Чёрная Пантера: Ваканда навеки (Black Panther: Wakanda Forever), 2022 — рецензия (обзор)

Вместе против всего мира, или Сдержи месть

Т’чала умер. Черной пантеры больше нет. И цивилизованный мир не против воспользоваться кажущейся слабостью Ваканды. Тем паче, что вибраниум, как оказывается, можно отыскать не только в ее землях.

А, к примеру, на дне Атлантического океана.

Правда, он вовсе не бесхозный. А принадлежит подводной империи Талокан, населенной синекожыми ихтиандрами, возглавляет которых летающий мутант Кукулькан.

Парень, жаждущий сокрушить весь сухопутный мир.

 

Вот и подошла к завершению четвертая фаза киновселенной Марвел  («Черная вдова», «Шан Чи», «Вечные» , «ЧП», «Доктор Стрэндж2», «Ванда/ Вижн», «Сокол и Зимний Солдат», «Локи», «Соколиный глаз», «Лунный рыцарь», «Тор: любовь и гром»).

Ее завершением стало продолжение истории Черной пантеры. Правда, уже без Боузмана и Т’чалы. Актер, а вслед за ним и персонаж безвременно покинули бренный мир.

Но Ваканда жива – ведь она навеки!

К сожалению, новую историю королевства с вибраниумом шедевром не назовешь.

Структура ленты на удивление аморфна, огорчает поразительно дубовыми персонажами и даже для Марвела суперпафосными, до зубовного скрежета диалогами. А вот экшена, напротив, не сады.

Постановщики долго и трепетно прощаются с ушедшими героями. Тихой печалью, временами перерастающей в яростную жажду мести и обратно, лента пронизана до корней. Тема возмездия и вовсе становится фактически основной в фильме. Возмездия и отказа от оного. Точнее от доведения мести до полного и окончательного финала. Подход правильный, создатели ленты заставляют героев прийти к пониманию тлетворности и ущербности идеи «мести до конца». Пониманию того, что надо менять устаревшие подходы «око за око», и если человечество хочет уцелеть, не развалившись на куски в вечных войнах под девизом возмездия, нужно остановиться. Удержать руку, готовую нанести очередной последний, смертельный удар.

Ну и не первый раз поднимающаяся линия с козлами-политиками европейских и американских держав, готовых на что угодно ради ресурсов – по-прежнему радует. Как и мысль о том, что сильным мира сего стоит придержать желание грести под себя, а то можно и по носу получить.

За морально-этическую подоплеку Пантере респект.

А вот за воплощение – нет.

Практически все актеры (а 98 процентов каста это чернокожие дамы), жутко переигрывают. И я сейчас не о любопытных похоронных традициях, должных проходит непременно радостно, с песнями и плясками, а именно об актерской игре уровне провинциального погорелого театра. Лицедейки в подавляющем большинстве деревянны, неловко держатся в кадре, ведут себя нарочито и грубовато. Пафос с экрана льется буквально потоками, каждое слово даже не произносится, а навеки впечатывается в гранит истории. Парней, писавших диалоги, нужно немедля уволить без выходного пособия – люди так не говорят. Сейчас даже в комиксах так не говорят.

А во время корявых «душевных бесед» рука так и тянется к телефону полистать новости. Жуть.

Разве что за несколько юмористических этюдов, типа «универа уровня вакандской сельской школы», или американцев, на чей счет вакандцы «нисколько не тревожатся» можно накинуть бедолагам пару вистов.

Действие чертовски затянуто, посвящает массу времени рефлексиям героинь, вопросам «кто виноват и что делать». И если на африканско-вакандские пейзажи, небоскребы в окружении девственной природы, можно смотреть сколько угодно, то терзания Шури с королевой скоро начинают надоедать.

Немало надежд постановщики явно полагали на новую непонятно откуда взявшуюся расу, жутко похожую на коротышек-нави. Да, несколько любопытных моментов у потомков майя имеется. Небрежно прорисованная столица Талокана, и подводный мир, в подметки не годящийся работе Кэмерона. Колоритные заместители-полководцы Кукулькана. Водные бомбы. Дыхательные маски с водой. Горбатые киты и косатки, подобно десантным подлодкам выбрасывающим десант на берег.

Не густо, но на безрыбье и рак осетр.

Тем паче, как я уже сказал, активного действия постановщики пожалели. Короткие сцены с кораблем, наемниками, чуть более продолжительные драка на мосту (тему с возрожденными воинами так и похоронили?) и атака Ваканды. Ну и непременный финальный махач. До чего же забавно, хотя и красиво, не спорю, смотрятся в наше время серьезные потасовки с использованием холодного оружия. Как бы упростил дело крупнокалиберный пулемет, установленный на носу «Леопарда». Сколько бы не пыжились вакандские дамы и синекожие ихтиандры, против пули переть сложно.

Для двух с половиной часов хрономеража – движухи «как украли».

Актеры, как вы уже поняли, отрадой ленты не становятся.

Шури (Райт («Первому игроку приготовиться», «Чёрная Пантера», «Смерть на Ниле»). Зажата, скована, явно не в своей тарелке. Причем не скажешь, что бездарность – обычно это живая, полная энергии девочка. Видать играть скорбь, и пребывать на первых ролях – сложнее, чем кажется. Персонаж, меж тем далеко не пропащий, явно готовящийся для участия в последующих марвеловских «фазах».

Из остальных дам кое-как припоминается королева (Бассетт («Контакт», «Падение Олимпа», «Падение Лондона», «Бамблби») с ее «гордым профилем и твердым шагом».

Да экспрессивная Накия (Нионго  («12 лет рабства», «Звёздные войны: Пробуждение силы», «Книга джунглей», «Звёздные войны: Последние джедаи», «Чёрная Пантера», «Мы»), которой тут, по большому счету, свое мастерство показывать негде.

Ну и у амбалистого М`Баку (Дьюк («В поле зрения», «Мы») имеются пару забавных сцен.

Кукулькан, он же Нэмор (Уэрта («Весёлые каникулы», «007: Спектр», «Нарко: Мексика»). Странноватый долгоживущий мутант, сперший крылышки у Гермеса, вдобавок сменявший их по пути с птичьи на рыбьи. Колоритный мужик, но чего-то откровенно не хватает, да и экстерьером не поражает. Эдакое живое божество для своего народа. Парень, презрительно относящийся к сухопытным и собирающийся нанести превентивный удар по всем странам разом. Что не лучшим образом говорит о его мозгах, даже при наличии вибраниума.

Из белых лицедеев больше минуты мы увидим только Мартина Фримана («Фарго», «Шерлок», «Хоббит»). Постаревшему хоббиту тут откровенно скучно.

Эрго. Вялое прощание с четвертой фазой. За мораль плюсик, к остальному есть большие вопросы.

Режиссер: Райан Куглер 

В ролях: Теноч Уэрта, Анджела Бассетт, Данай Гурира, Летишиа Райт, Лупита Нионго, Лейк Белл, Мартин Фриман, Флоренс Касумба, Микейла Коэл, Доминик Торн

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.