Сфера (The Circle), 2017

Открытость – как панацея для человечества, или Не греши! Большой сосед следит за тобой!

Юная Мэй Холланд (Уотсон) решила, что вытянула счастливый билет, устроившись в огромную интернет-компанию «Сфера». Хорошая зарплата, медицинская страховка, социальные бонусы, а главное – работа, изменяющая мир. Создание системы, организующей и упорядочивающей  электронную жизнь людей. Систему, способную объединить человечество под знаменем открытости и ответственности.

Вот только как всегда, оказывается, что не все так радужно, как казалось наивной Мэй. Во-первых, люди всегда остаются людьми, и всегда готовы проявить свои самые подлючие качества. Во-вторых, начальство компании во главе с Эймоном Бэйли (Хэнкс) тоже отнюдь не является ангелами во плоти.

А значит Холланд ждут весьма нескучные деньки.

 

Тяжелое будущее человечества, переполненное гаджетами, не оставляющими нам никакого личного пространства, не дает покоя кинематографистам уже давно. Тем более в последние годы, когда распространение смартфонов, уличных камер, дронов, спутниковой видеосъемки, достигло непредставимого ранее размаха. У нас пока попроще, а вот на западе (опять же если верить чародеям большого и малого экрана) эта тема становится все актуальнее.

Не смогли пройти мимо настолько благодатного тренда и постановщики The Circle. Причем сделали это в изрядно нарочитой и гипертрофированной форме.

Компания, не обращающая внимания на американское правительство, спецслужбы, конкурентов, существующие сервисы (в которые вложены миллиарды). Играючи смещающая сенаторов, нагло лезущая в международную политику, походя подминающая под себя систему голосования в США. Эй! Любезные да у вас уже готовая антиутопия, Оруэлл обзавидуется. Потому что принимают Сферу весело и с песней!

Окститесь, да подобный монстр и месяца бы не прожил. Причем даже без вмешательства ФБР и налоговой обошлись. Свои же интернет-коллеги порвали как тузик грелку – такая угроза устоявшейся системе!

Ладно, принимаем фантастическое допущение и едем дальше.

Не будем обращать внимания на спорные призывы «муэдзинов» и мантры на тему того, что открытость – это превосходно, и фактически единственный путь к благополучию гомо сапиенс. Бред чистой воды, причем нерифмованный. Из той же серии: «ради условной безопасности самостоятельно отдадим все наши свободы и права». Тут бы уже и простой народ на дыбы встал. Privacy — штука за которую держатся до последнего.

Хотя в чем постановщикам не откажешь – это в возможности отыскать у каждого тезиса, выдвинутого в картине привлекательные стороны. Ты не преступник? Налоги платишь? Жену не бьешь? Так чего тебе скрывать? Контрпример, приведенный в фильме (оленьи рога пресловутого Мерцера)? Еще один бред – делается ролик, или видеорассказ о тяжелой жизни Мерцера, где показывается, как он достает материалы (там явно никакого криминала), и через полчаса он опять герой дня.

А вот за любопытную манеру съемки с кучей накладок и врезок постановщикам Сферы вполне можно накинуть пару баллов.

Или на то, что понятие «личного пространства» по мнению создателей ленты присуще лишь людям среднего и пожилого возраста. Молодежи, детям интернет-века оно уже даром не нужно. Вся жизнь в сети на глазах у френд-ленты.

Или на уверенность героев в том, что «рожицы» окажут эффект на тоталитарные режимы. Дети, что с них взять.

Но вот рояль в кустах в лице третьего создателя компании (в исполнении Бойеги из новых «Звездных войн«), выглядит уже как то даже неспортивно.

Как и слишком выпяченная «роль личности в истории», в лице Мэй Холланд. Ну не верится абсолютно, что она сможет пободаться с таким зубром, как Бэйли. Мэй — наивный божий одуванчик условных 18 лет, мечушийся из стороны в сторону. То глядящий на жизнь трезвым взглядом, то вдруг начинающий всем сердцем верить в идеи Сферы, то наоборот активно разочаровываться в них же. Обратите внимание на причину разочарования, и выводы, сделанные Мэй в результате (родители, вы ребенка давно психиатру показывали? Еще больше открытости? Ты серьезно?)

Эмма Уотсон («Ной» http://perekat.kiev.ua/ной-noah-2014-рецензия-обзор/ ) играет под стать своему персонажу. Есть сцены, сделанные на высоком актерском уровне. А есть отрезки, когда за экс-Гермиону просто становится стыдно.

Том Хэнкс («Облачный атлас» (http://perekat.kiev.ua/облачный-атлас-cloud-atlas-2012-рецензия-обзор/ ), «Капитан Филлипс» (http://perekat.kiev.ua/капитан-филлипс-captain-phillips-2013-рецензия-обзо/ ), «Шпионский мост» (http://perekat.kiev.ua/шпионский-мост-bridge-of-spies-2015/ ), «Чудо на Гудзоне» (http://perekat.kiev.ua/чудо-на-гудзоне-sully-2016-рецензия-обзор/ ) ниже определенного (довольно высокого) уровня не опускается, но тоже лицедейских подвигов не демонстрирует. Разве что умение свободно (порой даже слишком) держать себя перед публикой. Да его тут попросту очень мало, будем честными.

А вот пищи «на подумать» The Circle желающим может подкинуть.

Неужто человек способен вести себя правильно лишь когда находится на глазах у общественности, а одиночестве тут же демонстрирует криминальные наклонности ? Или все же дело в воспитании и душевных качествах? Благо ли, когда гомо сапиенс пытается всегда выглядеть «хорошим» в своих глазах, хотя подсознательно все равно будет желать делать гадости. И не приведет ли это к психологическому срыву и появлению «взрослого» убийцы или маньяка? Необходимо ли личное пространство, или это пережиток прошлого, мешающий благу человечества? Помогает ли реализации людского потенциала отсутствие секретов? Возможно ли не дать людям грешить? Является ли открытость и ответственность панацеей от всех проблем? Отчего человек – существо вроде как «предрасположенное к разуму» столь упорно стремится сбиться в стаю? Сильно ли боятся тираны и террористы, того что «их увидят»?

И, главное, верен ли финальный вывод постановщиков о том, что еще больше контроля, слежки и открытости разом приведут человечество к счастью (эй, а кто там деньги в картину вкладывал? Никаких правительственных ушек ниоткуда не торчит)?

Согласитесь, вопросы весьма актуальные в наш электронный, всевидящий век.

Правда, будем честными, они не требуют на формулировку почти двух часов времени. А вот мотивированных актеров и более продуманного сценария как раз наоборот. Требуют и даже жаждут. Но, не судьба.

Эрго. На коленке сверстанная антиутопия с неплохим моральным посылом, но слабеньким сценарием и исполнением.

Режиссер: Джеймс Понсольдт

В ролях: Эмма Уотсон, Том Хэнкс, Карен Гиллан, Джон Бойега, Эллар Колтрейн, Эллен Вонг, Билл Пэкстон, Пэттон Освальт, Гленн Хедли, Пурна Джаганнатхан

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.