Властелин колец: Кольца власти (The Lord of the Rings: The Rings of Power), сериал, 2022 —

Красивости против отсебятины, или День рождения Мордора

Вторая Эпоха Средиземья.

Великий враг Моргот повержен. Однако зло не покинуло мир. Его олицетворением стал преданный слуга Бауглира, коварный колдун Саурон. А одним из главных противников Тьмы – эльфийская воительница Галадриэль. Убежденная, что Саурон — казалось бы, сгинувший навеки — лишь затаился на время, и ждет своего часа.

И, похоже, ее уверенность начинает получать все больше оснований.

 

После полнометражных Джексоновских экранизаций ВК и Хоббита, в которых кроме приятных мест хватало спорных моментов, ожидания от амазонского сериала были противоречивыми. К сожалению, не зря.

Единственным аспектом «Колец», к которому нет ни малейших претензий – это картинка.

Свет дерев Валинора. Занесенные снегом, покрытые льдом суровые горы. Таинственные пещеры. Просторные степи, изрезанные оврагами, полные жизни, во всех ее проявлениях. Мохноного-первобытные кочевники-собиратели. Помпезный Золотой Линдон с поросшими лесом прибрежными утесами, изящными араками, водопадами, фигурами мертвых, вырезанными на поминальных деревьях («подобие падших, заключенное в живом существе»). Изысканные фейерверки над гладью воды, бросающие мягкие отсветы на лица и стволы, изысканно гармонирующие с мерцающими светильниками. Обстоятельные крестьянские поселения в Южных землях, на фоне близких мрачных скал, с домами из камня и дерева. Дальние эльфийские заставы. Патетичное плавание на Запад. Эрегион, увенчанный башнями, как дикобраз иглами. Окутанный водограями Кхазад-дум – великие лабиринты и галереи Мории, полные водных потоков, мостов и мостиков, подъемников, колонн, механизмов, линз, прочих красот и… солнечного света. Заставленный гигантскими статуями Нуменор с его застроенной по самые вершины скал столицей и залом знаний, созданным Эльросом. Миграция хоббитов, не скрываясь демонстрирующая разнообразные природные прелести: от болот до лесов.

Природа великолепна (Новая Зеландия восхитительна!) – как реальная, так и нарисованная. Красоты по сериям распределены неравномерно, но практически в каждом эпизоде постановщики стараются подкинуть зрителю хотя бы одну приятную глазу местность.

Красиво сделан переход с карты мира на реальные пейзажи, показывающий объем Средиземья и разнообразие задействованных локаций.

Повторюсь, визуал у сериала выше всяких похвал.

А вот наполнение – нет.

Эру с ней, с поломанной хронологией. Когда одновременно в мире живут Келебримбор и Элендил (которых разделяло множество столетий). Когда Исильдур уже почти зрелый муж, а Саурона никто в глаза не видел (когда Исильдур коптил небо – с Сау воевали уже давным-давно). Чтобы было понятнее, как обстояли дела в настоящей хронологии Второй эпохи: в 880 годах предчувствия по поводу некоего злого духа, которым оказался Сау, начали гнести душу Гил-Галада, в сериале столь благостно объявившего мирную эпоху; первая война с Сауроном началась в 1693; низвержение Нуменора и спасение Элендиля с сыновьями произошло в 3310).

С напрочь похороненной, кастрированной, лишенной острых углов и смягченной до детсадовского уровня предысторией. «Моргот уничтожил свет и легион эльфов отправился на войну». Да ладно! Вот как оказывается все было!

Или с расовым многообразием сериального Средиземья. Неужто вы ожидали чего-то иного от проекта, снятого в Штатах в 2022? Не уподобляйтесь наивным эльфийским воинам.

Но почему вы так коряво и странно подаете народы Средиземья?

Эльфы-нолдор – возвышенно-высокопарная аристократия («скопипащенная» с людской знати), сочащаяся пафосом, помешанная на политике, социальных игрищах и побрякушках высшего света. Поведенная на придворных церемониях, обрядах и ритуалах, жаждущая внимания короля, страшащаяся его немилости, боящаяся ослушания.

Да, и по какой причине на роли эльфов подбирают столь неказистых внешне лицедеев? Особенно мужиков касается. У Джексона тоже не все эльдар неземной красы, того же агента Смита вспомним, но в Кольцах я и вовсе не припомню ни одного лица, которое можно обозначить термином «эльфийское».

