Охота на тигрицу, или Гендерное противостояние
Домохозяйка Дороти Лайан не думала, что заседание комитета средней школы, где шла речь о распределении средств, может завершиться таким образом. Полноценным арестом с посещением полицейского участка и занесением отпечатков пальцев в Национальную базу данных.
И уж тем более не была она готова к последующему визиту пары неприятных парней, желающих похитить нашу примерную мать и жену. Парней, ставших нежданным приветом из далекого прошлого, которое Дороти старалась забыть.
Прошлого, очевидно, не забывшего ее.
Сериал Фарго (обзор 1-го сезона тут, 2-го тут, 3-го тут, 4-го тут), вдохновленный полнометражным фильмом Коэнов, стал отличным криминальным проектом, с черным юмором говорящий с нами о неожиданных и темных проявлениях характера обычных провинциальных американцев.
Пятый сезон сохранил часть преимуществ предыдущих частей, к сожалению, утратив изрядную толику других фишек проекта. О плохом позднее, пока о достоинствах.
На месте харизматичные и живые персонажи, скроенные по лекалам «наших соседей».
Дороти (Темпл («Мушкетеры», «Киллер Джо», «Малефисента», «Чёрная месса» , «Электрические сны Филипа К. Дика»). Идеальная жена и мать, скрывающая под спудом чертовски неожиданные качества. Позволяющие ей раз за разом удивлять оппонентов и выживать в городских джунглях. Сообразительная девица, активно использующая подручные средства для защиты. Совмещающая роль домохозяйки с пещерными свойствами личности (список покупок – это «пять»). Перед нами многогранный персонаж, аж никак не являющийся супевумен. Она допускает ошибки, «тупит», впадает в ступор, может действовать опрометчиво. Не просит помощи, понимая, что полагаться можно лишь на себя. А когда необходимо, собирает волю в кулак, мобилизует силы, и делает все для выживания себя и своих близких.
Миссис Лайон (Ли («Пиджак», «Аннигиляция», «История Лизи»). Мать супруга Дороти. «Псевдомонаршья особа», по словам невестки. Богачка после пластики, занимающаяся коллекторским бизнесом. Сноб высшей пробы, мстительная, несколько подзаевшаяся особа, при необходимости способная придавить любого. Две миссис Лайон, старшая и младшая изрядно похожи, если отбросить наносное презрение к людям старшей (а вот принятие невестки после досье выглядит слишком слащаво). Обе фемины играются с масками, легко переключаются из любезной вежливости на образ опасной хищницы. Актрисы демонстрируют эти переключения не идеально, но вполне прилично.
Уэйн (Рисдаль («Оппенгеймер») . Муж Дороти. Хороший, мирный человек, жаждущий лишь «играть с дочкой и смотреть Отчаянных домохозяек». Слабый маменькин сыночек, полностью находящийся под влиянием родительницы. До той поры, пока боязнь матери и любовь к жене не входят в дикое противоречие.
Рой Тиллман (Хэмм («Город воров», «Легион», «Благие знамения», «Топ Ган: Мэверик»). Монументальный образ провинциального шерифа, считающего, что «закон это я». Весьма вольно толкующий законы и частенько цитирующий Библию. Потомственный защитник справедливости, занимающий должность с 25 лет. «Блюститель свободы, защитник гражданина от тирании государства, призванный блюсти, что правильно и преследовать все плохое, а закон здесь почти что ни при чем». Ведущий предвыборную компанию под лозунгом «Суровый мужик для суровых времен». Кондовый патриархальный домостроевец, тиран, накрепко уверенный в превосходстве мужчины над женщиной, напрочь забывший, что ответственность в семье лежит на обоих ее членах. Чаще ездящий на лошади, чем на автомобиле. Не снимающий непременный стетсон нигде, включая ванну. Доходящий в своем местечковом возвеличивании до абсурда (полотенце со своим ликом).
Причем, судя по фото в личном деле Надин, все его слова о том, что «подымают руку лишь в назидание, не получая при этом удовольствия», яйца выеденного не стоят. Странно, ведь словам шерифа поначалу веришь.
