Гении тоже плачут, или Стремление к идеалу
Житель Южного Бостона Уилл был непростым юношей. Тяжелое детство, постоянные драки, угоны автомобилей, регулярные посещения судов и баров. А еще ему достались гениальные способности к математике и другим точным наукам.
Профессор Массачусетского технологического института Джеральд Ламбо, пораженный талантами Уилла, попытался направить парня на путь истинный. Обратившись за помощью к давнему знакомому – психологу Шону Мэгуайру.
Тот принимается за дело, однако достучаться до Уилла, вскрыть его давние детские психотравмы, оказывается чертовски сложной задачей.
Отличное кино, открывающее целый букет психологических нюансов людского поведения. Чем гении отличаются от простых людей, что у них в мозгах? Как можно справиться с мешающими жить психотравмами, преследующими с детства? Что в жизни по-настоящему важно? Как научиться доверять людям?
Актерские работы в фильме хороши, не зря ленту усыпали наградами, включая Оскар за Лучшего актёра второго плана.
Мэтт Дэймон («Талантливый мистер Рипли», «Элизиум», «Охотники за сокровищами», «Интерстеллар», «Марсианин», «Великая стена», «Тор: Рагнарёк», «Ford против Ferrari», «Последняя дуэль«, «Тор: Любовь и гром«). Любитель книг и одиночества. Гениальный пацан, для которого решать математические задачи – как дышать. Обладающий великолепной памятью. Талант уровня Энштейна. Наглый, нахальный щенок, не признающий авторитетов. Агрессивный пацанчик из бедного района. Сирота, пострадавший от насилия в детстве. Испытывающий комплекс вины. Причем отлично мозгами понимающий, что он не виноват в действиях приемного козла-отца. Мозгами. Не подпускающий близко никого, кроме одного друга. Не умеющий доверять. Запутавшийся, не способный понять, чего он хочет от жизни. Отличный ход – делать гениального математика не ботаном-задротом, а обычным гоповатым юнцом «с района», у которого падает планка, не дружащим с законом.
Будем честными, концепция того, что практически все дети сталкивающиеся с насилием, должны потом испытывать комплекс вины – дескать это я не такой, и сам виноват в том. что меня лупили – уже стала штампом, в который не очень-то верится. Ну какой человек, достигший хотя бы подросткового возраста, будет считать, что вина в действиях неадекватного козлопапаши лежит не на пьяном уроде, а на ребенке-жертве? Но в том, что действия дебилов-родителей ужасно сказываются на дальнейшей жизни детей, к сожалению, никакого сомнения нет.
На его примере нам показывают разницу в мышлении между гением, которому не нужно зубрить, грызть гранит науки, долго учиться, и обычными людьми, которые без этих телодвижений неспособны постичь то, что гений ловит на лету.
И, конечно же, то, что даже у сверхталантов имеются те же проблемы, что и у рядовых граждан: психологическая неустойчивость, неспособность отбросить мешающие жить комплексы.
Дэймон хорош. Обаятелен, нагл, способен доказать свою правоту как словом, так и кулаком. При этом молод, неопытен, готов восхищаться старшим товарищем.
Его лучший друг Шон в исполнении еще незазвездившегося Бена Аффлека («Час расплаты», «Козырные тузы», «Город воров», «Операция «Арго», «Исчезнувшая», «Закон ночи», «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости», «Чудо-женщина», «Лига справедливости», «Последняя дуэль«). Не особо умен, но верен товарищу до гроба. Дай бог каждому такого друга – который смог сказать в лицо Уиллу слова, давшие тому необходимый толчок к действиям.
Засветился в картине и младший брат Бена — Кейси Аффлек («Интерстеллар», «Манчестер у моря») в образе туповатого гопника.
Старшее поколение на высоте.
Робин Уильямс («Бессонница«) и его психиатр шикарен. Великолепный профессионал, каких один на миллион. Особенно волшебно его работа смотрится на контрасте с предыдущими специалистами, которых привлекал профессор. Умный, опытный, познавший любовь, войну и смерть. Строящий свои действия на доверии. Готовый заниматься пациентом столько, сколько потребуется. Ставший для Уилла другом и отцом, которого у того не было. Заботящийся о пацане, как о родном. Способный слушать и делать выводы. Не считающий себя непогрешимым. А какая история любви! Обратите внимание на вспышку ярости в начале их работы. Уильямс – отличный актер.
Джеральд Ламбо (Стеллан Скарсгард («Глубокое синее море», «Девушка с татуировкой дракона«, «Мстители», «Тор 2: Царство тьмы», «Лекарь: Ученик Авиценны», «Мстители: Эра Альтрона», «Чернобыль», «Дюна«, «Тор: Любовь и гром«) тоже неплох. Старый знакомый Шона, считающий того неудачником. Отличный талантливый математик, встретивший пацана, который работает с числами на другом, непостижимом для профессора уровне. Преодолев зависть (почти) взявшийся устраивать его жизнь по своему лекалу. Они с Мэгуайром демонстрируют два разных подхода к жизни. Прагматичный, когда во главу угла ставится успех, признание и финансы. И романтичный, в первую очередь подразумевающий достижение осознанности, гармонии и счастья, а работа и успех потом. Постановщики активно склоняются ко второму подходу, содержащему в себе идеал людской жизни. Ненаказуемо, по крайней мере, в кино можно поглядеть на людей, близких к идеалу.
Сценарий, созданный Дэймоном и Аффлеком на уровне (опять же законный Оскар). Вот вам простые бостонские парни с их простыми незатейливыми развлечениями: бабы, пьянки, подколки друг друга, драки и бейсбол. Вот сноб-профессор с учеником, которого Джеральд ни в грош не ставит (бедный парень). Вот психологические изыски Шона. Вот романтическая линия с милой Скайлар. Вот гениальность Уилла, а вот его проблемы и недоработки. Вот забавные или пронзительные монологи.
Оператор старается не уступать. Много крупняков, медленных облетов камеры вокруг персонажей. Имеется даже утрированная драка в слоу-мо.
Эрго. Отличная история о психологии и преодолении детских комплексов.
Режиссер: Гас Ван Сент
В ролях: Мэтт Дэймон, Робин Уильямс, Бен Аффлек, Стеллан Скарсгард, Минни Драйвер, Кейси Аффлек, Коул Хаузер, Джон Майтон, Рэйчел Маджоровски, Коллин МакКоли