Но хитом сезона стал отплытие Галадриэль за море. «Этим героям дарована честь, равной которой в нашей истории не бывало»?? «Им позволят пересечь море, чтобы жить вечно»??? «Примите дар своего короля»???? Эльфы и так живут вечно, даже после физической смерти от ран не пропадая в никуда, а лишь переносясь в чертоги Мандоса в Валиноре. Возвращение в Валинор — не дар никакого короля, а право каждого эльфа Средиземья. Блин, об этом же в Приложениях к ВК прямым текстом сказано, на них-то у вас права есть!

Стоит, правда, отметить, что касательно Галадриэль имеется небольшой нюанс. В некоторых текстах Профессора, в тех же Неоконченных преданиях, сказано, что во вторую эпоху Артанис, как стоявшей у истоков мятежа Феанора, было запрещено возвращаться в Валинор. И лишь после событий ВК этот запрет был снят.

О «увядании» эльдар, с которым может справиться лишь определенный материал, впитавший свет изничтоженного Сильмарилла (!) даже говорить неохота – бред, причем нерифмованный.

Военизированные синдар, служащие колониальными войсками среди диких племен аборигенов, косо глядящих на поработителей, лелеющих идею восстания. Демонстрирующие неловко смотрящуюся эльфийскую акробатику «с цепями и без», явно вдохновленную подвигами Леголаса у Джексона.

Нарочито брутальные гномы, невзирая ни на какие обещания постановщиков и наличие большого количества хоббитов, похоже, обреченные нести крест юмористических персонажей.

Как у вас вообще с математикой? Гномы конечно не вечноживущие эльфы, для которых 20 лет действительно равны мигу, но живут около двух с половиной сотен лет. Так что заявлять, что за два десятилетия гном прожил целую жизнь, несколько опрометчиво. К счастью, ситуацию с тангарами создатели сериала со временем несколько исправили. Наугримы постепенно проявляют себя не только как бесшабашные расисты-алкаши, но и как отменные трудяги, неглупые стратеги, заботливые семьянины. Над зрительским впечатлением немало поработали Дурин (Артур) и Диси (Номвет), создавшие любопытную пару, совмещающую любовь друг к другу и мысли о будущем всего народа. Дурин постепенно становится одним из лучших персонажей сериала, гармонично сочетающим брутальность, иронию и внутреннюю силу.

Формализированно-патетичный Нуменор, с капитанами, изрекающими высокопарные фразы («море всегда право» «Нет учителя суровее, чем море»), банальными испытаниями «подручных» и рассеянными королевами-наместницами, не узнающими собственную высшую элиту (Элендиль не «неизвестный капитан, наследник знатного рода», а владыка крупного порта Андуниэ, один из самых именитых нуменорцев, потомок Эльроса). Нуменор, совместивший кондовую монархию с демократическими подходами, типа вызывания на войну исключительно добровольцев, или активного ублажения толпы. Нуменор, отправляющий на войну 3 (прописью три!!) корабля и три сотни воинов. Нуменорцы, конечно, крутые пацаны (особенно гремели их лучники), но аж никак не супергрои, способные в одиночку изничтожать сотни орков, что наглядно показала битва в Ирисной низине, где хлопцев Исильдура было как раз несколько сотен, что им ни капли не помогло. Да, формально на тот момент это были уже не нуменорцы, а арнорцы, но сути это не меняет. 

Разве что к первобытным кочевым мохноногам, активно ныкающимся от «громадин», и старающимся исчезнуть для остального мира, претензий минимум. Маленький народец с большим сердцем.

Да и у Джексона хватало косяков. К примеру, он жутко невзлюбил Гондор и Эсгарот, показывая, их мягко говоря, не сильно адекватными парнями. Но создатели The Rings of Power в «чудачествах» с миром Толкина обставили Питера как салагу.

На что тратите экранное время?

На банальную и шаблонную отсебятину, мелкие жизненные моменты, которые слабо двигают сюжет и заслоняют общую картину, должные, по мнению американских сценаристов, увеличить градус сопереживания персонажам? Причем, чем дальше в лес, тем отсебятина становится громаднее и бредовее.

До сих пор помню отличного «Берена Белгариона», показавшего как можно расширить и дополнить Профессора, приблизив к читателю местами суховатые легенды Сильмариллиона, показав бурление и масштаб событий Первой эпохи, сделав ее столь же родной, как и описанная в ВК третья. Брилеву бы почитали, оболтусы.

