Сценарист, пишущий шедевр, или Прогулка в старый Голливуд
1940 год. Сценарист Герман Манкевич, восстанавливаясь после аварии, берется за написание работы, должной стать венцом его деятельности. Сроки поджимают, Манк периодически срывается в запой, а история, которую он рассказывает, может вызвать гнев многих сильных мира сего.
Однако Герман, во время работы частенько вспоминающий свое прошлое, не сдается. Но хватит ли у него сил дописать сценарий, устоять перед давлением, и вписать свое имя в историю кинематографа?
Дэвид Финчер («Семь» (http://perekat.kiev.ua/семь-se7en-питт-1995-рецензия/ ), «Игра» (http://perekat.kiev.ua/игра-the-game-дуглас-1997/ ), «Девушка с татуировкой дракона» (http://perekat.kiev.ua/девушка-с-татуировкой-дракона-рецен/ ), «Охотник за разумом» (http://perekat.kiev.ua/охотник-за-разумом-mindhunter-сериал-2017/ ) давно хотел поведать миру свое видение «разборок» вокруг создания «Гражданина Кейна». Тем паче, что сценарий к ленте написал его ныне покойный отец Джек. Однако до воплощения дело дошло лишь в прошлом году.
«Гражданин Кейн» — фильм знаковый для Америки, менее популярный у нас. Хватало сомнений, стоит ли вообще тратить время на просмотр, но имя Олдмана в титрах перевесило.
Лента, как и предполагалось, специфическая, требующая определенного настроя и минимальных ожиданий. Неторопливая, затянутая, путаная, но стильная. Людям, равнодушным к истории кино, смотреть фильм стоит лишь ради работы Гэри Олдмана («Шпион, выйди вон!», «Самый пьяный округ в мире», «Робокоп», «Планета обезьян: Революция», «Номер 44», «Преступник», «Телохранитель киллера»).
Его Манк шикарен. Уставший творец, полный сомнений, сожалений о несбывшемся, в арке 40-го года. Язвительный, беспомощный старик с ногой в гипсе, ссорящийся со всеми подряд. Писатель, создающий шедевр, но еще не догадывающийся об этом. Человек, жаждущий отзывов и реакций на его работу.
Ироничный, обаятельный сибарит во флеш-беках начала 30-х. Циник, алкаш, азартный игрок, погрязший в картах и пари. Самый наблюдательный человек на свете. Отличный психолог, способный парой слов вскрыть людские глубины. Умный мужик, тратящий жизнь на пустяки. Честный человек, теряющий себя, неосознанно оказавшийся в образ придворного шута.
Идеалист, порой готовый ссориться с весьма влиятельными людьми. Борец против нацизма, спасающий людей, попавших в беду. Прагматик, понимающий людские пороки, их влияние на мир. И это все в одном флаконе.
Манкевич вышел у Олдмана многогранной, живой личностью, полной противоречий, желаний, страхов, стремлений, обреченности.
Второстепенные образы тоже любопытны, но изрядно уступают лидеру.
Актриса Мэрион Дэвис (Сайфред («Время», «Анон»). На первый взгляд – типичная блондинка-пустышка, любовница богатея. На второй – женщина, более умная, чем кажется, понимающая свои пределы, стремящаяся их преодолеть.
Секретарша Манка Рита (Коллинз («Орудия смерти: Город костей», «Толкин»). Англичанка, чей муж сражается с нацизмом. Гордая британка, не лезущая за словом в карман. Искренне заботящаяся о Германе, в котором она обнаружила незаурядного человека.
Брат Манка Джозеф (Пельфри («Банши», «Железный кулак», «Озарк»). Харизматичный парниша, чуток проигрывающий старшему по глубине восприятия и мощи личности.
Газетный магнат Херст (Дэнс («Вий», «Игра в имитацию», «Номер 44»). Глыбища, царь, бог и воинский начальник на местной студии.
Луис Майер (Ховард) – один из боссов MGM. Хитрый, двуличный, подлый и льстивый, использующий людей в хвост и в гриву, думающий лишь о прибытке. Настоящий бизнесмен.
Еще одним любопытным моментом ленты стало огромное количество знаковых для Голливуда личностей, мелькающих в кадре, а порой оказывающих влияние на сюжет. Эдакий экскурс в эпоху немого кино. Машину времени не изобрели, говорите? Ну-ну.
Отлично показано своеобразное отношение киношников к миру. Любая эмоция должна быть использована в фильме, любая встреча может дать основу для образа, или действия. Реальный взрыв ярости наталкивает на мысли по поводу доработки сценария. И насколько бы не был разъярен режиссер, он это отлично понимает. Специфический все же народ творит величайшее из искусств.
Также привлекают внимание особенности эпохи. Политика, выборы, зарождение нацизма и реакция американцев на события в далекой Европе. Депрессия, безработица, социализм. Перемены в кинематографе, борьба за зрителя, методы заманивания людей в кинотеатры.
Влияние волшебного прямоугольника экрана на мысли народонаселения, искренне верящего в то, что им показывают (и это все еще до появления телевидения). Манипуляции киношников над общественным сознанием. Ответственность людей кино перед будущим.
Лента полностью черно-белая, создана с обильным использованием флеш-беков (эдакий оммаж оригиналу). 40-й сменяется 33-м, тот 36-м, затем по кругу, и так все два с лишним часа. Сперва эти резкие переходы, сопровождающиеся обязательным ЗТМ несколько раздражают, но со временем привыкаешь. Картина переполнена стилизацией, текстом, диалогами и монологами. О столь любимом нынешним зрителем экшене позабудьте – тут он отсутствует как класс.
Стоит отметить, что по номинациям на Оскар «Манк» «Гражданина» переплюнул. Как оно будет с самими статуэтками? Шансов у Манка гораздо больше чем у Кейна.
Эрго. Лента, продолжающая подход тарантиновского «Голливуда», переносящая нас на Фабрику Грез 30-х годов. Отличная роль Олдмана, специфика времени и подхода кинематографистов к жизни. Однако те, кто не любит Олдмана, и люди, не интересующиес историей кино, скорее всего, заскучают.
Режиссер: Дэвид Финчер
В ролях: Гэри Олдман, Аманда Сайфред, Лили Коллинз, Том Пелфри, Арлисс Ховард, Таппенс Мидлтон, Моника Госсманн, Джозеф Кросс, Сэм Тротон, Тоби Леонард Мур