных кирас стражи, в наличии курточки с изысканно развешанными по ней крохотными металлическими пластинками. Как показал поединок с Авейном напрочь нефункциональными. Оппонент, сражающийся в рубахе, даже не настаивал на том, чтобы его противник снял этот псевдо-доспех.
Ну и косяк с каблуками неприятно режет по глазам. Вся обувь персонажей гордо хвастается этой деталью, появившейся несколько позднее 5-го столетия.
-Не позабыв о роли друидов в то время слома эпох и пришествия христианства. Их влиянии на неокрепшие умы богобоязненных сограждан. И редчайшие сорвиголовы-атеисты могут пойти против тех, кто говорит с богами (тот же Гвинлио).
Сериал активно прыгает по хронологии, когда на месяцы, когда на годы, при этом подавая сюжет крайне неторопливо. Порой чрезмерно неторопливо, плавно пережевывая бытовые моменты, сурово нахмуренные брови героев, их моральные терзания.
Практически лишен сражений (Даже Королевство, отнюдь не хвастающееся вложенными в него деньгами, их обеспечило несколько штук), за девять серий подогнав нам одну сумбурную стычку и пару поединков. Да и вовсе бюджетом не радует, что критично бросается в глаза во время выездов «в силах тяжких», когда короли таскают с собой максимум десяток-полтора бойцов.
-Позволяет оператору самозабвенно играться с резкостью. Причем не только тогда, когда это уместно. Как то при взгляде со стороны умирающего, больного или резко проснувшегося человека, но и просто так, когда камермэну так охота.
-Предоставляет все расовое многообразие британского пятого века с точки зрения современного человека. В наличии не только повсеместно встречающиеся негры, но даже индус с китайцем. Неужто вы ждали чего-то другого?
-Забавные особенности жилья бриттов, типа отсутствия в Каер Кадарне (столице Думнонии, совмещающем комнаты в скале и деревянные укрепления) темниц и вообще помещений, закрывающихся на замок, кроме королевских покоев.
-Радует природой Туманного Альбиона, от вересковых пустошей и лесов до горных кряжей и журчащих ручьев. Причем если попервой природы откровенно жалеют, позднее постановщики в этом смысле исправляются.
Эрго. Любопытный, но спорный взгляд на артуриану, полный бытовых моментов 5-го века, практически лишенный баталий. Ожидалось большего, хотя подсократить, да бюджета с битвами прибавить – возможно, стало бы веселее.
Режиссер: Отто Батхёрст, Фэррен Блэкберн, Ану Менон
В ролях: Эдди Марсан, Иэн де Кестекер, Натаниэль Мартелло-Уайт, Валин Кэйн, Саймон Мерреллс, Стивен Элдер, Билли Постлтуэйт, Дэниэл Ингс, Стюарт Кэмпбелл, Гвион Моррис Джонс