Тринадцатый этаж (The Thirteenth Floor), 1999 — рецензия (обзор)

Нереальная реальность, или А что же нам дано в ощущениях?

Даглас Холл (Бирко) точно знал, что виртуальный мир существует. Ведь именно он вместе с Хэнноном Фуллером (Мюллер-Шталь) и Джейсоном Уитни (Д’Онофрио) сотворил детальнейшую имитацию Лос-Анджелеса 1937 года. Имитацию, полностью воссоздающую Город Ангелов того времени. Имитацию, все участники которой жили своей жизнью, рождаясь, работая, влюбляясь и умирая.

Именно в этой имитации Фуллер, встретивший свою смерть от ножа неизвестного убийцы, оставил послание для Дагласа. Послание, в котором, по словам Хэннона, содержалась информацию о тайне, способной изменить судьбы всех живущих на Земле.

 

1999 год стал временем, принесшим нам целых два крайне любопытных кинопроекта, размышляющих о нашей с вами реальности. Сытое время, еще не познавшее ни 11.09, ни закручивания гаек, ни серьезных мировых кризисов, явно располагало к философским размышлениям. На свет явились культовая «Матрица» тогда еще братьев Вачовски (http://perekat.kiev.ua/добро-пожаловать-в-реальный-мир-мисте/ ). И наш сегодняшний герой (кстати, показанная на экранах на пару месяцев раньше The Matrix). Он прокатился на порядки скромнее приключений мистера Андерсона, собрав 18 лимонов при 16 бюджета, и навсегда остался в тени своей знаменитой коллеги. Меж тем The Thirteenth Floor вполне достоин вашего внимания.

Что такое реальность? За тысячелетия существования человечества лучшие философы давали сотни ответов на этот вопрос, изобретая десятки различных учений и подходов к проблеме. То, что дано нам в ощущениях. Объективно явленный мир. Объективно существующие явления. То, что не зависит ни от чего другого, кроме себя самой. То, что привязано к нашему восприятию. То, что существуют только благодаря человеку. Способ связи, присущий самому наблюдателю. Казалось бы, выбирайте, что кому по нутру и наслаждайтесь своим выбором. Нет. Подавляющее большинство людей так не могут. Им просто необходимо на триста процентов быть уверенным в истинности той реальности, в которой они существуют. И если вдруг возникают сомнения, это способно полностью перевернуть их собственную жизнь и попросту свести с ума (см. Джерри Эштон).

Казалось бы, какая разница – ты пучок электронов, или существо из мяса и крови, если что в том, что в другом случае ты одинаково взаимодействуешь с окружающим миром? Какая разница кем ты создан: папой с мамой или программером, ведь всегда остается вероятность, что в конечном итоге все без исключения созданы лично Богом. На таком уровне детализации имитации, какая показана в «13 этаже», все эти вопросы из насущных переходят в разряд «игр разума».

Лента поставлена по мотивам романа Дэниэла Ф. Галуйе «Имитация-13» (Simulacron-3, 1964).

Итак, возвращаемся к картине. Как вы уже поняли, она способна подкинуть вам немало пищи для размышлений и предметов для споров. Имеет ли смысл переживать из-за нереальности реальности, если ты в любом случае не можешь на сто процентов быть уверен в ее реальности? Имеет ли смысл идти в разнос, узнав о том, что тебя создал не всеведущий и всемогущий Господь, а другой человек? Можно ли позволять себе все что угодно в виртуальных мирах (на эту тему отлично поразмышлял шикарный «Мир Дикого Запада»?

Понятно почему «Этаж» завоевал меньшую популярность у зрителя чем «Матрица». Он просто напросто менее зрелищен. Перед нами не яркий спецэффектный боевик, а спокойный нуарный детектив с непременным полицейским в шляпе, сомневающимся протагонистом, роковой красоткой, ночными съемками и серьезной интригой. Причем по ходу действия постановщики оставляют изрядное количество намеков, и внимательный зритель может разгадать Главную загадку самостоятельно задолго до финала.

Зато визуальный ряд фильма на высоте. Каждая локация отличается по цветовым особенностям и четко стилизована. 30-е сняты в мягком желтоватом цвете, напоминающим винтажную сепию. 90-е – в основном павильонные съемки, натура показана чаще всего через контрастные ночные панорамы, с преобладанием зеленого. В финале обратите внимание на мягкую, пастельную, нерезкую, покрытую дымкой атмосферу. Тут постановщики откровенно молодцы, как и в завершающем щелчке по носу, тонко намекающем на то, что ничего не закончилось и до «нулевого пациента» добираться еще долго.

Ну и как я уже сказал, постановщики порадуют нас парочкой вычисляемых, но все равно приятных, сюжетных твистов.

Актеры также показали себя неплохо. Не очень известный лицедей Крэйг Бирко (я его припоминаю разве что в «Кейт и Лео») тут весьма хорош. Уверенный в себе Даглас нашего времени в начале. Терзающийся и полный сомнений Даглас в середине. По детски очарованный окружающей имитацией во время путешествий в 30-е. Смена мимики и реакций при визите «друга Дэвида». Вполне приличный актерский уровень, даже странно, что парень нигде больше по-настоящему не засветился.

Винсент Д`Онофрио (в будущем абсолютно шикарный Фиск в «Сорвиголове»), тут еще стройный и звонкий, сыграл два образа — неряшливого программиста и стильного бармена с криминальными наклонностями и тонкой душевной организацией. В обоих смотрелся отлично.

Армин Мюллер-Шталь – практически одинаков во всех ипостасях и понравился меньше всех из актерского состава.

Дэннис Хэйсбёрт («Тёмная башня»)  как всегда иронично могуч и уместен в образе проницательного копа.

Также полностью на своем месте Гретхен Мол («Подпольная империя», «Манчестер у моря», «Летящие сквозь ночь») в виде феми-фаталь, а одновременно эдакого ангела, сперва несколько темного, затем наоборот. Очаровательна, юна, при этом может похвастать недурными мозгами. Операция по изведению на корню «друга Дэвида» хорошо продумана и вменяемо исполнена.

Эрго. Стильное и неглупое размышление о реальности и нереальности в обертке нуарного детектива, радующее хорошими цветовыми решениями, интригой, парой твистов и приличными актерскими работами.

Режиссер: Джозеф Руснак

В ролях: Крэйг Бирко, Армин Мюллер-Шталь, Гретхен Мол, Винсент Д`Онофрио, Дэннис Хэйсбёрт, Steven Schub, Джереми Робертс, Риф Хаттон, Леон Риппи, Джанет МакЛахлан

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.