Топи, сериал, 2021

Пятеро в глуши, или Между Добром и Злом

Настроение Дениса Титова — основателя успешного стартапа и создателя модного приложения для смартфонов, сложно было назвать хорошим. У него обнаружили неоперабельный рак — спасти парня могло только чудо. 

За которым он, в компании четырех слабознакомых людей, отправился в чудотворный монастырь, расположенный в самой что ни на есть кондовой российской глубинке. Неподалеку деревеньки Топи.

Глуши, где с реальностью происходит что-то не то. Где киоск на станции обклеен объявлениями о пропавших людях. А чудеса хоть и случаются, но с серьезными ограничениями.

И вернется ли кто-то из туристов в Стольный град — абсолютно непонятно.

 

Мистические сериалы в последнее время пошли косяком, как лосось на нерест. Не успели познакомиться с «Территорией» , пришло время Топей – проекта, сценаристом которого выступил фантаст Дмитрий Глуховский, создатель «Метро 2033» и «Будущего».

Атмосферненько вышло, не спорю.

Однако местами сильно перекликается с той же «Территорией» (прям таки «Один позвал – другой ответил»). Бюджетный хоррор-триллер с малым количеством актеров, активным использованием природных красот, нагнетанием обстановки. Местом действия которого выступает российская глубинка.

В отдаленных деревнях, если верить постановщикам, дело неладно (что характерно – американские кинематографисты свою родное захолустье тоже рисуют не пастельными тонами, понятное дело с учетом местной специфики, и без мистики: то же «Любой ценой» вспомним).

«Вымирает русская деревня». Покосившиеся черные избы из старых досок, как при царе Горохе. Ржавые остовы машин. Полуразваленные сарайчики. Поваленные заборы. Гробовая, мертвая тишина, ни одна собака не гавкнет, тока неистребимые петухи по утрам орут. Иконостасы старых портретных фотографий. Непролазная грязь, в которой вязнет даже УАЗик. Отключения света.

Попадающиеся неожиданные признаки цивилизации вызывают жуткое удивление и когнитивный диссонанс. Спутниковые тарелки. Микроволновки. Электрочайники. Ну не может их тут быть! А они есть.

В блюдо остроты добавляет местная специфика. Десятки объявлений о пропавших людях. Потерянные селяне, бродящие по деревне или как статуи сидящие на скамейке. Заброшенный монастырь, где, тем не менее, кто-то обитает, не забывая при этом поддерживать сайт и отвечать на звонки потенциальных паломников. Обряды с использованием крови петуха. Растворившийся в воздухе водитель. Странноватые символы. Загадочный Хозяин. Пострадавшие домашние животные. Вездесущие червяки, прочие опарыши как символ бездарного и бессмысленного людского копошения (и не только). Вольные отношения со стариком Хроносом.

С первых кадров зрителя накрывает обстановкой психоделической фантасмагории.

Специфическая музычка, порой напоминающая основную тему шикарной «Тьмы» .

Оборотные, перевернутые кадры вверх ногами, врезки непонятно чем занимающихся людей. Долгое время неясно, что перед нами — глюки героев или нечто большее?

Отмороженные пейзане, напоминающие клиентов Канатчиковой дачи. Таящие немало сюрпризов юницы. Головы кукол торчащие на огородах.

Пустынный, полуразрушенный монастырь. Взгляды в спины героям из-за кустов. Философски настроенный представитель доблестной милиции (пардон, полиции, хотя «суть та же»). Периодически будто растворяющиеся в воздухе соседи по группе.

Мрачноватый и сумрачный предзимний лес. Черные голые стволы деревьев. Пауки, муравьи, речушки со стоячей водой и тиной, болотца. Воде здешний оператор уделяет немало внимания (оммаж Тарковскому?). Туман, временами окутывающий путь героев.

Любопытно, что российскую природу снимали в Беларуси, конкретнее в Минской области.

Разбавляется мрачная атмосфера когда злым, когда горьким стебом над современной российской жизнью («либо лес валить, либо людей закапывать – какой еще в России бизнес?»). Молодежь, уткнувшаяся в свои смартфоны («вялое поколение»). Деньги – как мерило всего. Обращение к духовности в самом крайнем случае. Махровый эгоизм московской элиты. Секс – как фетиш и как валюта. Большая часть страны, живущая в депрессивных деревнях. Давление спецслужб, слежка за гражданами. Разница в подходе и отношениях между столичными жителями и остальными россиянами. Чеченская война, продолжающаяся для некоторых ветеранов.

В процессе постановщики цепляют целую кучу различных важных и тяжелых тем современности.

