Первому игроку приготовиться (Ready Player One), 2018 — рецензия (обзор)

Ностальгический гимн молодости, или Гики всех времен – объединяйтесь!

2045 год. Будущее пускай и недалекое, но серьезно отличающееся от нашей действительности. Ведь в этом мире виртуальная реальность ничем не уступает настоящей. А точнее превосходит ее по всем параметрам. В здешней виртуалке — «Оазисе» — возможно все. Любые миры, любые капризы, любые приключения, любая внешность и прочие параметры. Потому-то неудивительно, что на поиски «пасхалки», оставленной создателем игры Холлидеем, дающей кучу денег и власть над OASISом, отправились миллиарды людей.

Среди них и Уэйд Уоттс (Шеридан) – подросток, досконально изучивший увлечения и жизнь Холлидея. Именно ему удается добыть первый из трех ключей, ведущих к вожделенной цели. И этим тут же поставить себя под удар со стороны могущественной корпорации IOI, также ведущей охоту за призом. А значит Уэйду и его товарищам отныне грозит смертельная опасность.

 

Роман Эрнеста Клайна «Первому игроку приготовиться» (обзор тут http://perekat.kiev.ua/первому-игроку-приготовиться-клайн-cline/ ) был очень тепло воспринят на Западе и представлял собой милую, но изрядно штампованную подростковую историю, пронизанную ностальгией и любовью к 80-м и «гиковской» культуре.

Фильм, созданный киношным мэтром Стивеном Спилбергом («Супер 8» (http://perekat.kiev.ua/супер-8-рецензия-обзор/ ), «Боевой конь» (http://perekat.kiev.ua/боевой-конь-рецензия-обзор/ ), «Линкольн» (http://perekat.kiev.ua/линкольн-lincoln-2012-рецензия-обзор/ ), «Шпионский мост» (http://perekat.kiev.ua/шпионский-мост-bridge-of-spies-2015/ ), «Большой и добрый великан» (http://perekat.kiev.ua/большой-и-добрый-великан-the-bfg-2016/ ) изрядно отличается от текста, но идейно вполне солидарен со своим литературным предшественником. При этом в отсылках лента все же делает акцент на более позднем периоде массовой культуры – 90-х и 2000-ных. Что тоже, наверное, логично, все же людей хорошо помнящих игры и кино 80-х гораздо меньше. 

В основном, лента Спилберга удалась, хотя будем честными, ожидалось нечто более грандиозное. Возможно, Стивен отказался от космических моментов книги и путешествий в фентезийные миры чтобы не перегружать зрителя, и еще больше не нивелировать основной идейный посыл картины. Ведь при всем уважении к великому режиссеру, между картинкой и моралью ленты почти весь фильм наблюдается изрядное противоречие. Волшебные виды OASISа и его непередаваемые возможности завораживают. На этом фоне фразы о том, что реальность это круто, выглядят откровенно жалко. Ну кого вы пытаетесь обмануть? С такой виртуальностью у настоящего мира нет ни единого шанса. И действительно долгое время реальный мир несет героям фильма лишь проблемы, боль и разочарование. И даже то, что вместо фантома, ты получаешь реальный объект для любовных поползновений, может вдохновить лишь пубертатных подростков. И только финал, гармонично, хотя и очень наивно объединяющий оба мира, чуток подправляет картину.

При всей как-бы неактуальности темы для нашей современной жизни, на самом деле мы находимся на пороге мира, показанного в «Игроке». Не хватает лишь местного Холлидея, который создаст наш родной OASIS. Все остальные уже вполне готовы к погружению в виртуальность. Молодежь практически не вылазит из интернета, да и остальные все больше увязают в виртуальном общении. Да и кризисы, сотрясающие мир «Игрока», в нашей реальности близки как никогда. В общем, картина не из веселых. Так что может и прав дяденька Спилберг, пытаясь показать молодежи, что реальности все же нужно давать шанс. Тут, по крайней мере, поесть можно вкусно. Да и еще много чего приятственного утворить. А там, глядишь, к Пасхе и яйцо какое-никакое на голову свалится. В сопровождении мудрого Огдена и команды дружелюбных юристов.

