Начало (Inception), 2010 — рецензия (обзор)

kinopoisk.ru

Нереальная реальность, или «Поистине, сон не есть не сон, а не сон не есть сон. Итак, не про сон сказать, что это сон, все равно, что про сон сказать, что это не сон» © Наимудрейший

Доминик Кобб (Ди Каприо) зарабатывал себе на хлеб весьма необычным способом. Он крал информацию. Казалось бы, что тут необычного? Сколько уже воров видал наш мир.

Дело в том, что Кобб оригинальный вор. Его не интересуют бумажники ротозеев, банковские хранилища и квартиры богатых коллекционеров. Доминик «работает» во снах. Благодаря технологии совместных сновидений Кобб и его команда получают возможность заимствовать нужную информацию прямо из подсознания объекта.

Дело вроде непыльное, но без проблем не обходится. Буйные проекции подсознания все время норовят подержать за горло пришельцев, а если не дай бог, объект обучен защите своих снов, все становится еще на порядок сложнее.

Но помимо профессиональных неурядиц, есть у Кобба серьезная неприятность и в реальной жизни. Неприятность в виде правоохранительных органов США, разыскивающих Доминика за убийство.

В Америке у Кобба остались любимые дети, и Доминик всем сердцем хочет попасть домой.

Посему, когда влиятельный бизнесмен Сайто (Ватанабэ) предлагает решить проблемы Кобба с правосудием, тот хватается за идею обеими руками.

Для того чтобы Сайто задействовал свои связи, Коббу придется сделать одну работу. Внедрить в подсознание наследника крупнейшей бизнес-империи Роберта Фишера (Мерфи), идею нужную Сайто.

Мало того, что это считается невозможным. И Фишер отлично обучен защищать свои сновидения. Вдобавок во снах Кобба преследует некто из его прошлого. Некто, способный поставить под удар не только успех операции, но и жизни ее участников.

 

Идея Inception возникла у Нолана («Интерстеллар» ( http://perekat.kiev.ua/интерстеллар-interstellar-2014-рецензия-обзор/ ), «Дюнкерк» (http://perekat.kiev.ua/дюнкерк-dunkirk-2017-нолан-рецензия-обзор/ ) еще в начале 2000-ных. Но уже тогда было ясно, что картина потребует немалого бюджета, и воплощения своей «фишки» о похитителях снов Кристоферу пришлось ждать добрый десяток лет. Они вместили «Бессоницу», «Престиж» (обзор тут http://perekat.kiev.ua/престиж-the-prestige-2006-рецензия-обзор/), и первых две части «Бэтмена». Именно Темный рыцарь Готэма открыл дорогу «Началу». Студии удостоверились в том, что Нолан способен нести золотые яйца, а сам режиссер получил опыт работы с большими бюджетами.

Лента (стоившая 160 миллионов + 100 на рекламу) создавалась в Токио, Штатах, Лондоне, Париже и Танжере. Причем режиссер отказался снимать в IMAX, чтобы не отвлекать зрителя от рассказываемой истории.

Весьма качественной истории, занявшей 14-е место среди 250 лучших фильмов по версии IMDb, вызвавшей по всему миру массу обсуждений, и собравшей в прокате 800 с лишком лимонов долларов.

Первая составляющая успеха ленты —  тема выбранная Кристофером. Вопрос реальна ли реальность  — волнительный до дрожи, интересный до безумия и старый, как сам мир. Ответ на него знают лишь великие мудрецы да просветленные, по слухам способные изменять свойства материи. Нам же, пока не достигшим их уровня, остается лишь наслаждаться фантазиями на тему того, что скрыто за обыденной завесой окружающего мира.

Особенно хорошо получается, когда за дело берется небесталанный творец, вооруженный современными технологиями.

Тогда результаты его работы могут стать воистину культовыми (проверено «Матрицей»).

Вторым аспектом, радующим зрителя, стала неопределенность — создающая из одного рассказа о судьбе пронырливого воришки целую матрешку с массой возможностей, которые можно обсуждать часами.

