Острые предметы (Sharp Objects), сериал, 2018

Убийственная забота, или Все мы родом из детства

Жизнь журналистки Камиллы Прикер (Адамс) не сложилась. Она одинока. В профессии особых высот не достигла, невзирая на работу в «Хроникл» из Сент-Луиса. Пьет Камилла как Джессика Джонс (http://perekat.kiev.ua/джессика-джонс-jessica-jones-сериал-2015/ ), да и психику крепкой не назовешь, слишком много душевных травм получила репортерша в юности.

И все же именно ее главный редактор издания посылает в провинциальный городок Винд Геп, где исчезла девушка-подросток. Уже вторая за год. Место, где возможно орудует серийный маньяк. Место, где родилась и выросла сама Камилла. Место, с которым связаны ее худшие воспоминания.

 

Детективные провинциальные истории с психологическим уклоном всегда были популярны на малом экране. «Убийство» (http://perekat.kiev.ua/убийство-the-killing-сериал-2011/ ), «Настоящий детектив» (http://perekat.kiev.ua/настоящий-детектив-true-detective-сериал-2014/ ), «Фарго» (http://perekat.kiev.ua/фарго-fargo-сериал-2014/ ). В 2018 году в их дружную компанию затесался еще один любопытный проект. Проект интересный в первую очередь как раз психологической стороной. «Учения о душе» в Sharp Objects предоставлено в количестве и ассортименте.

Начнем с главной героини. Камилла Прикер – натуральная диссертация по психиатрии (© Катерина). Дочь богатой матери, одной из правительниц провинциального городка. Матери, стремящейся «задавить» старшую дочь. Своенравная девица в детстве, отрывавшаяся «по полной» в юности. Потерявшая младшую сестру и не оправившаяся от этой потери. Нашедшая утешение в селфхарме и чуть не утонувшая в этом кровавом отдохновении. Сбежавшая в большой город, но не способная избавиться от прошлого и персональных демонов. Заменившая селфхарм алкоголем. Неспособная завести длительные отношения с мужчиной. Вынужденная вернуться к источнику своих кошмаров.

Тут каждое место вызывает лавину воспоминаний. В подавляющем большинстве случаев — неприятных. Тут до сих пор живет эта женщина – искренне считающая себя матерью, сделавшей для дочерей все возможное. Тут убивают детей. Цедят яд в каждом слове. Ненавидят странности и изгоев. Считают свою общину раем на земле. Добро пожаловать в провинциальный небольшой городок.

Эми Адамс («Человек из стали», «Афера по-американски», «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости», «Прибытие», «Под покровом ночи», «Лига справедливости») создала интересный и наполненный образ. Молчаливая девица в наглухо застегнутой одежде, с манжетами закрывающими руки до середины ладоней. Всерьез раненый человек, замкнувшийся внутри кокона и глушащий себя «Абсолютом». Все бы хорошо, но при том количестве выпиваемого алкоголя в день, какое нам показывают (не меньше поллитры 40-градусного, плюс «мерзавчики»), Камилла уже давно бы либо влипла в аварию, либо схлопотала отравление. Но это, пожалуй, единственная претензия к образу (точнее к сценаристам). В остальном Эми справилась на четверку с плюсом. Полбалла можно снять за скромное количество внешней игры актрисы.

Кстати, Камиллу в молодости играет София Лиллис, блеснувшая в новой версии кинговского «Оно». Ее тут, правда, не очень много.

Теперь мамаша. Адора Креллин. Еще одна диссертация. Представительница потомственных аристократов-южан. Лицемерная тупая корова, в упор не видящая как уродует людей. И бог с ними с посторонними. Но что она творит с дочерьми? Одну обливает презрением и грязью, заставляя почувствовать себя плохой девочкой, вторую наряжает как куклу, не замечая как из той прут пубертатные бури. Человек, презирающий окружающих, при этом искренне переживающий о том, «что люди скажут». Богатый провинциальный обыватель, способный испортить жизнь кому угодно. Патришия Кларксон («Бегущий в лабиринте») справилась с работой безоговорочно. Ее Адору уже ко второй серии начинаешь тихонько ненавидеть.

Эмма (Сканлен). Дочь Адоры и Алана – нового мужа Адоры. Старшеклассница, «почти женщина», девушка-подросток, уже вполне оформившаяся для взрослых забав, но воспринимаемая матерью как девочка-кукла, которую можно причесывать и наряжать. У девицы порой едет крыша от буйства гормонов, усугубляемого выпендрежем перед сверстницами. Она недобрый человек и грозит вырасти в изрядную стерву.