Его сынок Гатор (Кири («Очень странные дела», «Главный герой»), ставший заместителем шерифа. Готовый защищать, но не считающий себя работающим в сфере обслуживания. Щенок, старающийся (не слишком удачно) походить на своего матерого папашу.
Манч (Спруэлл («Повелитель бури», «Лютер», «Белоснежка и охотник», «Советник», «Номер 44», «Последний корабль», «Валериан и город тысячи планет», «Король вне закона», «Северные воды»). Преступник, нанятый для темных делишек. Ни во что не верящий нигилист, говорящий о себе в третьем лице. Единственный, наделенный слабенькой мистической линией. Конкретно «двинутый по фазе», излучающий опасность и безумие.
Офицер полиции Индира (Мукджани). Женщина, изрядно влезшая в долги (по примеру 90 процентов американцев), удовлетворяя порывы эгоистичного, туповатого муженька. Еще один пример неправильного подхода к браку с обеих сторон.
На примере некоторых персов нам показывают, как «теряют берега» облеченные властью и деньгами, как видят закон в провинции. Как служители этого самого закона защищают лишь «тех у кого есть деньги, статус, интеллект, от тех у кого их нет». Другие герои продемонстрируют как воспринимают проблемы «пересични громадяны». Как выходят наружу доселе не используемые качества. Как слетают покровы цивилизованности. Порой уместно, порой нет. Да, временами герои выглядят слишком нарочито, но во вселенной «Фарго» такое не в первый раз.
В наличии переплетение арок, когда практически все основные персонажи, так или иначе, рано или поздно оказывают влияние на других. Нелогичные, спонтанные, непродуманные действия героев, неожиданные повороты сюжета, добавляющие напряжения с сопереживанием. Экшен-сцены в духе «Один дома».
Теперь о грустном. В пятом сезоне одна-единственная сквозная и сюжетообразующая идея. Гендерное противостояние, а точнее отношение мужчин к своим женщинам. Мужики здесь либо слабовольные, инфантильные, эгоистичные тряпки, либо сволочи, козлы-самцы, патриархальные садисты-домостроевцы (единственный, кто выделяется в положительном смысле — негр-патрульный). Женщины, напротив, бубочки – свет в окошке, «встающие ни свет, ни заря, чтобы отставить след в истории». Есть, конечно, исключение, которое лишь подтверждает правило. Такой подход конкретно сужает довольно многогранное морально-этическое наполнение сериала.
И бог с ним, что нам почти не покажут оскалов судьбы, ироничных поворотов, игр фортуны, влияющих на нашу жизнь. Хотя обидно. А вот то, что вместо препарирования темных сторон людской натуры, таких как зависть, гордыня, жажда обладания, возвышения, ненависть к успехам других, манипулирование, обсуждения неоднозначных моральных выборов, мы услышим лишь: «дамы-форевер мужики-масдай», несколько обидно. Да и с длиннющими «зтм» постановщики перестарались.
Эрго. Сезон, сохранивший некоторые из преимуществ Фарго, но растерявший по дороге немаловажную часть других. Тенденция развития сериального Фарго настораживает.
Режиссер: Ной Хоули, Дональд Мерфи
В ролях: Джуно Темпл, Джон Хэмм, Дженнифер Джейсон Ли, Дэвид Рисдал, Джо Кири, Сэм Спруэлл, Рича Мурджани, Дэйв Фоли, Ламорн Моррис, Сиенна Кинг
обзор 1-го сезона Фарго тут http://perekat.kiev.ua/фарго-fargo-сериал-2014/ ,
2-го тут http://perekat.kiev.ua/фарго-fargo-сериал-2-й-сезон-2015/ ,
3-го тут http://perekat.kiev.ua/фарго-fargo-сериал-3-й-сезон-2017/ ,
4-го тут http://perekat.kiev.ua/фарго-fargo-сериал-4-й-сезон-2020/