Винный выбор, или Возвращение в потерянный рай/ «Здесь моя земля – Терра Провансаль»
Макс Скиннер (Кроу) с младых ногтей прослыл пронырливым малым. Это было хорошо видно даже тогда, когда он жил у своего дяди Генри (Финни) в прованском шато «Ла Сирок». Годы шли, и вот Макс уже один из лучших трейдеров на лондонской бирже. Деловой, занятой, востребованный, цепкий и богатый.
Так бы и продолжалось до той поры, пока постаревшего Макса не сожрал более молодой и удачливый конкурент, если бы не известие о смерти дяди, после которого осталось то самое шато, где Макс провел самые счастливые годы жизни. Отпусков у Макса нет как класс, поместье ему в принципе не нужно, и Скиннер собирается продать шато за хорошие деньги.
Однако цепочка случайностей приводит к тому, что Макс, на день приехавший в Прованс, для подготовки поместья к продаже, остается тут на неделю. И теперь у него есть время, чтобы приостановить вечную погоню за деньгами и хорошенько подумать о своей жизни.
Ридли Скотт («Прометей» (http://perekat.kiev.ua/прометей-3d-рецензия-обзор/ ), «Исход: Цари и боги» (http://perekat.kiev.ua/exodus-gods-and-kings-2014/ ), «Марсианин» (http://perekat.kiev.ua/марсианин-the-martian-2015/ ), «Чужой. Завет» (http://perekat.kiev.ua/чужой-завет-alien-covenant-2017-фассбендер/ ), невзирая на некоторые нюансы своих работ, талантливый и заслуженный режиссер. Чаще всего в его фильмах жестко страдает сюжетная логика и историческое соответствие. При этом он отлично умеет создавать яркую картинку и убедительное кинопространство. A Good Year демонстрирует нам лучшие грани таланта этого постановщика, и практически лишен худших.
А еще это попросту очень позитивный, оптимистичный, качественный и добрый фильм. Помогающий нам поразмыслить над вещами, актуальными почти для каждого гомо сапиенса. От водопроводчика до миллионера. Что на самом деле является главным в людской жизни? Непрерывное зарабатывание «бабла»? Новый Астон Мартин? Квартира в пентхуазе? Слава самого крутого альфа-самца? Карабканье по карьерной лестнице? Или все же возможность оставить после себя что-то настоящее? Дело, которое продолжат после твоей смерти и которое принесет тебе широкую славу в узких кругах? Возможность насладиться волшебной природой и уединенной жизнью? Простым трудом, отличным вином и вкусной едой? Полюбить прекрасную женщину и познать ответное чувство? Создатели «Хорошего года» проведут нас с вами по всем ступеням этого самого осознания. Сделав это чертовски органично, весело и позитивно. Масса забавных, комедийных моментов, причем без шуток ниже пояса. Четкое разграничение между лондонским миром чистогана, паучьей банкой, где подсиживают, обманывают, кидают. И французской провинцией – где все очень тихо, мирно, по-доброму и по-настоящему. Местом, потрясающе красивым, домашним и естественным. Тут нет подлости, гадости и лжи – все проблемы, недоразумения, обиды решаются лицом к лицу, открыто и без подковерной возни, как в теннисном поединке. Фактически нам показывают вариант потерянного рая. Рая, полного гармонии, солнечного света, природных красот, интересных натюрмортов, и отличного (а бывает что и не очень) вина. Дару виноградной лозы, понятное дело, отдана в фильме одна из главных ролей. Виноделию посвящены дни и ночи всех без исключения обитателей «Ла Сирок», включая пса. Это годы работы, бессонные ночи, капризы погоды, отличный профессионализм служителей Бахуса. Это то, чему можно посвятить жизнь нескольких поколений.
Добавляют в блюдо остроты хорошо прописанные и гармоничные отношения между персонажами.
