Дом дракона (House of the Dragon), сериал, 2-й сезон, 2024

Цветная война, или Сражение за бремя

Предчувствие гражданской войны между Таргариенами уже не просто витает в воздухе. Можно сказать, бойня между членами одного Дома на наших глазах становится свершившимся фактом.

Королевская гавань и Драконий замок скалятся друг на друга через просторы Вестероса, идет напряженная борьба за верность знаменоносцев великих и малых Домов. Отправляются в поход бряцающие железом армии, а символ мощи Таргариенов – драконы, вскоре вступят в смертельную схватку.

Схватку, победителя в которой не будет.

 

Первый сезон House of the Dragon, сериала, должного взять на себя роль одного из флагманов HBO и заполнить лакуну после завершения Игры престолов по романам Мартина, мучительно долго готовил зрителя к одному из самых кровавых событий истории Вестероса – Танцу драконов.

Продолжение стартует так, будто первый сезон и не думал заканчиваться. Герои по-прежнему плавно и неторопливо (на протяжении половины сезона!!!) совершают ритуальные па-де-де, то пытаясь предотвратить великую бойню, то занять накануне наилучшую позицию. Плетутся интриги, накаляется противостояние внутри цветных партий «черных» и «зеленых», где существует несколько взглядов на ведение будущей войны. Юнцы, как и положено, рвутся в бой, старики и женщины норовят придержать коней. Некоторые персонажи выказывают неожиданные стратегические таланты, совмещая подходы «ястребов» и «голубей». Другие, напротив, совершают детские ошибки, усложняя ситуацию для своей стороны. Идет борьба за верность Домов, с использованием всех возможных средств, от пропаганды до прямого насилия. Выплескиваются наружу скрытые (и не очень) конфликты между аристократией Вестероса, доходящие до массового смертоубийства. Нам даже напомнят о первых сезонах ИП, где постановщики максимально экономно избегали показа сражений, сразу переходя к последствиям. Что странно, нынче вроде такой нужды в скупердяйстве нет (или есть?). Любопытно, одна из сторон фактически самоустраняется от нормальной подготовки. А вторая, несмотря на некоторые успехи, и наличие натуральной вундерфавли, тоже выглядит далеко не идеально.

Обращает на себя внимание упоминание простого люда, напрочь отсутствующего в первом сезоне, где героями выступала исключительно аристократия (кроме разве что Мисарии, но она тоже весьма условная «обычная горожанка»). Их признают одним из факторов, всерьез влияющим на события в стране (вестеросский бунт – бессмысленный и беспощадный). Появляется даже умеренно известный сериальный лицедей (Киран Бью («Воин»), играющий обыкновенного кузнеца с обыкновенными простолюдинскими проблемами. Появляется явно не просто так.

Без непременных упоминаний тяжелой женской доли также не обойдется. Как и размышлений о том, что самцы оглашенные не ценят того, что делают дамы, воспринимая их в лучшем случае как символ. А в худшем – сами знаете.

Все эти пляски продолжаются почти четыре серии, и лишь к экватору сезона постановщики вознаградят наше долгое терпение вяленьким сражением и полноценной драконьей схваткой, затем вновь беря паузу на интриги (интимный вопрос, на сколько сезонов вы собираетесь растягивать несчастную «Пляску»? Она же не резиновая! По слухам, не меньше четырех!!!!).

Персонажей по-прежнему негусто, новых лиц раз-два и обчелся. Нам попеременно показывают обе стороны конфликта, концентрируясь не только на Рейнире с Алисентой. Получат свою минуту (или десять) славы и Дэймон, и Эймонд с Эйгоном. Некоторые фигуры, не самые главные, но примелькавшиеся, в процессе сметут с доски. Причем сделают это весьма эффектно.

Вне конкуренции Рейнира (Д`Арси). Она и в первом сезоне была на высоте, а тут развернулась по полной. Человек, в котором буквально скользит обреченность,  высочайшее внутреннее напряжение и внутренняя же борьба. Между осознанием «пирровости» возможной победы и желанием доказать, что отец не зря избрал ее наследницей, и она сможет доказать всему миру, что женщина на троне переплюнет мужика. Человек, готовый бить по мордам тупых мужланов, не признающих ее ума и достоинств. Осознающий свое бессилие, одиночество и слабость, но вынужденный демонстрировать непреклонность. Не желающий драки, но готовый на неконвенционные методы войны. Способный приближать людей, независимо от их родовитости и положения. Исключительно за заслуги.  Женщина с добрым сердцем, не избегающая  необходимой для властителя безжалостности. Рожавшая, терявшая сыновей, понимающая весь ужас гибели детей в огне войны. Постановщики по ходу сезона начинают все больше болеть за Рейниру, ведь среди обитателей Красного замка адекватных личностей негусто.