Картинка, созданная Спилбергом и его командой, несмотря на отсутствие звездолетов и фентезийных миров, хороша. Хотя минимум 70 процентов времени мы находимся в Оазисе, то есть фактически в компьютерном мультфильме. Зато уж тут художники и компьютерщики развернулись по полной. Гонки с участием тиранозавра и Кинг-Конга. Планет Дум – место постоянной бойни и приобретения денег и артефактов (или их утраты вместе с аватаром, как повезет). Танцы в невесомости. Альманах Холлидея, переносящего игрока в любой миг жизни создателя OASISа. Визит в «Сияние», совместивший компьютерную анимацию и живых актеров.  И конечно, финальная битва. Как практически сразу посчитали фанаты, Спилберг и сценаристы разбросали по фильму две с половиной сотни отсылок к разнообразным видеоиграм, фильмам и музыкальным номерам. Работа проделана гигантская, и в поиске «пасхалок» увлеченная натура может просмотреть картину не один десяток раз.

События в фильме развиваются гораздо быстрее, чем в книге, и роли всех протагонистов, кроме Уэйда, изрядно уменьшены. Уоттс тут настоящая звезда, лучший знаток жизни Холлидея, а остальные подтанцовка — откровенные «лучшие друзья героя». И, конечно, его девушка. Как же без нее. Хотя книжный поход в злодейскую корпорацию у Уэйда отобрали, видать постановщики решили, что внимания главному герою и так уделено выше крыши.

Молодые актеры особого впечатления не произвели. Как собственно, и главгерой. Тай Шеридан («Люди Икс: Апокалипсис»), в те немногие моменты, когда мы видим его, а не Парсифаля, адекватно изображает подростка. Неловкого, взволнованного, честного, рыжего, влюбленного. Не больше. Но и не меньше.

А вот пожилые лицедеи, несмотря на минимальное время, отведенное для их персонажей, порадовали гораздо больше.

Марк Райлэнс («Ганмен», «Большой и добрый великан», «Шпионский мост», «Дюнкерк») — похоже, один из любимейших актеров Спилберга. Его Холлидей вышел на славу. Погруженный в себя, стеснительный, некоммуникабельный, ранимый. Настоящий гик.  При этом однозначный гений, талант, человек, умище, которое появляется раз в несколько веков.

Его компаньону Огдену Морроу (Саймон Пегг («Миссия невыполнима: Племя изгоев», «Стартрек», «Звездные войны» , «Конченая») и вовсе досталось две-три сцены, но их англичанин исполнил на весьма сильном уровне.

В общем, как вы уже поняли, кино абсолютно не актерское.

Да, люди далекие от игровых увлечений и гиковской субкультуры воспримут ленту как обычное тинейджерское приключение. С кучей условностей, глупых поступков героев и роялей в кустах. Конечно, скажут они, беспринципная корпорация с многомиллиардным оборотом не в состоянии отловить пару 15-летних сопляков. А герой гордо, будто Зоя Космодемьянская бросает отказ в лицо супостатам, ни капли не задумываясь о последствиях. Ну, сколько можно этих нелогичных шаблонных ходов? Естественно, заметят они, опять нам показали произведение, позволяющее вам оправдать свое безвылазное сидение в интернете, или ночи, проведенные за играми. Теперь подростки с красными и честными глазами будут говорить о том, что они не убивают время, а готовятся к возможному поиску дорогой «пасхалки». «А вдруг и у нас будет свой Холлидей? Мы же не хотим упустить такой приз?».

Но мы не будем обращать внимания на ворчание тех людей. Ведь мы прекрасно знаем, каково это – быть гиком.

Эрго. Фильм, созданный гиком для гиков. Подростковый, с детскими злодеями, местами нарочитый, временами шаблонный и аж никак не оригинальный сюжетно. Но яркий, красивый, теплый, ностальгичный и оптимистичный.  Как детство или юность. Особенно если смотреть на них спустя несколько десятилетий.

Режиссер: Стивен Спилберг

В ролях: Тай Шеридан, Оливия Кук, Бен Мендельсон, Лина Уэйте, ТиДжей Миллер, Саймон Пегг, Марк Райлэнс, Филип Чжао, Уин Морисаки, Ханна Джон-Кэймен, Ралф Айнесон, Сьюзэн Линч, Клер Хиггинс, Лоуренс Спэллман, Пердита Викс, Джоэль МакКормэк, Кит Коннор, Лео Хеллер, Линн Уилморт

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.