Основную актерскую нагрузку картины несет на себе Расселл Кроу («Секреты Лос-Анджелеса», «Человек из стали», «Ной», «Мумия»), один из любимейших актеров Скотта — вместе они сделали не одну ленту. Расселл в этом фильме, как впрочем и в большинстве своих картин, абсолютно естественен и гармоничен. Он переживает каждую сцену, каждый кадр, каждую эмоцию по-настоящему. С мимической работой, внутренними погружениями, изменениями взгляда. Причем ему веришь в любой из его ипостасей. И в образе трейдера «с самыми большими яйцами» — циничного, наглого, самоуверенного, с идеальной осанкой и снисходительной улыбкой. И в образе ностальгирующего, расслабленного, мешковатого мужчины средних лет, вернувшегося в дом, полный воспоминаний детства. Дом, где он был счастлив.
В этом фильме практически нет необязательных и «левых» персонажей. Каждый несет на себе изрядную нагрузку и работает на раскрытие общего замысла.
Кузина Макса – Кристи (Корниш («Робокоп», «Утешение/Экстрасенсы», «Три билборда на границе Эббинга, Миссури»). Персонаж, который мог принести в потерянный рай Прованса грязь внешнего мира. И мало кто из кинематографистов мог бы удержаться от соблазна развить линию кузины до триллера или судебной драмы. Скотт смог. Вся подлость осталась там, за проливом. Здесь лишь покой и виноград.
Чета Дюфло – винодел и его супруга. Плоть от плоти этой земли. Люди не мыслящие себя без виноградной лозы.
Сэр Найджел – тот человек, в которого мог превратиться Макс, сделай он неверный выбор.
Кенни – тот человек, которым Макс был в юности.
Дядя Генри – эдакий мудрый наставник, отнюдь не лишенный при этом любви к простым земным радостям типа вина и женщин.
И конечно же невозможно не сказать о романтическом увлечении протагониста — очаровательной Марион Котийяр («Заражение», «Начало», «Союзники», «Кредо убийцы»). Она также на высоте. Эмоции, переживания, вся палитра чувств, взлеты и падения сделаны очень качественно и практически без помарок.
Но при всем обаянии Котийяр и важности ее персонажа, «Хороший год» отнюдь не мелодрама. Это мужская история о выборе, и о том, что же все-таки самое важное на свете. О том, что ты оставишь после себя потомкам. О роли случайностей. О деле, которому можно посвятить жизнь. Любовь и прекрасная француженка тут скорее приятный бонус, а не основная цель и двигатель сюжета.
Да, не совсем понятно, почему Макс отринул уроки доброго дядюшки и стал бездушной биржевой акулой, хотя все предпосылки для этого у него были и в детстве. Не ясно также, что за отступные предлагал ему начальник. Трейдер ведь наемный работник, или нет? Чувствуешь опасность для своих денег – уволь. Или имеется в виду, что Макс взамен денег полностью уходит из бизнеса, не работая на конкурентов?
Да, история изрядно манипулятивна и беззастенчиво подыгрывает нужной команде.
Да, большинству зрителей, считающих копейки до зарплаты, метания миллионера Макса покажутся несколько… вымученными. С жиру бесится, ага.
Да, история предсказуема, как большинство романтических, добрых историй, и не принесет зрителю супернеожиданных поворотов и глобальных откровений. Она принесет вам другое. Два позитивных, добрых, счастливых, оптимистичных и веселых часа. А также позабытую веру в то, что рано или поздно, так или иначе, каждый человек найдет свое настоящее дело. Дело, по которому его запомнят.
Эрго. Милый, душевный, атмосферный и добрый романтический сказ о выборе и о настоящем деле. Хорошие актерские образы, качественная режиссерская работа, очаровательная французская природа и позитивный настрой. Хотите отдохнуть от грязи окружающего мира и немного подумать о серьезных вещах – тогда вас ждет «Хороший год».
Режиссер: Ридли Скотт
В ролях: Расселл Кроу, Митчелл Маллен, Марион Котийяр, Альберт Финни, Том Холландер, Дидье Бурдон, Изабель Канделье, Али Родс, Дэниэл Мейс, Нила Аалия, Стефен Хадсон, Джианнина Фасио, Лайонел Бриан, Мария Папас, Кеннет Крэнэм, Игорь Панич, Олег Сосновиков