Образы в сериале вообще проработаны неплохо.

Взглянем, к примеру, на отчима Камиллы — Алан (Черни). Откровенно второстепенный персонаж, но все равно имеет яркую черточку в виде меломании, куда он прячется от сволочизма собственной женушки. Или на шерифа с его традициями.

При этом, по классике, у всех полно скелетов в шкафах, и даже пропавшие девочки выглядят в речах некоторых персонажей отнюдь не ангелами.

Натуральный паноптикум.

Проект основан на одноименном романе Гиллиан Флинн.

Еще хотелось бы отметить игры со временем, весьма популярный нынче прием, «на отлично» сработавший в «Призраках дома на холме», или третьем сезоне «Настоящего детектива». Как я уже говорил, многие места в Винд Гепе вызывают у Камиллы лавину воспоминаний, буквально обрушивающую ее в прошлое. Панорамы городка, старые рекламные плакаты, висящие тут не одно десятилетие, улочки и памятники. «Дом, милый дом» с его застывшей во времени обстановкой, зелеными обоями, слоновьим полом, где каждая паркетина влечет за собой нити памяти. Нас ждут красивые переходы между Камиллой 20-летней давности и нынешней. Отражения, игрушки, постаревшие одноклассники. Вспышки памяти, резкие наслоения и смена кадров из разных времен, галлюцинации, некомфортный монтаж, создают тревожную, гнетущую атмосферу подозрительности и паранойи. Главная героиня мечется между прошлым и настоящим, порой теряясь и путаясь во времени, рискуя, устремившись за собой-подростком, выскочить из дома 20 лет назад. 

На улицы старого доброго Винд Гепа. Классического небольшого провинциального городка в глубинах североамериканского континента. С абсолютно классическими отношениями, привычными для таких мест. Все всех знают. Невозможно скрыться от внимания соседей и прицелов их глаз. Царит обыкновенность и серость, порицается странность. Молодежь накрывает скука, преодолеваемая тусовками, алкоголем и наркотой. Рулит внешняя благопристойность с непременными улыбками, поцелуями в щечку и красивыми словами о дружной общине. При внутренней зависти, злобе, нетерпимости, издевке. В критической ситуации – назначение изгоев и дружное их заплевывание. Остальные объявляются непричастными, и попытки изменить это мнение со стороны встречаются в штыки. Лишь колорит южных штатов с конфдератскими праздниками (тема противостояния Севера и Юга вновь потихоньку переходит из холодной в горячую фазу), несколько выделяет Винд Геп на фоне какой-нибудь Миннесоты.

Женская направленность проекта? Да, «слабому полу» уделено на порядки больше внимания, а мужских персонажей тут раз-два и обчелся. Но психологические проблемы, рассматриваемые в «Предметах» — общечеловеческие, без разделения по гендеру.

Детективная линия в Sharp Objects долгое время, фактически до предпоследней серии, остается на заднем плане. Даже, несмотря на то, что нам покажут как минимум двойное расследование (это не считая шерифа). В исполнении пришлого канзасского детектива Ричарда Уиллиса (Мессина («Операция «Арго», «Закон ночи») и собственно Камиллы. Между которыми естественно, не обойдется без «отношений».

Изначально у нас двое подозреваемых, в вину которых поверить сложновато. Позднее появляется третий, причем акцентируют на нем внимание постановщики несколько преувеличенно. В финале они не обойдутся без неожиданного твиста, а затем второго, хотя пара намеков в процессе прозвучит. С неожиданностью у твистов все в порядке, а вот с логикой не очень (какая-то чересчур жесткая «клиника» выходит). Да и действия Камиллы вызывают вопросы. Отвлечь внимание от Эммы – ход понятен, но зачем же доводить дело до столь кризисной ситуации и добавки просить? Отвлекла, и бодрой козочкой c утра к властям. А вот касательно последнего кадра: «я так и думал, господа, я так и думал» — гнилой человечишка с очередной жуткой психотравмой.

Эрго. Приятный психологический проект с элементами детектива и триллера, о людских патологиях, и том, что все наши проблемы родом из детства. Не поспоришь.

Режиссер: Жан-Марк Валле

В ролях: Эми Адамс, Патришия Кларксон, Элайза Сканлен, Крис Мессина, Мэтт Крэйвен, Генри Черни, Мигель Сандовал, Сидни Свини

P. S. Дождитесь сцены после титров (да-да, не только Марвел так умеет). Вона оно как, Семеныч?!

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.