Под тяжелым взглядом Ареса, или Бойня на жарких улицах
Осень 1993. Сомали.
Американские войска никогда не гнушались вмешиваться во внутренние дела стран по всей Земле-матушке. Не прошли они мимо и гражданской войны в Сомали, благо повод был первостатейным – жуткий голод и гибель сотен тысяч людей.
Однако мир в Сомали почему-то никак не наступал, несмотря на миротворческие усилия Штатов и ООН. Тогда американцы решили изловить местного лидера Мухаммада Айдида, организовав в Могадишо крупную военную операцию.
Все должно было случиться без сучка и задоринки. Сотни бойцов сил специального назначения США, вертолеты, бронированные машины, идеи демократии. Однако что-то пошло нет так. И несложная операция, на глазах стала превращаться в ожесточенное и кровопролитное сражение с целым городом.
Ридли Скотт («Прометей» (http://perekat.kiev.ua/прометей-3d-рецензия-обзор/ ), «Исход: Цари и боги» (http://perekat.kiev.ua/exodus-gods-and-kings-2014/ ), «Марсианин» (http://perekat.kiev.ua/марсианин-the-martian-2015/ ), «Чужой: Завет» (http://perekat.kiev.ua/чужой-завет-alien-covenant-2017-фассбендер/ ), «Бегущий по лезвию 2049» (http://perekat.kiev.ua/бегущий-по-лезвию-2049-blade-runner-2049-2017/ ), «Воспитанные волками» (http://perekat.kiev.ua/raised-by-wolves-воспитанные-волками-сериал-2020/), несмотря на противоречивые работы последних лет, остается мощным и профессиональным постановщиком. Black Hawk Down, снятый во времена его максимальной, пожалуй, известности и расцвета сил как режиссера, это подтверждает всецело.
Мало того что фильм рассказывает об операции, которую при всем желании не отнесешь к успехам американской армии, что уже дорогого стоит. Делает он это кроваво, откровенно, ярко и не без морали. Вдобавок лента крепко сверстана как военное кино, большую часть времени не давая отрываться от экрана. Да и на кучу нынешних звезд в их юном обличье посмотреть любопытственно.
Теперь по порядку.
Картина поставлена по мотивам книги Марка Боудена «Падение Чёрного ястреба: История о современной войне».
Первым хочется отметить саспенс и напряжение, витающие над фильмом с самого начала операции в Могадишо, а намеками проскальзывающие еще раньше. Вот пачками нагромождаются нехорошие приметы. Вот «отец солдатам» говорит фразу, которую никогда не произносил перед операцией. Но все эти метафизические мелочи вряд ли сработали, если б не вполне материальные ошибки американцев.
Наплевательское отношение элитных солдат к местным «духам». Слабая разведка. Хорошая реакция врага. Плюс неизбежные на войне случайности, и имеем то, что имеем. Одну из самых затягивающих и мощных лент о современном городском сражении. Когда в тебя стреляют с каждой крыши. Когда любой оконный проем может выплюнуть в лицо порцию свинца. Когда твоей смерти хотят все, включая женщин и грудных детей. Когда озверелую толпу невозможно остановить. Когда понимаешь, что во время сражения абсолютно неважно, сколько танков и авианосцев имеет твоя страна вообще, важно лишь кто сейчас рядом и насколько к тебе благосклонна удача и насколько ласков взор бога войны. Когда ясно видишь, чего стоят планы, построенные до соприкосновения с противником, и как быстро все может пойти к чертовой матери. Какие случайности и мелочи могут повлиять на жизнь и смерть сотен людей. И как легко одна ошибка или потеря притягивает к себе следующие и следующие роковые события.
С ходу не припомню фильма, настолько ярко и завораживающе передающего дух битвы 21 века. Боевая сторона «Ястреба» на высоте.
Помогают нужному восприятию разнообразные образы и неплохие актерские работы. Нам покажут зеленых новичков и опытных ветеранов. Циников и идеалистов. Трусов и людей с железными хребтами. Остроты в блюдо добавляет то, что изрядное количество актерского состава ленты в наше время имеют статус настоящих звезд.
