Гений. Рыцарь. Каннибал. Энтони Хопкинс

Он прославился как один из самых опасных и умных преступников. Перед ним пасовали лучшие сыщики, а он лишь закусывал людскими мозгами и ядовито усмехался. Он был Ричардом Львиное Сердце. Пьером Безуховым. Гитлером. Квазимодо. Отелло. Ван Хельсингом. Никсоном. Пикассо. Зорро. Одином. Хичкоком.

Ему всегда нравилось помогать советами режиссерам. У него нет  любимых ролей. Его не интересует Шекспир. Он ненавидит целовать зад власть имущим и заигрывать с ними. Любовь для него — уважение к жизни. Он обещает уйти на пенсию только тогда, когда откажет память, и в ней не будут задерживаться реплики.

Один из лучших актеров 20 века — Филип Энтони Хопкинс.

Родился будущий сэр в последний день 1937 года в Уэльсе. Детство Энтони особо райским не назовешь. Отец – булочник, дед — тиран, жуткая скука провинциального городишки. Потому (а так же из-за любви к фортепиано) музыкальный колледж был принят на ура.

Актерство всегда привлекало юного Филипа (как говорил гораздо позже он сам «я стал актером, потому что просто не знал, что мне делать»), и неудивительно, что дальше его путь пролег в Уэльский королевский колледж музыки и драмы, а затем (после армии) в Королевскую академию драматического искусства.

Параллельно состоялся театральный дебют, а в 1968 – первая роль в кино.

«В начале славных дел» (60-е и 70-е)

Ей стала костюмированная трагедия «Лев зимой» по одноимённой пьесе Джеймса Голдмена. Рассказ о семейных неурядицах властителя Англии Генриха II Плантагенета собрал действительно неординарных актеров. Питер О’Тул с Кэтрин Хепберн (Оскар за лучшую женскую роль) великолепно сыграли королевскую чету Генриха и Элеоноры, а приятным бонусом оказалось два дебюта. Помимо Хопкинса, впервые на экране появился Тимоти Далтон. Персонаж Энтони, принц Ричард, в будущем король Львиное Сердце, на фоне великих, смотрелся вполне достойно. А главное, начался долгий, длящийся уже 44 года роман с кинематографом.

Сказать, что все складывалось безоблачно – значит соврать. Попервах карьера молодого актера особыми прорывами не изобиловала.

Клавдий в неоднозначном «Гамлете» (1969) Тони Ричардсона. Вялые шпионские игрища в «Зеркальной войне» по роману Джона Ле Карре (гораздо больше известного стильным «Шпион, выйди вон!»).

70-е, в основном, оказались посвящены телевидению. Сериалы, сериалы, сериалы. Правда, две награды «Эмми» актер все же заслужил. Не был забыт и театр.

В кино Хопкинс ограничивался второстепенными персонажами. Из них можно упомянуть роль британского политика Дэвида Ллойда Джорджа в «Молодом Уинстоне» (1972) (что забавно, Ллойд Джорджа Энтони сыграет и в одноименном сериале 1973). Детектива из сумбурного триллера «Джаггернаут» (1974). Эллиота Хувера из реинкарнационной психологушки «Чужая дочь» (1977). Полковника Фроста из качественной военной драмы с шикарным кастом «Мост слишком далеко» (1977).

Отдельно надо отметить фокусника-чревовещателя-шизофреника Корки Уинтерса из «Магии» (1978). Этот весьма атмостферный психологический триллер (духовным наследником которого стал недавний «Бобер» с сильнейшей ролью Гибсона) показал, что в сериальных дебрях телевидения рождается и крепнет гениальный актер.

Но до большого прорыва оставалось еще долгих 12 лет.