Верить ли тотемам, единственному фактору, вроде бы позволяющему отличать сон от яви? Что имел в виду отец, советуя Коббу вернуться к реальности? Возможно ли за 20 минут полностью уладить проблемы субъекта с законом? Чисто технически? Не была ли права Мол, сомневающаяся в том, что они вернулись в настоящий мир? Можно ли «выпрыгнуть» из лимба за одно пробуждение? Ведь это чертовски глубокий уровень подсознания? Почему нам не показывают полностью действия Сайто в финале, а лишь неуверенное движение к пистолету? Сколько все же прошло времени между вынужденной эмиграцией Кобба и его возвращением? Неужто меньше года? А иначе вопрос с детьми снова встает во весь свой немалый рост. Причем дело даже не в похожей одежде (что отрицалось Ноланом), в одинаковой позе, месте и времени года, а в банальном возрасте спиногрызов. Не может ли ВСЯ история от начала до конца быть всего лишь сном Кобба, его болезненным бредом или галлюцинацией. На эту мельницу льет воду мир, практически не отличающийся от нашего 21 века. Мир в котором из ниоткуда появляется технология PASIV, как здрасьте, право слово.

Полных и исчерпывающих ответов на эти вопросы мы так и не получим.

На фоне подавляющего большинства фильмов, стремящихся затолкать зрителю в рот свою куцую идею, еще и разжевать ее за нас — это всерьез подкупает.

Третьей удачей ленты стал исполнитель главной роли. Леонардо ДиКаприо хороший, разноплановый, и эмоциональный актер. А Inception очень эмоциональный фильм. Вопросы вины, ответственности, сожалений, правоты или неправоты своих действий буквально переполняют протагониста. И ДиКаприо талантливо и профессионально делится всеми этими переживаниями с нами. Мы погружаемся в его отчаяние, непонимание, жажду возвращения, умирающую любовь, сожаление и безнадегу. Показную уверенность, твердость характера, упертость и готовность идти до конца.

На два с половиной часа сроднимся со сноходцем Домиником Коббом.

Остальная актерская братия, как и везде у Нолана затмевающая глаза звездным блеском, на фоне Леонардо смотрится тусклее, но каши аж никак не портит, честно отрабатывая заданные режиссером образы.

Картинка и спецэффекты на высоте, что не удивительно при столь пухлом бюджете, а некоторые моменты работы архитектора и вовсе достойны занесения в золотую книгу кино-компьютерной графики. Да и боевик интересен если не исполнением, то неординарными локациями. Перебрасывающими нас из-под ливня автоматного огня и воды на заснеженные горные склоны, а из невесомо-космического погружающего в супершпионский антураж.

Напоследок пару слов о недостатках ленты. Даже скорее не недостатках, а недомолвках и недодуманностях (возможно специальных, см. одну из версий, озвученных ранее).

Технология совместных сновидений. Самый спорный момент картины.

Во-первых, его ценность весьма сомнительна. Ведь для извлечения объект должен находится рядом в течении весьма долгого времени. Так как крадут чаще всего не место хранения последней чекушки на опохмел, а бизнес секреты крутых корпораций, маловероятно, что ворам предоставят нужное им время. Охрана таких зубров обычно не зря кушает свой хлеб с маслом.

Второе. Почему технология, воздействующая на подсознание, выглядит как наркоманская мечта со шприцами и трубочками, подсоединяющимися к вене? Вы уверены, что подсознание находится именно в кровеносной системе? Организм конечно единое целое, но вам не кажется, что это уже чересчур.

Третье. Откуда вообще взялась технология, настолько отличающаяся по уровню от всего остального существующего в мире? Военные? А почему пользуются ей непонятные частные грабители? Тут скорее доброжелатели из неснятого еще «Интерстеллара» (обзор тут http://perekat.kiev.ua/интерстеллар-interstellar-2014-рецензия-обзор/ ) напрашиваются.

Неаккуратненько? Есть чутка. Но Inception тот нечастый случай, когда абсолютно нет желания пенять создателю за эти упущения и недосказанности. Хорошая, неординарная работа, как для Голливуда так вообще шик.

Эрго. Удачный психоделический боевик с налетом философии, радующий глаз сюжетной многовариантностью, хорошей работой ДиКаприо и качественной графикой.

Режиссер: Кристофер Нолан

В ролях: Леонардо ДиКаприо, Джозеф Гордон-Левитт, Эллен Пейдж, Том Харди, Кен Ватанабе, Дилип Рао, Киллиан Мёрфи, Том Беренджер, Марион Котийяр, Пит Постлетуэйт, Майкл Кейн, Лукас Хаас, Клер Джир, Тейлор Джир, Тохору Масамуне, Юдзи Окумото, Эрл Кэмерон, Миранда Нолан, Расс Фега, Тим Келлехер, Талула Райли, Сильви Лагюна, Верджил Брэмли, Марк Флайшманн, Николь Пуллиам, Майкл Гэстон

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.