На политика Элронда? На «потерпевших кораблекрушение», с рекордными заплывами без помощи плавсредств, бодрым кролем через море-окиян? На однообразные проказы хоббитши и скучноватые обычаи ее народа? На любовные шашни бравого синдар с травницей? На панибратского Хальбранда – эдакого затемненного недоарагорна?

Да, о второй эпохе материалов немного, и большая их часть находится в Неоконченных и Утраченных сказаниях, прав на экранизацию которых у Амазона нет. Но даже взяв за скелет Приложения к ВК, можно было создать на порядки более адекватную историю создания Колец и войны в Эриадоре. Неймется вам без пафоса – дайте больше эпика! Да, перед нами, безусловно не Первая эпоха, где эпоса хоть половником черпай, но и во Второй его хватало. Увольте сценаристов, пишущих картонно-коряво-пафосных диалоги деревянным персонажам, достойным провинциального театра («мы перевыполнили план!», а «Командующая северных армий» сразу вызывает в памяти бессмертное захаровское «где командующий? Командует»). Взвинтите темп, не размазывая события по экрану и посвящая кучу времени малозначимым деталям. Не прячьте Саурона, как нашкодившего под лавкой кота.

О гениальных эльфийских доспехах с горловиной «ловушка для мышки»: «десь тут була моя шкварка». Идее Тьмы создать царство, где зло будет не просто выживать, но и процветать и размножаться – да нет, никакого отдельного царства, Сау просто желал подмять под себя все Средиземье. «Метеоритном» появлении неопределенного истари. Эльфийских рабочих, отнимающих ремесла бедных нуменорских тружеников. Орках, ставших натуральными вомперами, практически неспособными выйти на свет (у Толкиена они тоже были не в восторге от солнца, но вполне были способны при нужде передвигаться и воевать днем). Да и «зомбиподобный» грим у них, мягко говоря, не блещет. Глобальности народонаселения Южных земель (вокруг который крутится изрядная часть перипетий сериала), все обитатели которых вольготно разместились в одной-единственной деревне. Аллюзиях на ВК с походом четверки невысокликов и пухлой верной спутницей главной хоббитши. И вопросах, типа как ирчи поймали недремлющую синдарскую стражу, и упоминать неловко. А мифрилл, крепчайший и дорогущий материал для доспехов, который на самом деле довольно давно добывали не только в Мории, но и в Нуменоре, из которого сотворили натуральный макгаффин? Что вы курите, и зачем такую гадость?

Есть, к счастью, в сериале и любопытные моменты.

Как-то тема людей, служивших Морготу. Слабенько поднимавшаяся у Джексона, да и у самого Профессора она далеко не на первом месте. В сериале все отлично помнят, на чьей стороне – победителей или проигравших — были предки людей, живущих на этой земле. Им не собираются ничего прощать, и потомки служивших Морготу это отлично видят. Со своей стороны – копя злобу к высокомерным победителям. Показывая, как возникает и крепится порочный круг ненависти и злобы, ведущий к новой войне. И так без конца, пока кто-то не найдет в себе силы, разорвать паутину ненависти.

Орков — не как безропотных отродий Тьмы, а существ, достойных жизни, имеющих свою идеологию, стремления и чаяния. И это не просто желание убить всех вокруг.

Перед нами с полдесятка линий, каждую из которых ведут свои персонажи.

Галадриэль (Кларк («Алиенист», «Темные начала»). Главный протагонист сезона. Ее образ по сравнению с книжным изменен серьезно. Артанис из книг Толкиена была одной из умнейших женщин всей истории Средиземья, наделенной массой талантов на уровне Феанора. Одними из системообразующих черт ее характера были амбициозность и стремление к власти, не в последнюю очередь толкнувшие ее присоединиться к походу в Средиземье. Галадриэль из сериала ведет одна, но пламенная страсть – месть за брата. Перед нами натуральный ветеран войны, подверженная посттравматическому синдрому даже после окончания горячей фазы. Пропитанная ненавистью, отравленная Тьмой, не видящая себя в мирной жизни, все усилия прикладывающая к тому, чтобы отыскать ненавистного ей субъекта. «Охота за Сауроном» – звучит предельно глупо, но именно этим и занимается наша эльфийская дева. Перед нами натуральный терминатор, способная в пару ударов нашинковать тролля, днями пробираться через метель, карабкаться по обледеневшим скалам на головокружительную высоту. При этом девушка не особо умна, вспыльчива, порывиста, прет по жизни как бульдозер. Дипломатия? Не слыхала. Прожитые столетия не ощущаются ни на грош. Впрочем, это вечная проблема долгоживущих персонажей, очень сложно правильно прописать такой образ как сценарно, так и с актерской стороны.

