Оставленные (The Holdovers), 2023

Рождество на острове, или Неудачники, нашедшие друг друга

1970-й год. США. Далеко в Азии бушует Вьетнамская война и гибнут люди. Учеников частной Бартонской школы-интерната это не касается. Ведь здешние выпускники не воют во Вьетнаме. За одним исключением.

В Бартоне наступило время рождественских каникул. Все подростки разъезжаются по домам. За рядом исключений.

Одним из них становится Ангус Талли. Парень, чья мать захотела провести Рождество с новым мужем, не отвлекаясь на общение с сыном.

Преподаватели также отбывают на каникулы. Как вы уже догадались, и тут имеется исключение.

Учитель истории Пол Ханэм – въедливый и не любимый никем пожилой мужик, в наказание назначенный директором приглядывать за остающимися студентами.

Эти две недели должны были стать самым неприятным рождественским времяпрепровождением как для Ангуса, так и для Пола.

Сперва так и случилось. Но со временем оказалось, что каждый из них может открыть другому глаза на некоторые важные моменты. И серьезно повлиять на жизненный путь друг друга.

 

Лента ставшая натуральным приветом из 90-х, когда кинематограф подарил нам целый ряд отличных фильмов, посвященных отношениям учителя и ученика, старого и молодого гомо сапиенсов («Общество мертвых поэтов», «Запах женщины», «Умница Уилл Хантинг»). И способная занять достойное место среди этих картин.

Holdovers ставит перед зрителем множество интересных тем «на подумать». О методах и способах воспитания. О различных подходах к преподаванию, от сухого классического до увлекательно-передового («конфетка»). О том, как достучаться до юнцов, которым глубоко плевать на собственное развитие и образование (гормоны и стайность рулят). О снобизме старшего поколения, считающего молодежь глупцами, неспособными на интеллектуальную деятельность, зародышами людей, из которых не факт что вырастет что-то путнее. О молодых, с позиции здоровых полных сил самцов, пренебрежительно плюющих на вышедших в тираж стариков. О штампованном отношении к людям, построенном на первом впечатлении. Способности (или неспособности) отказаться от неверных представлений о человеке. Об общении, необходимом, чтобы действительно понять человека, живущего рядом с тобой. О стадном инстинкте, засасывающем самых лучших из нас. Об эгоизме, наслаждении собственным превосходством. Одиночестве, и том, возможно ли справляться с ним без поддержки. Отношении отцов и детей. Различии меж поколениями. Сопереживании, поддержке. Дружбе, во всех ее проявлениях, даже невозможных на первый взгляд.

Идейное наполнение на высоте.

Радует фильм антуражем 70-х, и бытом частной школы. Позабытые модные тенденции, покрытые налетом ностальгии рождественские вечеринки. Престиж и достаток, скользящие во всей архитектуре Бартона. Поддельная забота во время рождественской проповеди. Отношения между парнями, сигареты, травка и порнуха в качестве местной валюты. Лизоблюдство перед богатыми родителями учеников. Скрыто-пренебрежительное отношение персонала («богатый и тупой частое сочетание здесь»).

В ленте всего две с половиной значимых актерских работы. «Два неудачника и скорбящая мать».

Пол (Джаматти («Час расплаты», «Нокдаун», «Пристрели их», «12 лет рабства», «Разлом Сан-Андреас»). Носящий прозвище Косой, из-за проблем со зрением. Вследствие болезни отличающийся неприятным и прогрессирующим к вечеру рыбным запахом. Едкий, язвительный сухарь, ненавидимый большинством учеников и учителей. Непреклонный («слишком традиционный») преподаватель старой школы, требующий от подростков хорошего знания предмета. Адекватно оценивающий эти самые (честно скажем небольшие) знания. Не особо стремящийся заинтересовать своим предметом, считающий, что если не жаждешь изучить прошлое, которое определяет настоящее — сам дурак. Не готовый поступиться принципами и сделать поблажку богатенькому недоумку даже для блага школы. Неудачник, до старости учащий малолетних оболтусов. Чуть ли не в глаза называющий их монстренышами и негодяями. Ни разу не женатый, бездетный. Забросивший юношеские мечты о посещении Карфагена и написании монографии. Практически позабывший порывы молодости: «что-то изменить, подготовить молодежь к жизни». Сидящий на антидепрессантах. Не дурак выпить, порой слишком сильно дружащий с зеленым змием. Не верящий в Бога, считающий «Размышления» Марка Аврелия главной книгой, сплавом Библии, Корана и Бхагавад-Гиты. Автор чеканной фразы: «Жизнь как лестница курятника — засранная и короткая». К финалу обнаруживающий новые грани, казалось, навсегда застывшей личности.

Джаматти – молодец, отличный образ. Играет на полутонах, гармонично, не забывая про мимику, обращение вглубь себя, редкие всплески эмоций. Старую школу не пропьешь. 

Ангус (Сесса – дебютная, и на диво приличная работа в кино). Подросток со сложным семейным положением, оказавшийся никому не нужным на Рождество. Проблемный юнец, сменивший уже не одну частную школу. В случае вылета из Бартона отчим пообещал отправить в военную академию. А там и до Вьетнама недалеко. Талли частый клиент мозгоправа, как и Пол активно жующий успокаивающие. Эгоистичный паренек, лгущий, крадущий, не думающий о чувствах других, раздражающий одноклассников и учителей. Готовый дунуть косячок в церкви, втихаря нарушить распорядок.

Умный хлопец с недурным потенциалом. Ранимый, неуклюжий, жаждущий заботы и нормальной семьи.

Эти двое за несколько дней каникул узнают друг друга как людей, а не только как учитель ученика. Откроют некоторые тайны прошлого. Несколько раз выручат один другого. Протянут нить связи между людьми, остро нуждающимися в поддержке.

А вот и половинка. Мэри (Рэндольф («Виновный», «Затерянный город»). Необъятная негритянка — главная повариха школы. Мать первого исключения – выпускника Бартона, вплотную познакомившегося с войной во Вьетнаме. Неудачно. Женщина полная скорби, но не позволяющая себе терять лицо перед посторонними. Помогающая Полу понять некоторые важные вещи в жизни, и получившая лучик надежды, благодаря беременности сестры.

Из подтанцовки можно упомянуть Лидию (Престон («В поле зрения», «Последователи»). Милую женщину, давшую Ханэму романтическую надежду.

Двухчасовой хронометраж ленты распределяется странновато. 45 минут тратится на обстоятельное вступление, создание атмосферы, представление персонажей, которые скоро исчезнут из кадра, расстановку трех оставшихся фигур на доске. И лишь после этого начинается «пулька на двоих», составляющая основу сюжета. Как на меня, не самое рациональное использование драгоценного экранного времени. Но это такое, можно смириться.

Эрго. Приятная история «наставник-ученик», с хорошими актерскими работами, качественной трансформацией отношений, развитием и раскрытием образов, мощной идейной основой. К распределению экранного времени есть вопросы, но не критичные.

Режиссер: Александр Пэйн

В ролях: Пол Джаматти, Доминик Сесса, Давайн Джой Рэндольф, Кэрри Престон, Брейди Хепнер, Йен Долли, Джим Каплан, Майкл Провост, Эндрю Гарман, Нахим Гарсиа 

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.