Закодированный Изгоняющий, или Поединок с Князем
Отец Габриэле Аморта был известной личностью в церковной среде. Главный экзорцист Папы, священник, который провел тысячи изгнаний демонов.
Правда, сам Аморта считал, что 98 процентов случаев проходят скорее по ведомству психиатрии, чем религии.
Но оставались еще два процента. Редкие ситуации, когда в людей действительно вселялось великое Зло.
И, похоже, что одержимость мальчика, обитающего с родней в старинном испанском аббатстве, относится как раз к их числу. Ведь Габриэле в этот раз предстоит столкнуться со смертельно опасным «раскладом», чьи корни тянутся из покрытого туманом прошлого.
Тема одержимости обыгрывалась в десятках картин от классического «Изгоняющего» до Супернатурала.
The Pope’s Exorcist (прямой перевод «Экзорцист Папы»), пытается совместить классику с работами Дэна Брауна. Выходит коряво.
Фильм слабо выглядит как хоррор. По уровню саспенса он и в подметки не годится тому же Изгоняющему или шикарным Призракам, о которых активно напоминает завязка сюжета. Происходящее на экране использует массу привычных приемов от качественного труда гримеров и незримой для героев (но не для зрителя) опасности, до буйного телекинеза. Но почти не трогает: как пресловутые елочные игрушки, точнее в нашем случае — хеллоуинские маски. Сердечко не екает, поджилки не трясутся, за героев переживаешь вяло.
Общая шаблонность сюжета вистов картине не добавляет. С одной стороны глупо ожидать супероригинальности от этого поджанра, с другой – слишком уж очевидно читаются ходы и развитие событий.
Сюда же отнесу концепцию дьявола, хохочущего от того что люди, и конкретно священники не верят в его существование. М-да, тяжело католической церкви со священнослужителями, выросшими в эпоху тик-тока и инстаграмма.
Зато Страна Телят во всей красе – как они там во время заседания на кофий налегают, любо-дорого посмотреть.
Ну а о грехах, которые «будут преследовать нас» не говорил разве что ленивый. Да и грехи наших святых отцов не поражают воображение.
Разве что концепт того, что одержимость в большинстве своем психическое заболевание, и требует для борьбы с собой не молитвы, а «беседы, понимания и представления» — хорош.
Как и утверждение: «материнская любовь ближе всего к божьей», с которым, пожалуй, не поспоришь.
«Брауновскую» линию фильма шедевром не назовешь. Тему церковных секретов «Экзорцист» откровенно недожимает. Есть, правда, одна сильная идея, но даже она вряд ли станет откровением (инквизиция тесно связана с Денницей, кто бы сомневался. Кстати о птичках, точнее о работе этой слабоуважаемой структуры в мире с реальной магией недурно написали Попова с Пекарой).
О логике говорить бесполезно. Забывчивость Ватикана напоминает откровенный старческий маразм. «Церковь уже имела проблемы с этим местом» — хмурит бровь Папа (Неро («Джанго освобождённый»). Вот только какие именно, мы не помним, прости Гэйб.
ТТХ демона и его поведение – отдельная история, порой напоминающая реакции наглухо беременной дамы. Вот такая я загадочная! Разве что двойной зрачок стоит упомянуть, это у нас отсылка к «глазам — зеркалу души»? Да, и по отношению к антагонисту обычно используется термин «Князь», а не «Король». Несколько разные вещи.
А вот работа Кроу («Секреты Лос-Анджелеса», «Хозяин морей», «Нокдаун», «Хороший год», «Поезд на Юму», «Три дня на побег», «Человек из стали», «Ной», «Мумия», «Неистовый», «Тор: Любовь и гром») понравилась. Обстоятельный бородатый святой отец, гасающий на мотороллере. Причем не только по Риму, но и из Италии в Испанию. Не дурак дерябнуть вискарика, по отечески игриво пугануть молодых монашек. Истово верящий в Господа. В момент готовый добавить стали во взгляд, обращенный к тому, кто засомневался в вере Гэйба. Ироничный, полный жизни. Не признающий авторитетов, кроме разве что Папы Римского. Допускавший серьезные ошибки, до сих пор тревожащие душу. С неплохим шлейфом роли и тяжелым партизанским прошлым. Выработавший определенные психологические методики, но не считающий себя врачом, а лишь определяющим клинические случаи. Готовый к долгой молитве и самопожертвованию.
Кроу чуток подтянулся (неужто ко второму Гладиатору готовится?) и не выглядит столь необъятно грузно. Да, определенные ассоциации с «Эфиром», пытающимся выехать на постаревшем Гибсоне налицо (не будь Кроу в касте я вряд ли стал бы смотреть Экзорциста), но все же у Exorcist козырей поболе.
Его невольный напарник отец Эскюбель (Дзоватто («Леди Бёрд»). Молодой приходской священник не без скелета в шкафу (а у кого их нет?). Попавший как кур в ощип, но проявивший недюжинную веру и сыгравший важную роль в судьбе нашего ГГ.
Мать семейства Джулиа (Эссоу («Доктор Сон», «Призраки усадьбы Блай», «Полуночная месса», «Клуб полуночников»). Семейство Васкес очерчено грубыми мазками, вот и Джулиа кроме любви к покойному супругу ничем не запоминается.
Разве что младшему Генри (дебютант ДеСоуза-Фейгони) постановщики прописали важную, сюжетообразующую психотравму. Грим для пацана сотворили хороший, но переигрывает новичок жутко.
Эрго. Шаблонный триллеро-хоррор об одержимости и борцах с ней, совместивший «Изгоняющего» с «Кодом». Кроу на уровне, а вот к общей структуре картины вопросов хватает.
Режиссер: Джулиус Эйвери
В ролях: Расселл Кроу, Дэниэл Дзоватто, Александра Эссоу, Франко Неро, Питер ДеСоуза-Фейгони, Лорел Марсден, Корнелл Джон, Райан О`Грэйди, Бьянка Бардо, Санти Байон, Палома Блойд, Алессандро Груттадаурия, Ривер Хоукинс, Хорди Коллет, Кэрри Манро