Апокалипсис / Апокалипто (Apocalypto), 2006

Погоня на закате цивилизации, или Динамичное путешествие к майя

Начало 16 века. Леса Юкатана.

Небольшое племя индейцев жило себе и горя не знало. Охота, подколки, посиделки у  костра, рождение детей. Жизнь шла своим чередом.

До той поры, пока в их краях не объявился отряд охотников за людьми из города майя. Жизнь лесного племени необратимо меняется, а у многих просто подходит к концу.

Но Лапа Ягура – один из попавших в плен охотников, твердо намерен вернуться домой.  Ведь там остался самый дорогой его сердцу человек, и только Лапа Ягура может спасти его от смерти.

 

Мэл Гибсон («Смертельное оружие», «Весёлые каникулы», «Игры разумов», «По соображениям совести» (режиссер), «День курка», «Охота на Санту», «Вальдо», «В эфире«) – один из самых харизматичных, фактурных американских лицедеев, и постановщиком оказался недурным. Апокалипсис стал его четвертой режиссерской работой и хорошим примером драйвовой приключенческой ленты в историческом антураже.

Именно он привлекает зрительское внимание в первую очередь. Перед нами картина из жизни цивилизации майя на пороге заката и встречи с европейцами. Но, несмотря на тщательную работу постановщиков по восстановлению атмосферы того периода, историю по фильму Гибсона изучать не стоит. По отзывам специалистов, он смешал в одном флаконе признаки разных временных периодов развития майя, многое проигнорировал, сделал акцент на кровожадной стороне цивилизации, показав этих парней лишь с негативной стороны.

Зато над гримом и прочим визажом Гибсон со товарищи поработал от души (номинация на Оскар за лучший грим).

Сперва перед нами идиллическая картина жизни лесных индейцев. Джунгли с густейшим подлеском, где сложно что-то разглядеть уже за пару шагов. Задорная беготня за тапиром. Колоритные типажи индейцев с кучей пирсинга во всех частях тела, частыми, явно ритуальными шрамами и тату везде, где можно и нельзя. Грубоватые подколки среди мужской компании. Простые, непосредственные нравы жителей деревни с их публичным обсуждением сексуальных вопросов и прилюдным подталкиванием зятя поскорее решать проблему отсутствия детей. Условные и хрупкие хижины из палок с широкими промежутками для проветривания. Обезьяны в качестве домашних животных. Сказки по ночам около костра для всего племени. Медицина со швами на рану с помощью голов муравьев. Использование местного наречия (юкатанского диалекта майя), переведенного субтитрами, и настоящих индейцев во всех ролях.

Аутентично, ничего не скажешь.

Затем нас знакомят с бытом «цивилизованных» городских майя.

Воины майя, их орудия убийства и пленения. Тяжелый труд на рудниках. Невольничий рынок, где не приглянувшихся никому рабынь попросту отпускают. Фрески с яркими картинами из жизни майя. Пирамида, а скорее зиккурат, на котором приносят в жертву невольников. Ритуальные пляски, ликующие толпы вокруг огромного жертвенника, жрецы и их прислуга в фантасмагорических масках.

Да, как я уже сказал, майя у Гибсона выглядят еще теми уродами (на самом деле позитивных моментов, свершений и выдающихся открытий у майя тоже хватало). Зажравшаяся, манипулирующая подданными верхушка. Простые люди, с огромным удовольствием наслаждающиеся смертями. Сотни и сотни жертв, должных умилостивить богов. Отрубленные бошки, вырванные сердца, кучи гниющих трупов.

Поскорее бы уже таких майя испанцы изничтожили.

Возможно, такой подход избран потому, что главный герой ленты видел от городских майя исключительно зло.

Название ленты «Apocalypto» может быть переведено как: «показывать себя», «обнаруживать истину». Дело в том, что Гибсон использовал для названия своего фильма греческий глагол, имеющий немало значений.

Вторым козырем фильма стала угарная динамика (ведь первой задачей Гибсона, по его словам было: «встряхнуть застоявшийся жанр приключенческого боевика»). Начиная с первых кадров, приобщающих нас к процессу охоты. Через напряженное сражение. И завершая финальной, практически 40-минутной погоней. Стоит отметить, что физические параметры индейцев явно находятся на недосягаемой для современного человека высоте. Выдержать темп несколько-дневной погони, будучи раненным – это высший пилотаж.

Создатели ленты всеми силами заражают зрителя охотничьим азартом, погружают прямиком в гущу боя, заставляют тратить последние силы, убегая от безжалостных врагов. Большой респект оператору, удачно и часто меняющему ракурсы, показывая действо то «из глаз», то сбоку, то с высоты птичьего полета. Дарящего нам живое ощущение скорости и неумолимости преследователей. Регулярно добавляющего саспенса с помощью испуганных взглядов в сторону убежища и выдающей беглеца крови. Расставляющего на пути героя новые и новые перипетии, включающие змей, болота, водопады и царя здешних лесов – ягуара.

И, конечно, людей.

Из антагонистов выделяются два типа.

Предводитель отряда, единственный более-менее известный лицедей Трухильо («Ковбои против пришельцев», «Банши», «Убийца», «Чёрный список»). Глыбища, шикарный, фактурный, невозмутимый боец и организатор. Отец одного из членов отряда. Побольше бы таких воинов и конкистадорам пришлось бы приложить максимум усилий для покорения империи майя.

Второй – на диво противный типаж, схлестнувшийся с главным героем еще во время атаки на деревню, и «почти» потерпевший поражение. Естественно не забывший этого и всеми силами старающийся отомстить.

Лапа Ягуара тоже неплох (даже жаль, что его актерская карьера не особо сложилась). Юный, порывистый парень. Фактически наследник лучшего охотника племени, лидер и будущий вождь. Обычный мужчина, не чуждый соленой шутке, искренне любящий своих жену и ребенка. Способный собраться в критической обстановке, выложиться до донышка, показать суровым воинам-майя кузькину мать.

Эрго. Захватывающая и аутентичная приключенческая история о погоне и преследовании  в землях майя. Динамика и антураж на высоте, хотя исторических вольностей постановщики, как полагается, допустили вагон.

Режиссер: Мэл Гибсон 

В ролях: Руди Янгблад, Далия Эрнандез, Рауль Трухильо, Джонатан Брюэр, Моррис Бердйеллоухэд, Карлос Эмилио Баэс, Рамирез Амилкар, Израэл Контрерас, Израэль Риос, Мария Исабель Диас, Эспиридион Акоста Каче, Майра Сербуло, Иазуа Лариос, Лорена Эрнандес, Итандехуи Гутьеррез, Саюри Гутьеррез 

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.