За десять лет до славы (80-е)

В 80-х продолжились съемки в бесконечных сериалах, благодаря которым Энтони пополнил свою коллекцию образов безумным мавром и горбуном из Нотр-Дама. На большом экране он сыграл доктора Фредерика Тривза (щемящий, берущий за душу «Человек-слон» (1980), режиссер — Дэвид Линч). Адама Эванса в провальной мелодраме «Смена времён года» (три номинации на Золотую малину, в том числе у Хопкинса за худшую мужскую роль). Капитана Уильяма Блая в романтично-атмосферном «Баунти» (1984), картине отмеченной великолепным актерским составом, мощной игрой нашего героя и на удивление слабыми сборами. Любящего родителя Билла Хупера в семейной драме «Хороший отец» (1985), заработавшей премию Prix Italia. Заведующего книжным магазином Фрэнка Доэла в американо-британской мелодраме «Черинг Кросс Роуд, 84» (1987), фильме о книгах и любви. Члена Ирландской республиканской армии Эгнуса Бэрри в «Заре» (1988), поставленной по роману Дженнифер Джонстон, получившей две награды МКФ в Монреале.

В 1987 году заслуги Энтони были отмечены рыцарским званием.

Работы хватало. Тем временем подошел 1990 – год, навсегда изменивший жизнь Хопкинса.

На коне (90-е)

Сперва были слабоудачные «Часы отчаяния», фильм, в котором Энтони противостоял психопату, сыгранному Микки Рурком. А затем пришло время «Молчания ягнят». Культовой картины, где психопатом стал уже сам Хопкинс. Его Ганнибал Лектор оказался шедевром. Мощь, напор, харизма, ум. При этом полное отсутствие моральных принципов и откровенные нелады с головой. В этом персонаже, парящем над обычными человеческими устоями, есть что-то демонически притягательное. Как притягателен порок и животная свобода. Перед съемками Хопкинс изучал досье на знаменитых серийных убийц, побывал в тюрьмах, где их содержали, посетил несколько судебных процессов. Результат превзошел все ожидания. 280 миллионов сборов при 19 бюджета. 5 «Оскаров»: «Лучшая картина», «Лучший режиссер», «Лучший актер», «Лучшая актриса» и «Лучший сценарий» («Молчание ягнят» стало всего лишь третьим фильмом за всю историю вручения Оскара, которой удалось завоевать 5 главных статуэток). Что забавно, Энтони досталось всего лишь 16 минут экранного времени. Но и этого хватило для Оскара за «Лучшую мужскую роль».

После Ганнибала Хопкинс становится своим не только для британцев, но и для всего мира. Самое главное — для него распахивает объятья Голливуд. Как говорил сам артист: «…думаю, что мою карьеру изменил фильм «Молчание ягнят». Когда он вышел в прокат, я сразу же перешел в более высокую актерскую категорию». И понеслось.

1992. «Корпорация «Бессмертие» — фантастика по роману Шекли. «Эксперт» — производственный роман, снятый в Австралии. Жутко готичный, и уже классический «Дракула» Френсиса Форда Копполы (215 сборов при 40 миллионах бюджета). Совместный амеркано-японо-французо-итальянский «Чаплин» Ричарда Аттенборо с бенефисом Роберта Дауни младшего. Глубоко кафкианский, а соответственно депрессивный «Процесс», со звездой «Твин Пикса» Кайлом Маклахланом, полностью снятый в столице Чехии. Фух! Всего один Оскар – и сколько работы!

Без главных ролей, но сколько запоминающихся образов!

1993. «Невиновный» — криминальный триллер наполненный саспенсом. «На исходе дня» -неординарная мелодрама, в чисто британском стиле (премия Национального совета кинокритиков США Хопкинсу, как лучшему актеру, плюс номинация на Оскар). «Страна теней» — еще одна британская мелодрама о Клайве Стейплзе Льюисе, авторе «Хроник Нарнии».

Чем дальше становился оскароносный 1991, тем меньшее количество ролей в год предлагалось недавнему лауреату. Но их качество не становилось хуже..

1994. «Дорога на Вэлвилл» — комедия о фанатах здорового способа жизни. «Легенды осени» — уже классический мелодраматический американский эпик о семье Ладлоу (в роли среднего сына – до одури смазливый Брэд Питт), переживающей рождение века-волкодава со всеми его приметами, типа первой мировой и сухого закона. Критика отнеслась к фильму прохладно, но зрители высказали свое веское слово, проголосовав долларом (160 лимонов сборов при 30 бюджета).

