Шардлейк (Shardlake), сериал, 2024 

Младший брат старины Эко, или Сыщик с изъянами

1536. Англия. В стране неспокойно. Пару лет назад Туманный Альбион потрясла Реформация, объявляющая короля главой церкви и рвущая связи англиканства с католицизмом. В этом году взошла на эшафот супруга венценосца. А всевластный советник Генриха Томас Кромвель решает закрыть монастыри, конфисковав их имущество в пользу короны.

Первой жертвенной ласточкой избран монастырь святого Доната близ портового городка Скарнси. Благо, тут крайне своевременно и не по своей воле отдал богу душу королевский эмиссар.

Для расследования убийства Кромвель отправляет юриста-горбуна Мэтью Шардлейка, в сопровождении своего франтоватого помощника Джека Барека. Парочке поручено любой ценой и как можно быстрее раздобыть доказательства виновности монахов. В душегубстве, воровстве, связи с папистами, содомии, да чем угодно!

Однако Мэтью, невзирая на срочность, собирается досконально разобраться в деле, отыскав истинного виновника убийства. Хотя, похоже, ему стоило бы задуматься о сохранности собственной, и без того потрепанной шкуры.

 

Исторический детектив, вызывающий ассоциации с ИР на минималках, Ле Флоком и Дьяволом? Отчего бы не попробовать на вкус.

Сериал снят по книге К. Дж. Сэнсома «Горбун лорда Кромвеля» из серии «Мэтью Шардлейк» (насчитывает семь книг, восьмая в работе).

Shardlake немного уступает предшественникам по глубине погружения, хотя постановщики изо всех сил стараются передать антураж эпохи. Порой даже выходит.

Больших городов 16-го века мы почти не увидим (максимум пару кусочков Лондона), что обидно, а вот с монастырем познакомимся довольно плотно. Выглядит громадина святого Доната (напоминающая изящный замок-крепость с некоторыми архитектурными излишествами) внушительно. Высоченные стены, гордые башни, донжон, мост через глубокий ров, узенькие ворота со створками и внушительной решеткой. Хоть сейчас осаду злых норманнов выдерживай. Внутри нас ждет целый мини-город с кучей прислуги и монахов. Не только о горних высях мыслящих, но и хлебе насущном: тоже верно, монастырь на самообеспечении, такую прорву ртов кормить надо. Вон стадо овец погнали, вон капусту понесли, вон телеги с вином и порчей снедью прикатили. Все свое, с монастырских огородов (кроме вина – но тут до Франции с ее виноградниками рукой подать).

А когда желудок не урчит, можно и о душе подумать. С этой точки зрения, все тоже на высоте. Благолепие церкви с нарядным убранством, иконами и прочими статуями. Вездесущие свечи (на них одних разориться можно). Возвышенное пение церковного хора, сменяющееся тишиной и уютом мест, где так благостно помыслить о Боге.

Также посетим маленький городок/большую деревню с его одноэтажными домишками, немощеными грязными улицами и помоями, выливаемыми прямиком на дорогу под ноги проезжим.

Уныло-мрачноватые британские красоты прилагаются (их можно было и поболе). Особенно хорош монастырь, над которым сквозь тучи пробиваются солнечные лучи. Хоть сейчас на рабочий стол.

Также стоит отметить отголоски и тень безжалостной и непререкаемой фигуры Кромвеля, ложащиеся на все дела в королевстве. 

А вот упоминания о народе (о котором все на словах заботятся), из уст двух государственных фигур, изрядно удивили. Вы времена не попутали, товарищи постановщики? Это вам не любящий пудрить мозги 21 век, а самый что ни на есть правдивый 16-й. Какой народ, о чем вы?

Антураж антуражем, но нам вроде детектив показывают? Как тут с расследованием? С ним дела на уровне. Атмосфера паранойи и подозрительности, когда каждый может оказаться виновным, и у всех рыльце в пушку. Мрачные фигуры монахов: многие из них были солдатами, и убивали, не моргнув глазом. Таинственный тип в капюшоне на заднем плане, без которого не обходится ни один важный разговор. Открытие свежих аспектов дела. Не самые ожидаемые повороты, связь с судьбоносными для страны событиями. Появление новых заинтересованных лиц, государственные мужи, копающие под Кромвеля. Финальные откровения.