Уход близких, попытки вернуть то, что не может вернуться. Вопросы веры, испытания, возможности Чуда. Свет и Тьма, искушение, людская слабость. Патриархальный шовинизм. Двойственное отношение к религии. Людская гордыня, попытки понять Божий Замысел, не поддающийся пониманию. Неверие. Тяжелая судьба женщин восточных народов. Ненависть между русскими и кавказскими племенами. Экологические проблемы страны. Вымирание гомо сапиенсов, отравляемых градообразующими предприятиями. Рак, выкашивающий народ похлеще любого завоевателя. Отношения меж людьми («я ж хотел по любви — за деньги надежнее»).   

Интрига хороша, хотя взгляд порой натыкается на знакомые приемы, подходы и концепты. То «Солярисом» повеет, то «Под Куполом» из кустов подмигнет. Мифология сериала несколько вторична, но на это можно не обращать внимания.

Ведь точно понять, что происходит с героями, не получится почти до конца. Хотя теорий вагон и маленькая тележка. Это финал бренной жизни, или головой стукнулись? Играем в дядьку Кинга, или просто плохая погода? Галлюцинации или реальная мистика? Дьявольщина или криминал? Настоящий заговор или обычное разгильдяйство? К середине третьей серии создатели проекта бросают жирный намек на правду, вроде как вскрывая карты («свеженькие что ли», да беседа Дениса с мужем хозяйки), но затем вновь напускают тумана. Может это был сон, или очередные глюки? Ближе к финалу выводя в самые главные загадки проекта личность Хозяина (а также его природу, неужто…?), выставляя на доску новые, загадочные и опасные фигуры. Устраивая перекличку со «Вторыми руками» Олдей.

Актеры, в общем, с задачей справились.

Денис (Иван Янковский (внук великого Олега Янковского). Плоть от плоти и кровь от крови столичной деловой молодежи. Циничный, не верящий ни во что кроме денег, считающий религию способом контролировать людей. Не знающий в своей собственной родине ничего кроме столицы. Махровый эгоист, готовый бросить товарищей в любой момент. Поддавшийся на материнские уговоры, решивший испробовать последнюю возможность остаться на белом свете. В Топях попавший в ситуацию, вернувшую ему Веру в Чудо. Под завершение сериала привыкший к собственной смерти Денис серьезно меняется, получает надежду, отбрасывает некоторые защитные реакции, переживает катарсис. А следом еще один.

Макс (Жизневский) – сексуальный террорист, стремящийся трахнуть все, что движется, но ищущий в женщинах невинности. Наглый, рациональный журналист, представитель желтой прессы с крепким желудком, экс-работник интернет-издания, не чурающийся черного пиара, ищущий жареные факты. Готовый ради сенсации пойти практически на все. Тихон порой переигрывает, но в целом каши сильно не портит.

Соня (Крылова) – тихая, скромная блондинка с огромными и глубокими глазами. Воцерковленная девственница, жившая под гнетом своего деспотичного отца. Потерявшая сестру, погибшую в аварии. Нашедшая силы устроить бунт, бросившись в эту поездку, как в омут. Всерьез верующий человек, настигнутый сомнениями в связи со смертью близкого.

Катя (Шпица («Метро», «Поддубный», «Экипаж»). Полная противоположность Соне. Девица свободных нравов, недавно брошенная парнем и чуть не покончившая по этому поводу с собой. Боится старости. Единственная из компании «похожая на живого человека», по мнению случайного знакомого.

Эля (Володчинская) – кавказская барышня, бегущая от жениха, застукавшего ее с любовником. Жертва патриархальной системы восточных народов и символ борьбы слабого пола за свои права («бабой быть не хочу, хочу просто человеком»).

Постепенно у нас вырисовывается несколько основных идейных линий, за каждую из которых отвечает один или несколько героев.

Вопросы веры, ее потери и обретения. Борьба за правду. Тлеющий конфликт между русскими и кавказскими народами.

Ничего не скажешь – идейно постановщики свое детище накачали с избытком. К сожалению, далеко не все из заявленных тем адекватно раскрыли.

Эрго. Небезынтересный психоделический детективный хоррор  с качественной интригой, хорошей атмосферой,  идейным наполнением. А вот вторичность многих подходов к достоинствам не отнесешь.

Режиссер: Сергей Полуянов

В ролях: Иван Янковский, Тихон Жизневский, Анастасия Крылова, Катерина Шпица, Софья Володчинская, Марина Васильева, Максим Суханов, Александр Доронин, Кирилл Полухин, Вероника Мохирева, Татьяна Владимирова, Александр Парфенович, Вадим Цаллати, Юлианна Михневич, Гела Месхи, Александра Бортич, Мария Маслова

P. S. Еще одно сходство Топей с Территорией — две звуковые дорожки, одна со всем великолепием богатого и могучего русского языка, вторая с цнотлывым запикиванием мата. Тенденция, однако.

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.