Старость не в радость, или Предательский инструмент
80-летний Энтони все глубже погружается в пучину старческой деменции, упорно отвергая попытки дочери Энн подобрать отцу хорошую сиделку.
Ситуация усугубляется тем, что Энн собирается переехать в Париж к любимому.
А отцу предстоит разобраться в играх собственного стареющего мозга. Или отправиться в дом престарелых.
Старость, и связанные с ней синильные изменения всегда была одним из ужасов человечества. Представить, что ваш мозг, безотказное орудие, инструмент познания и взаимодействия с миром, предательски начинает вас подводить – действительно страшно.
Тщательно, буквально под микроскопом, рассмотреть игры угасающего разума взялись француз Флориан Зеллер и британец Энтони Хопкинс, находящийся как раз в том самом критическом возрасте.
Получилось впечатляюще.
Энтони в исполнении Хопкинса (обзор творчества тут http://perekat.kiev.ua/гений-рыцарь-каннибал-75-лет-великолеп/ ), «Перелом», «Тор-2», «Экстрасенсы», «Ной», «Мир дикого Запада», «Тор: Рагнарёк») вызывает злость, сожаление и печаль.
Дело в том, что он предстает перед нами то в облике жестокого, язвительного, сумасбродного старикана. То как обаятельный, милый дедушка. Он вспоминает, любит и ценит младшую дочь, но позволяет срываться на старшую – ту, которая заботится о нем, не покладая рук. Попрекает ее квартирным вопросом, обещая пережить Энн и наговорить гадостей на ее похоронах. Страдает перепадами настроения, сперва распотешив юную даму, через минуту покрыв ее грубой бранью.
Но в обеих этих ипостасях мы видим старика, сражающегося с собственной памятью. Снята эта битва доходчиво и наглядно. Мы фактически оказываемся в его шкуре, глядим на мир глазами человека, который существует в зыбкой, ускользающей субъективной реальности. Люди оказываются не теми, кого он ожидает увидеть. А некоторые и вовсе являются продуктом мозговых нарушений, попросту галлюцинациями. Отличить настоящих от воображаемых становится все труднее. Он забывает огромное количество вещей, факты, события прошлого, при этом упрямо продолжая отрицать необходимость сиделки, уверяя, что в порядке и сам со всем справится. Естественная реакция пожилого человека, проверено на практике.
Возникают и исчезают абсолютно незнакомые люди. Меняются их лица, они утверждают странные вещи, которые ты никак не можешь проверить. Ведь не помнишь, как оно было на самом деле. И даже с обликом самых близких могут быть нюансы. Выпадают целые куски времени: дни, недели, месяцы. Факты меняются, перекручиваются, становятся оборотнями. События повторяются по второму кругу с другими людьми. Бытие истончается, как туман поутру. Тебе приходится принимать события на веру, все больше теряя связь с объективной реальностью. С ужасом ожидая ухудшения, когда человек не способен надеть свитер, впадает в детство, тихо угасает, не помня, кто он вообще такой. Оставаясь настоящей загадкой для зрителя, ведь кем был в прошлом старик Энтони, мы определенно так и не узнаем.
Жуткая картина, мастерски разыгранная одним из лучших лицедеев 20 века.
Лента снята по пьесе и сценарию, написанными лично постановщиком фильма Флорианом Зеллером.
Одновременно мы увидим происходящее с другой стороны – любящей дочери Энн (Оливия Колман («Железная леди», «Ночной администратор», «Убийство в Восточном экспрессе», «Фаворитка»). Немолодой, уставшей женщины, вынужденной наблюдать за умиранием родителя. Выслушивающей его ругань, плачущей от бессилия, вынужденной поступаться собственными интересами, терпеть недовольство любимого мужчины. Понимающей, что отец временами просто напросто не узнает ее. Той, кому приходится принимать сложнейшее решение – ведь дальше так продолжаться просто не может.
Фильм вышел театрально-камерным, большинство действия происходит в стенах одной квартиры, становящейся еще одним героем картины. Огромное, безлюдное, богато обставленное помещение, по которому бродит теряющий себя старик. Медленные панорамы пустынных комнат, помнящих время, когда их хозяева были молодыми. Способных стать предметом раздора, и фактором, позволяющим больно уколоть близкого человека.
Картина размышляет об отношении к своим престарелым родителям, любви и жертвах, которые дети приносят на алтарь тех, кто их вырастил.
Лента полностью лишена активного действия, но завораживает, подобно удаву, глядящему на кролика. Ведь такая судьба может ждать любого из нас.
Эрго. Пронзительная история о старости, деменции, забвении, угасании. А также об отцах и детях, куда ж без этого.
Режиссер: Флориан Зеллер
В ролях: Оливия Колман, Энтони Хопкинс, Марк Гатисс, Оливия Уильямс, Имоджен Путс, Руфус Сьюэлл, Айеша Дхаркер, Роман Зеллер, Скотт Маллинз, Рэй Бернет
Точное отображение, без лишних деталей, состояние каждого в этой беде, и от этого только правдивее и безжалостнее изложение ситуации. Должно, необходимо знать, осозноыать, понимать, что такое деменция и колоссальная поддержка тем, кто с этим столкнулся! Мы, вы не одни такие. Очень нужный фильм. Ген альный Э. Хопкинс! Спасибо всей команде создателей!