А в центре этого праздника жизни недурной (или все же великий?) детектив, на этот раз с серьезными физическими неурядицами.

Мэтью Шардлейк (Хьюз). Перекошенный горбун с усохшей рукой и проницательным разумом. Обращающий внимание на мелочи, умеющий ждать своего часа. Провоцирующий подозреваемых, баламутящий воду в застоявшемся монастырском пруду (в буквальном смысле тоже). Умеющий задавать правильные вопросы (волей автора не всегда дожидающийся ответов).

Ехидный мизантроп, частенько говорящий сам с собой. Жаждущий любви, но понимающий, что из-за физических изъянов ждать ее придется долго. Моральные терзания протагониста даже не знаю, куда отнести: к достоинствам или недостаткам образа. Напоминаю, на дворе кровавый 16-й век, а тут неглупый мужчина всерьез размышляет о том, как заживет народ после того, как получит монастырские богатства. Мучительно выбирает между исполнением приказа (которое, по его мнению, принесет счастье многим) и правдой, способной спасти душу одного. Наивно удивляется, что правда, оказывается, не равна истине, а власть имущие играют обычными людьми как пешками, походя смахивая их с доски. Впрочем, видения Мэтью говорят, что под маской мизантропа скрывается чувствительный, впечатлительный и отзывчивый нрав. Что не мешает ему творить правосудие, невзирая на обстоятельства.

В целом приятный персонаж, но есть пара нюансов. Минимальный шлейф роли (кроме эпизода с церковных служкой, о прошлом Мэтью никакой информации). А было бы интересно узнать, как в то неполиткорректное время человек с такими телесными «багами» и без поддержки аристократической (или, по меньшей мере, зажиточной) фамилии стал преуспевающим юристом.

Также несколько утомила чрезмерная наглость Шардлейка в поведении. Да, эмиссар короля, власти полные штаны,  но ведешь себя, словно ты лично венценосец и Кромвель в одном лице. Как и манера почти постоянно держать на лице брезгливую гримасу, будто намертво приклеившуюся к физиономии. Через губу не переплюнешь, право слово.

Роль помощника детектива досталась мастеру Джеку Бареку (Бойл («Электрические сны Филипа К. Дика», «Толкин», «Властелины воздуха»). Приближенный Кромвеля, поднятый тем из грязи. Докучливый  и самоуверенный щеголь, ерничающий франт и бабник, надушенный павлин. Лишь раз приоткрывающий кучу опасений и комплексов, лежащих под спудом.

Неплохо передана эволюция отношений нашей парочки, начавшихся с пикировок и не особо спрятанных оскорблений. Но если со стороны сноба Мэтью мы увидим не слишком глобальное улучшение: он смягчил свою язвительность к Джеку больше как к инструменту, доказавшему полезность. То Барек к финалу проникается настоящим уважением к уму и проницательности напарника.

Стоит также отметить очаровательную Элис (Серкис — дочка почетного Горлума всех времен и народов) («Хоббит», «Письмо королю»). Романтический интерес обоих парней и единственный значимый женский персонаж в сериале.

И безусловно Шона Бина (обзор творчества тут («Не говори ни слова», «Эквилибриум»,  «Троя» , «Легенды», «Хроники Франкенштейна», «Марсианин», «Восхождение Юпитер»)  с его Кромвелем. Жаль, Шона в сериале совсем чуть-чуть.

А вот монахи не слишком запоминаются. Кроме разве что уместного как корова на балу аббата-негра (почему не китайца?). 16-й век!! Измена!! Негры у власти!

Эрго. Приятный исторический детектив, чуток не дотягивающий до своих старших братьев, но способный порадовать любителей жанра.

Режиссер: Джастин Чадвик 

В ролях: Артур Хьюз, Энтони Бойл, Руби Эшборн Серкис, Майлз Барроу, Бабу Сизей, Пол Кэй, Майк Ноубл, Дэвид Пирс, Ирфан Шамджи, Шон Бин 

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.