Хальбранд (Викерс). Загадочный мужчина с таинственным прошлым, любящий держаться запанибрата со всеми, включая тысячелетних эльфийек. Явная аллюзия на Арагорна, правда, не факт, что его жизненный путь закончится столь же приятно.

Эльронд (Арамайо («Под покровом ночи», «Охотник за разумом», «Галвестон»). Киновоплощениям сына Эарендиля упорно не везет на внешность. Мордашка у нашего полуэльфа не ахти. А вот с наполнением образа все более-менее неплохо. Эдакий прожженный политик, серый кардинал Линдона, пишущий речи Гил-Галаду, мягко подталкивающий своего короля к нужным вещам. Вроде как неровно дышащий к Галадриэли (или все же просто дружба?), но способный пойти на утрату друга, лишь бы вырвать ее из круговорота войны и смертей. Трогательно дружащий с гномом, готовый ради него пойти на конфликт со своими, но забывающий о разнице восприятия жизни этих двух рас. Узнающий, что на каждого хитреца найдутся другие, и не только он умеет использовать сородичей «в темную».

Нори (Кавена). Хоббитша, постоянно ищущая приключений на свою пятую точку, рвущаяся изменить увязшую в рутине жизнь.

Арондир (Кордова («Мандалорец»). Сурово-безэмоциональный эльф-воитель, в далекой мирной жизни трудившийся садоводом. Втюрившийся в людскую женщину (как без этого! Ну не могут постановщики Толкиена не ввести межрасовую любофф, ситуацию за всю историю Средиземья случившуюся ровно три раза) и уже почти готовый признаться в своих чувствах. Если б еще орки не отвлекали!

Бронвин (Бониади («Три дня на побег», «Родина», «Бен-Гур», «Контрмир»). Решительная дама-целительница с сыном пубертатного периода, хватающимся за подозрительные предметы.

Мириэль (Аддай-Роббинсон («Коломбиана»,«Стрела», «Стартрек: Возмездие») – королева-наместница (??) Нуменора, заменившая заточенного в башне «эльфолюба»-папаню. Невзирая на внешнюю строгость и неприветливость, искренне переживает о судьбе своего народа.

Адар (Моул («Пуаро», «Президент Линкольн: Охотник на вампиров», «В сердце моря», «Восьмое чувство», «Падение Трои»). Главный антагонист проекта, напоминающий персонажей Черных Хроник Арды. «Отец» орочьего племени. Рассекатель (возможный спойлер  к судьбе нашего кота). Эльф, извращенный лично Мелькором.

Таинственный гость из метеорита (Уэйман («Пуаро», «Северные воды»). То ли кто-то из истари, то ли…  Однозначно сразу сказать не получится, а его умения дают отсылки сразу к нескольким персонажам.

Действие развивается жутко медленно, постоянно буксуя и ломая к Морготу весь едва возникающий темпоритм, долгое время показывая нам все никак не заканчивающуюся экспозицию. Лишь к шестому эпизоду постановщики сведут несколько арок, порадовав сражением, а заодно некоторым развитием сюжета. Примечательна в этом отношении нуменорская линия, в рамках которой две серии подряд заканчиваются одним и тем же: возней вокруг отплытия в Средиземье. Понятно, что сериал по определению растекаются мыслею (или мысью?) по древу, но и сериальный темп не обязан быть настолько плавно-снотворным.

Эрго. Насчет «дополнения мира Средиземья», некоторые румяные критики откровенно погорячились. Постановщики, к сожалению, пошли обычным путем создателей экранизаций – напихав кучу нелогичной и глупой отсебятины, изрядно извратив народы, наплодив макгаффинов, проигнорировав предысторию, налив пафоса и соорудив корявые диалоги. К счастью, имеются любопытные моменты, неплохие актерские находки и восхитительная картинка: как реальная, так и компьютерная. В целом – крайне спорно.

Режиссер: Уэйн Йип, Хуан Антонио Байона, Шарлотта Брандстром

В ролях: Морвидд Кларк, Роберт Арамайо, Назанин Бониади, Том Бадж, Исмаэль Круз-Кордова, Эма Хорват, Маркелла Кавенаг, Джозеф Моул, Дилан Смит, Тайро Мухафидин, Дэниел Уэйман, София Номвет, Меган Ричардс, Чарли Виккерс, Синтия Аддай-Роббинсон

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.