1995. «Никсон» Оливера Стоуна. Роль 37-го Президента США Ричарда Милхауза Никсона, это также своеобразая награда от Голливуда. Актеров, игравших Президентов, можно пересчитать по пальцам (особенно в серьезных байопиках, а не клюкве типа «Дня Независимости»). Хопкинс не подвел. Номинация на «Оскар», на «Золотой глобус», хотя сама картина изрядно недооценена.

1996. «Август». Эта версия чеховского «Дяди Вани» (интересная также режиссерской работой Хопкинса) была воспринята крайне неоднозначно. Мнение российских зрителей разделилось от полного неприятия, до восторгов по поводу режиссерских и актерских способностей Энтони. Что характерно, на следующий постановочный опыт Хопкинс решится только через 11 лет.

«Прожить жизнь с Пикассо» — эта картина делает акцент на личной жизни великого художника. Кстати, создатели так и не добились разрешения показывать в картине его работы.

1997. «На грани». Атмосферный приключенческий триллер с великолепной операторской работой и отличной парой Хопкинса и Алека Болдуина. Один из лучших представителей жанра.

«Амистад» Спилберга. Историческая драма с хорошим подбором актеров, на столь любимую в Штатах судебную тематику, но очень уж по-американски сделанная. Как бы то ни было —  номинация на «Золотой глобус»

1998. Горячо любимая на наших просторах «Маска Зорро». Ах, какой Диего де ла Вега! Ну и Бандерас тоже ничего, старается.

Одна из лучших драм/мелодрам конца 90-х – «Знакомьтесь, Джо Блэк» (обзор тут). Вторая совместная работа Хопкинса и Питта вышла еще лучше прежней. Рассказ о встрече магната Уильяма Пэрриша со Смертью оказался нежным, щемящим и чертовски человечным.

1999. «Тит» по трагедии Уильяма Шекспира «Тит Андроник», наполненный неожиданными визуальными решениями, жестокостью и черным юмором.

21 век начинается (2000-е)

Двадцать первое столетие вышло для Хопкинса не менее плодотворным. Он подарил нам старого лысого обманщика Теда Бротигена из «Сердец в Атлантиде» по повести Кинга. Офицера Оукса из комедийного боевика «Плохая компания». Профессора античной литературы Колмена Силка из «Запятнанной репутации» с превосходной Николь Кидман. Птолемейя из довольно спорного «Александра» Оливера Стоуна. Сошедшего с ума математика Роберта в «Доказательстве». Мотоциклиста Берта Монро, для которого не существует преград, из «Самого быстрого «Индиана».  Судью Ирвина из политического триллера «Вся королевская рать». Тэда Кроуфорда (явного духовного наследника Ганнибала) из гимна чистому разуму «Перелом»(обзор тут), где Хопкинс раскатывает в тонкий блин столь раскрученного в последнее время Гослинга. Джона Тэлбота из атмосферного, но неудачного «Человека-волка». Монументального Одина из «Торов» (обзор тут). Самого Мафусаила из апокалиптичного «Нойя«(обзор тут). Экстрасенсорного ученого из «Утешения» (обзор тут), давшего возможность Энтони почувствовать себя в шкуре Клариссы Старлинг. Усталого творца из «Мира Дикого Запада» (обзор тут).  Короля Лира. Папу Бенедикта XVI из «Двух пап«. Пронзительный образ больного деменцией старика из «Отца» (обзор тут). 

А ведь было еще возвращение к Ганнибалу Лектору в «Ганнибале» и «Красном драконе», и короткометражки, и артхаус, и озвучка.

О Хопкинсе можно рассказывать бесконечно. Он это заслужил. Ведь, несмотря на то, что актер на экране уже больше 40 лет, он полон сил и энергии. Дай ему Бог столько же. Ведь планов еще громадье!

P. S. Кое где промелькнула информация о том, что Хопкинса лишили рыцарского звания за переезд в США (притом, что штатники абсолютно не возражали против сохранения титула). Если это так, то британская монархия окончательно впала в маразм, и перестала различать причину и следствие. Ведь это Британии нужно пыжится от гордости, что на ее территории родился человек, почитаемый миллионами одним из лучших актеров 20 века.

Запись опубликована в рубрике ЛЮДИ КИНО с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.