Джош Хартнетт и его сержант Мэтт Эверсманн. Идеалист, хороший, думающий человек, ответственный, заботящийся о своих людях солдат. Интересно наблюдать за его отношениями с сержантом «Дельты» Нормом Гибсоном (Эрик Бана («Уцелевший»). Если Мэтт не может похвастаться особой «обстрелянностью», то Норм – это кондовый профессионал-спецназовец, из тех профи, которые выживают как тараканы, за счет умения, опыта, хладнокровия и уверенности в себе. Норм откровенно подсел на адреналиновую иглу войны и относится к Эверсманну чуть покровительственно, и в конце откровенно пытается не дать ему повторить свою ошибку. Что многое говорит о человеке.
Любопытен персонаж специалиста Джона Граймса (Эван МакГрегор («Невозможное», «Джек – покоритель великанов», «Фарго», 3-й сезон, «Кристофер Робин», «Доктор Сон«, «Хищные птицы: Потрясающая история Харли Квинн«). Кофеман, все время службы просидевший за конторкой, внося информацию в компьютер, внезапно оказавшийся в настоящем аду. Очень трогательный и наполненный образ.
Неожиданную роль (точнее персонаж с неожиданной судьбой) юного, рвущегося в бой пацана сыграл тут Орландо Блум («Мушкетеры», «Хоббит», «Карнивал Роу«, «Форпост«).
А вот еще два популярных нынче лицедея:
Том Харди («Начало», «Воин», «Самый пьяный округ в мире», «Острые козырьки», «Безумный Макс», «Выживший», «Легенда», «Табу», «Дюнкерк», «Веном», «Капоне«) и Николай Костер-Валдау (Джейме из Игры престолов, «Огненная стена», «Обливион», «Бесшумный«) ничем особенно не запомнились. Бравые парни, не больше.
Дополняет восприятие идейная сторона картины, размышляющая о необходимости участия простых американцев в далеких конфликтах (понятно, что власть имущие любой страны мира – это отдельный подвид, о котором мы сейчас не говорим). Как и прямо озвученный в ленте момент того, что у штатовских вояк «есть власть убивать, но не договариваться».
С одной стороны очевиден вывод: «не лезь, куда не просят», особенно в места, где тебя поголовно ненавидят, а таких в странах третьего мира большинство. С другой – образ цитадели демократии обязывает пытаться остановить голод с геноцидом, да и равнодушно смотреть на смерти мирных граждан цивилизованному человеку как-то не с руки. Опять же, о геополитической стороне вопроса и роли «мирового жандарма» речь сейчас не идет.
В общем, однозначного ответа на вопрос «кто виноват и что делать» лента не дает. Да, наверное, и не может дать.
Ну и конечно не прошел Ястреб мимо тем дружбы и боевого братства, непременных для военных картин. Хотя раскрыты они, нельзя сказать, что полно.
Понятное дело, без спорных моментов, как и без патетики с пафосом, фильм не обошелся, но их тут немного. Удивило малое количество подствольных гранатометов. Практически не персонифицированный враг, эдакое стихийное бедствие. Вялая реакция военных на базе, с неким удивленным пренебрежением наблюдающих за солдатами, возвращающимися в битву (хотя в реальности начальство подняло практически всех). Слишком культурном обращение бойцов друг с другом, из серии «рядовой Иванов, вы что не видите, что на голову вашему товарищу капает расплавленное олово», хотя в эфире и в межличностном общении мат должен стоять первостатейный. Да и пакистанцы с малайзийцами утверждали, что их участие в деле было гораздо полнее. Но на эти моменты почти не обращаешь внимания, восприятия они не портят.
Эрго. Сильное военное кино, подарившее нам недетское напряжение, несколько интересных образов и одно из лучших современных кинематографических городских сражений.
Режиссер: Ридли Скотт
В ролях: Джош Хартнетт, Эван МакГрегор, Эрик Бана, Уильям Фихтнер, Сэм Шепард, Джейсон Айзекс, Том Сайзмор, Рон Элдард, Том Харди, Николай Костер-Вальдау, Йоан Гриффит, Ким Коутс, Юэн Бремнер, Хью Дэнси, Чарли Хофхаймер, Гленн Моршауэр, Желько Иванек, Джонни Стронг, Брайан Ван Холт, Орландо Блум, Стивен Форд