Король-консорт Деймон (Смит («Залечь на дно в Брюгге», «Терминатор: Генезис»). Сперва проявит неуместную горячность, а затем массу времени проведет в галлюциногенно-сексуальной экспедиции, введя в сюжет небезынтересного персонажа. Основное, чем запомнится – растущими как на дрожжах амбициями, чего раньше за ним заметно не было (по крайне мере, в таких количествах).

Вдовствующая королева Алисента (Кук («Первому игроку приготовиться», «Медленные лошади»). И эту прекрасную даму не обошли мнительность и шатания. Неудивительно, хотя трон под задним местом ее первенца, детишки у Алисенты вышли явно так себе.  Как говорится, взводом командовать и то много, а тут страной. Плюс любовничек головой рискует направо и налево.  Плюс раздумья о том, неужто муженек на смертном одре имел в виду нечто другое. Да и от власти потихоньку отодвигают.

Десницы покойного короля Отто Хайтауэра (Иванс («Корабельные новости», «Аноним», «Алиса в Зазеркалье», «Человек-паук: Нет пути домой») на диво немного, и с возрастом старичок постепенно теряет хватку.

Зато косолапый хромец лорд Ларис Стронг (Нидэм («Шерлок», «Чернобыль», «Наполеон») развернулся от души, олицетворяя «лучшие» черты и хитроумность одновременно Вариса, Мизинца и Тириона. Натуральный паук, плетущий целые гроздья интриг, настраивающий «черных» один против другого, «проклятие своей семьи», рвущееся на самый верх. Порой даже кажется, что Ларис чрезмерно много на себя берет, но на фоне остальной наивной и прямодушной братии попервой прокатывает.

Эйгон (Глинн-Карни («Дюнкерк», «Толкин»). Раздолбай и бабник почувствовал вкус власти. И ему понравилось. А поскольку парниша ни к чему не приспособлен, делать толком ничего не умеет, думать тоже – выглядит это упоение властью стыдно, будто недержание у 10-летки.

Эймонд (Митчелл («Последнее королевство»). А вот младший все больше проявляет звериный оскал, совмещенный с глубокими психотравмами (явная диссертация по психиатрии, как и подавляющее большинство персонажей). Лучший меч страны, владелец монструозного дракона – почему не я царь горы?

Из приятного. Разлет локаций увеличивается. Нас помотает по городам и весям от Стены до Ступеней, от промерзшего Севера до палящего Юга. Кроме непременной Королевской гавани и Драконьего камня мы увидим Орлиное гнездо и прочие небольшие, но важные замки. Поселимся в полуразрушенном Харенхолле, до сих пор находящемся в упадке.  Прокрадемся подземными уровнями, тайными ходами и отнорками Красного Замка (скажем сразу, система безопасности в королевском обиталище на нуле). Расширение мира всегда приятно.

Недурны некоторые операторские решения, как то активное использование открытого пламени в виде свечей, факелов, каминов. Особенно запоминается похоронная перекличка. Хороши красивые переходы между героями с симметричными позами. Костюмы, наряды и доспехи также на уровне.

С боевкой ситуация напряженная. Ее откровенно жалеют (неужто с бюджетом нелады? Все деньги на рисование драконов ушли?), будто конфет младенцу, как вариант придерживают для следующих сезонов.  Динамики и активного действия мало. Очень. Редкий всплеск на экваторе и опять долгое затишье. Но даже при этом мелькают любопытные кадры, типа обслуги мощного противодраконьего стреломета: внушительная машинка (парням не мешает взять пару уроков у  Барда, который и без этой машинерии справлялся).

Эрго. Во втором сезоне зрители все больше напоминают мышей, «которые плакали, кололись, но продолжали жрать кактус». В умении тянуть дракона за яй…, то бишь плавности и нетерпеливости подачи материала постановщикам «Дома» мало равных.

Режиссер: Алан Тейлор, Клер Килнер, Гита Патель, Андрий Парекх, Лони Перистер 

В ролях: Эмма Д`Арси, Мэтт Смит, Ив Бест, Оливия Кук, Рис Иванс, Соноя Мидзуно, Дэвид Хорович, Грэм МакТавиш, Билл Патерсон, Стив Туссэн, Уил Джонсон, Энтони Флэнеган, Эмили Кэри

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.