Нокдаун (Cinderella Man), 2005 — рецензия (обзор)

Символ возрождения, или Социально-боксерский байопик

Америка. Джеймс Брэддок (Кроу) подавал большие надежды в профессиональном боксе в конце 20-х годов. Но затем случилась Великая Депрессия, в которой Джим как и миллионы американцев, потерял все.

Приходилось браться за любую грошевую работу, ведь карьере на ринге, казалось, настал конец. Возраст, поражения, да и травмы замучали.

Однако в один прекрасный день Джеймс получил второй шанс. Вернуться в бокс и даже претендовать на титул чемпиона мира.

На пути к которому стоит монструозный Макс Бэр (Бирко), убивший на ринге двух противников.

 

Лент посвященных одному из любимейших народом видов спорта, кинематограф подарил нам с лихвой. Вспомним хотя бы Рокки с его продолжениями типа Крида, «Левшу», «Бой с тенью» или ветеранский «Забойный реванш».

Но среди многочисленных реальных и вымышленных боксеров особняком для американцев стоит Джеймс Брэддок, ставший символом возрождения Штатов после экономической беды 30-х.

Фильм посвященный этому неординарному парню, просто обязан был теснейшим образом связан с ситуацией в Цитадели демократии того времени.

Так и вышло. Лента посвящена не только и не столько боксу, сколько эпохе 30-х и людям, выживавшим в чертовски сложных условиях.

Прямой перевод названия – «Золушка-мужчина», прозвище полученное Джеймсом у журналистов после его эпичного взлета. Слово «Золушок» прошу не применять.

Атмосфера у фильма на уровне. Блаженные 20-е, когда ГГ молод, успешен, деньги сыплются как из рога изобилия. Дом, победы, гонорары, слава. А затем все это исчезает, как дым поутру, и не только у Брэддока, но и у миллионов его соседей.

Взамен этого крохотная квартирка в подвале (и это еще за счастье), выматывающая работа грузчиком в порту, голод, долги, отключение света и мерзнущие дети.

Да, перед нами, конечно, не «взрослая» социальная драма, но постановщики где больше, где меньше задели множество сторон волнующих американцев того периода. Злоба на правительство, допустившее такое, надежда на доброго царя Рузвельта. Жуткая безработица, богачи, шикующие в роскошных клубах и отелях. Подъем посреди ночи и путь в порт к таким же бедолагам, большинство из которых совершат этот путь зря. Разбавленные водой остатки молока, нищие люди, живущие прямо в центральном парке Нью-Йорка. Попытки организации рабочих, столкновения с копами, женское недовольство своим подчиненным положением.

Многие из этих моментов мы увидим на примере семейства Брэддок, ставшем для зрителя натуральным проводником в прошлое.

Джеймс (Кроу  («Секреты Лос-Анджелеса», «Хозяин морей», «Хороший год»,  «Человек из стали» , «Поезд на Юму», «Три дня на побег», «Человек из стали», «Ной», «Мумия», «Неистовый«), сыгран Расселом как поразительно позитивный чувак. Потомок ирландских эмигрантов, искренне любящий семью, всегда держащий слово, не приемлющий краж, даже в самых тяжелых условиях. При этом он способен нагнуть свою гордость, отправившись за помощью для малообеспеченных, или пойти фактически побираться среди старых боксерских знакомых. Прям золото, а не человек. Маловероятно, что настоящий ирландец Джеймс Брэддок, зарабатывающий сворачиванием челюстей на ринге, был настолько «правильным» парнем, но это и несущественно. Киношный его лик в исполнении Кроу вышел чертовски оптимистичным, привлекательным, непреклонным и ироничным («удар головой остановлю»). Эдакая воплощенная идея второго шанса, улыбки фортуны, обновления и возможности «сыграть по крупному».

Его супруга тут выступает в классическом женском образе охранительницы тыла и семейного очага, неспособной смотреть на бои мужа. А также той, кто понимает, в конце концов, чаянья благоверного, полностью поддерживая его начинания. Невзирая на возможные последствия.

Хочется также отметить менеджера Джо (Джаматти («Час расплаты», «12 лет рабства», «Разлом Сан-Андреас»), получившего за эту роль номинацию на Оскар за Лучшую мужскую роль второго плана. Щеголеватого, пронырливого с отлично подвешенным языком. Его «лопни, но держи фасон» и пыль в глаза с квартирой – хороши.

И главного противника Джима — Макса Бэра (Бирко («Кейт и Лео», «Тринадцатый этаж»). У вполне позитивного и добродушного Бирко получился натуральный злодей – беспощадный, наглый, лощеный. А вот к его боксерской технике есть откровенные вопросы. Да и к тому, что из хорошего и уважаемого реального Макса сделали исчадие ада – тоже.

Кстати, бокса как такового тут не особо много. Непременных для этого поджанра тренировок и вовсе минимум, да и те, что есть, проходят под задорную джигу. Да и собственно боев – не сады. Подробно нам покажут лишь финальную схватку.

А вот переключения во время поединка понравились. Нам постоянно меняют точку зрения, из Мэдисона перенося то в бар к зрителям, то домой к Джиму, то вообще в церковь (!), полную болельщиков  Брэддока, где установлена радиоточка.

Как и идея того, что когда человеку действительно есть за что сражаться, это может нивелировать и возраст, и преимущество врага в силе. Впрочем, мастерства и тренировок это аж никак не отменяет.

Правильный подход.

Эрго. Социально-спортивный байопик, погружающий нас во времена Великой Депрессии и знакомящий с (идеализированным) образом одного из символов ее окончания.

Режиссер: Рон Ховард («В сердце моря», «Хан Соло. Звёздные войны»)

В ролях: Расселл Кроу, Рене Зеллвегер, Пол Джаматти, Крэйг Бирко, Пэдди Консидайн, Брюс МакГилл, Дэвид Хубанд, Коннор Прайс, Эриель Уоллер, Патрик Луис, Розмари ДеУитт, Линда Кэш, Николас Кэмпбелл, Джин Пирц, Чак Шамата, Рон Канада

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.